Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования – детский
оздоровительно-образовательный центр – «Центр поддержки детства»
Программа принята
Методическим советом МБУ ДО «ЦПД»
Протокол от_______________№_____
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУ ДО «ЦПД»
__________________К. И. Охват
приказ от __________ № _____
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Мастерята»
(платная основа)
Возраст обучающихся: 5-7 лет
срок реализации –1 год
Автор-составитель:
Архипова Елена Сергеевна,
педагог дополнительного образования, ВКК
Екатеринбург, 2024 г.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Мастерята» относится к программам
художественной направленности для обучающихся 5-7 лет. Программа способствует развитию
творческих способностей детей
средствами изобразительного искусства.
Программа
направлена на развитие у обучающихся способности чувствовать, мыслить, творчески
действовать и эстетически относиться к миру в процессе художественной деятельности. В
программу включены занятия по живописи, графике и конструированию.
Нормативно-правовые акты, на основе которых разработана программа «Мастерята»:
Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в
Российской Федерации».
Концепция развития дополнительного образования до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р.
Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным образовательным программам.
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 093242 с методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.04.2017 № ВК1232/09 с методическими рекомендациями по организации независимой оценки
качества дополнительного образования детей.
Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития
воспитания в РФ на период до 2025 года.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. №
816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ».
СП
2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Положение о промежуточной и итоговой аттестации обучающихся МБУ ДО «ЦПД».
Устав МБУ ДО «ЦПД».
2
Актуальность и новизна. Творческое развитие детей, расширение его внутреннего
творческого пространства не может осуществляться на пустом месте. Этим местом,
пространством, материалом становится культура, в которой запечатлен опыт творческой
деятельности и самосовершенствования многих поколений людей. В программе «Мастерята»
этим пространством становится - изобразительное искусство. Проблемное поле педагога лежит
в области установления диалога между ребенком и пространством изобразительного искусства,
в научении ребенка 5-7 лет общению с искусством и в формировании у ребенка потребности
творчески действовать.
Актуальность данной программы заключается в том, что работа с различными
материалами в разнообразных техниках будит фантазию, развивает эстетический вкус,
творческую активность, мелкую моторику рук, имеет большое значение для всестороннего
развития ребенка. Содержание программы характеризуется разнообразием материалов,
используемых в работе, разнообразием ручных операций и видов деятельности, разнообразием
познавательных сведений.
Новизна данной программы определяется интегративным характером содержания,
особенностями применяемой технологии и ведущего метода обучения: эстетическая игра.
Работа с различными материалами в разнообразных техниках будит фантазию, развивает
эстетический вкус, творческую активность, развивает мелкую моторику рук. Содержание
программы характеризуется разнообразием материалов, используемых в работе, разнообразием
ручных операций и видов деятельности, разнообразием познавательных сведений.
Педагогическая целесообразность определяется возможностью раскрытия природных
задатков и творческого потенциала обучающихся. Опора на игровую деятельность ребенка как
на природосообразную и более эффективную в этих возрастных границах. Трансформация
детской игры в творчество.
Цель программы: развитие творческого потенциала обучающихся 5-7 лет средствами
изобразительной деятельности.
Задачи:
Обучающие:
познакомить
детей
с
основными
понятиями
и
закономерностями
изобразительного и искусства (колорит, содержание, чередование, симметрия,
асимметрия в узоре, изобразительные приемы и т.д);
научить обучающихся приемам работы в традиционных и нетрадиционных
техниках с применением разных материалов;
3
научить детей использовать знания, полученные на уроках окружающего мира,
технологии, изобразительного искусства и других, для создания композиций
различного характера.
Развивающие:
развивать художественный вкус, творческие способности, фантазию детей,
способности видеть, чувствовать красоту и гармонию;
определять и сформировать индивидуальные способности обучающихся;
развивать
внимание,
память,
логическое
и
абстрактное
мышление,
пространственное воображение;
развивать художественные способности – «чувство цвета», ритма, композиции;
сформировать и развивать «визуальную грамотность» и культуру ручного труда;
развивать коммуникативные способности детей.
Воспитательные:
воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой
выполненный труд;
воспитать трудолюбие, выносливость, силу воли;
воспитать уважение к традиционным материальным и духовным ценностям;
способствовать воспитанию патриотизма, привить уважение к наследию
культуры.
Адресат программы: обучающиеся 5-7 лет, получающих образование в учреждениях
разного типа и статуса. Набор детей в группы проводится без предварительного отбора.
Программа построена с учётом возрастных и психофизических особенностей.
Количество обучающихся в группе 12-15 человек.
Объем освоения программы:
Периодичность занятий - 2 раза в неделю по 1 часу. Срок реализации программы – 1 год.
Всего – 72 часа.
Форма обучения: очная.
Форма организации образовательного процесса: групповая.
Структура программы представлена ознакомительным уровнем. Ознакомительный
уровень предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм
организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания
программы. Начальное изучение художественных техник, основы изобразительного искусства.
Знакомство с материалами и инструментами.
4
При составлении программы, при комплектовании групп и распределении учебной
нагрузки
учитываются
возрастные,
индивидуально-психологические
и
физические
особенности обучающихся.
Возраст 5-7 лет играет особую роль в личностном развитии ребенка: в данный период
жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.
«В старшем дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности: формируется
устойчивая структура мотивов, зарождаются новые социальные потребности (потребность в
уважении и признании со стороны взрослого и сверстников, интерес к коллективным формам
деятельности); возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного
поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей, моральных норм
и правил поведения в обществе».
Совершенствуется восприятие цвета, формы, величины и строения предметов;
систематизируются представления детей, полученные ранее. Старший дошкольник способен
вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные
объекты. Совершенствуется ориентация в пространстве.
Дошкольный возраст 5-6 лет – период интенсивного познавательного развития. В этот
период формируются личностные, познавательные, мотивационные структуры, необходимые
для обучения. Важную роль в развитии обучающихся этой группы играет сюжетно-ролевая
игра, которая позволяет ребенку создать вымышленную реальность, где становится возможным
отработать знаковые модели поведения.
Младший школьный возраст 7 лет обусловлен большой подвижностью. В этой связи
весьма важно практиковать на занятиях различные виды учебной работы: применять
наглядность, методы объяснения сочетать с беседой и т.д., проводить физкультпаузы
(физкультминутки). Интенсивное развитие нервно-психической деятельности, высокая
возбудимость, подвижность и острое реагирование на внешние воздействия сопровождаются
быстрым утомлением, что требует умелого переключения с одного вида деятельности на
другой. В этот период ребенок начинает приобретать социальный опыт, начинает постигать
себя в качестве личности в системе трудовых, моральных, общественных отношений. Поэтому
очень важно выстраивать коммуникацию между детьми на основе положительной «ЯКонцепции» К. Роджерса.
Для ребенка в любом возрасте важное место занимает потребность в признании.
Поэтому одним из условий обучения является удовлетворение потребности в самораскрытии и
творческой самореализации.
Все указанные особенности учтены при составлении программы «Мастерята для
детей 5-7 лет».
5
Отличительные особенности программы
Отличительной чертой программы является форма ее проведения – это эстетическая
игра. Суть эстетического отношения к миру в том, что человек воспринимает мир и все
живущее в мире как живое, самоценное и родственное ему самому, и благодаря этому не
противостоит миру, а переживает мир и другое «Я» как свое собственное.
Поэтому в эстетической игре всегда в центре внимания чувство: чувство цвета, чувство
звука, чувство линии, чувство формы, чувство ритма, чувство композиции, чувство
пространства, переживание самого себя, переживание другого и осознание самого себя как
творческой личности.
Эстетическая игра - это целостное, срежиссированное педагогом действо, имеющее
свою структуру. Эстетическая игра включает в себя: композицию занятия, выбор персонажей,
завязку, развитие, событие, темпоритм, смену настроения и пластики персонажей, контраст,
метафору, сопереживание, импровизации, то есть строится по законам искусства. Участвуя в
такой игре, находясь в ее пространстве, действуя по ее законам, ребенок осваивает язык и
законы искусства.
Ребенок вместе с педагогом последовательно проходит следующие этапы:
вхождение в ситуацию;
проживание ситуации и постижение ситуации изнутри;
выстраивание своего отношения ко всему происходящему, к данной ситуации, опираясь
на свой эмоционально-чувственный опыт;
анализ ситуации и рефлексия;
рождение художественного образа;
создание своей творческой работы.
Формы эстетической игры:
Игры-путешествия по природным пространствам и стихиям.
Игры-путешествия по фантазийным странам, возникающим на основе ассоциаций с
величиной,
материалом,
тактильными
ощущениями,
вкусовыми
ощущениями,
временными характеристиками, характером движения, эмоциональным настроением и
пр.
Игры в профессии: «мы - конструкторы фантастических средств транспорта», «мы –
архитекторы», «мы – модельеры» и т.д. Конструирование транспорта, зданий, одежды и
пр. на основе самых различных ассоциаций по поводу реального мира и мира искусства.
Игры с пространством.
Игры-самопроекции.
6
Фантазия по придумыванию игр для занятий и художественных средств, технологий для
выполнения
творческих
заданий
безгранична.
Путешествие
вовнутрь
пространства
произведения искусства - игра для ребенка одновременно увлекательная и сложная.
Технологией этого путешествия-погружения являются методы театральной педагогики,
а предлагаемыми обстоятельствами становятся эталоны культуры. Педагог вводит ребенка в
мир, созданный художниками, скульпторами, архитекторами. Соприкасаясь с этим миром,
изучая его изнутри, ребенок прикасается к чувствам и мыслям художника, видит его глазами,
слышит его сердцем, вовлекается в мир его ощущений и переживаний, осмысливает его
отношение к миру. Педагог помогает ребенку вступить в диалог с художником, как можно
лучше понять то, что он хотел сказать, пропустить понимание этого через себя, составить по
этому поводу свое мнение. Значение такого диалога нельзя переоценить. Оно обогащает душу
ребенка, знакомит с неисчислимыми мирами, созданными воображением и силой духа
художников.
Педагогу необходимо выстроить занятия таким образом, чтобы ребенок не испытывал
страха перед рисованием, а имел к нему вкус и желание, мог выразить свои чувства и мысли с
помощью цвета, линии, формы.
Формы проведения занятий
Для детей занятие становится своеобразной игрой, и проводится в форме «театра
сказки». Для каждого занятия создается специальная сказка-игра, отражающая одну из тем
программы.
Сказка - цвет (Желтая сказка, Красная сказка...);
Сказка - звук (Сказка о ночных шорохах, Громкая сказка, Тихая сказка...);
Сказка - движение (Быстрая сказка...);
Сказка - линия (Страна линий...);
Сказка - эмоциональное настроение (Веселая сказка, Страшная сказка...);
Сказка - природное пространство (Ночная сказка, Весенняя сказка, Морская сказка...);
Сказка - материал (Стеклянная сказка, Шерстяная сказка...);
Сказка - физическое ощущение формы (Мягкая сказка, Теплая сказка...);
Сказка - путешествие в пространство произведения изобразительного искусства
(Путешествие по горам Н. Рериха или М, Сарьяна...).
Сказка замечательна тем, что в ней все может быть и все может жить, т.е. иметь душу.
Персонажами сказки становятся любые предметы, объекты и явления природы, сам ребенок. В
возрасте 5-7 лет, когда образное мышление ребенка уже способно к замещению и
пространственному моделированию, самостоятельными участниками сказок становятся не
7
только реальные и фантазийные существа, но и простейшие элементы искусства - цветовые
пятна, линии, формы.
Работа с произведением искусства проводится только на экспозиционном уровне по
поводу конкретного цвета, линии, формы, природного пространства.
Рассмотрение во время игры одних и тех же элементов искусства с разных сторон и
постоянное изменение ракурса, точки зрения на них, с одной стороны, обогащает знание
ребенка, а с другой - не создает штампов, так как ребенок в этом случае воспринимает их
многопланово.
В процессе таких игр ребенок научается находить общность и различия между цветом,
линией, формой, фактурой, ритмом, движением, их настроением или взаимодействием в
графике, живописи, архитектуре.
Педагог создает “ситуацию успеха”, поощряет каждый самостоятельный шаг ребенка,
сделанный для преодоления своей неудачи и своего страха. Педагог говорит ребенку о своих
чувствах, о том, как он рад его успеху.
Ребенку трудно проанализировать свои чувства, трудно перевести их в зримые образы.
Педагог наводящими вопросами помогает ребенку переступить черту между его чувствами,
ощущениями, образами, возникшими в его воображении, и чистым листом бумаги.
Ребенок в отличие от художника не может длительное время удерживать в себе тот
первый импульс, ту свежесть, тот накал чувства, который возник внутри него в момент
соприкосновения с поставленной перед ним задачей, предложенной темой или при встречи с
произведением искусства. Задача педагога - поддерживать в ребенке это чувство, этот первый
импульс на протяжении всей работы.
Само освоение приемов, способов работы, технологии изобразительной деятельности
тоже происходит в игровой форме. Персонажами сказок, историй в этом случае становятся
краски, карандаши, кисточки, а местом действия - бумага, картон и т. д.
Главная задача педагога создать условия, атмосферу, ситуацию в которой ребенок будет
с удовольствием играть, рисовать, моделировать, конструировать, творить.
Персонаж - это герой сказки, истории, загадки. Им может стать любое животное,
насекомое, предметы природы: камень, капля воды, лист, ветка, снежинка... Персонажем также
могут быть и явления природы: ветер, дождь, гроза; времена года, времена суток ( например,
Ночь); предметы, созданные руками человека: туфелька, иголочка, чайник... И, конечно, роль
персонажа может играть и сам ребенок.
На занятиях в старшей и подготовительной группе персонажами также становятся
элементы искусства: цветное пятно, звук, линия, абстрактная форма.
8
Пространство и время - это место действия персонажа. Пространство реального
мира природы: утро, день, вечер, ночь; природный ландшафт - лес, поле, горы, река;
природные стихии - воздух, вода, огонь. Пространство, созданное человеком: город; дом;
комната. Пространство в сказке. Пространство в произведение изобразительного искусства.
Внимание ребенка акцентируется на следующих характеристиках пространства: цвет,
свет, величина, движение, тепло или холод, то есть всего того, из чего складывается его
настроение, его воздействие на человека.
В процессе эстетической игры педагог создает ситуацию, в которой осуществляются
взаимодействия между персонажем и пространством, между персонажем и персонажем, где
персонаж и пространство живут своими чувствами, своими эмоциями.
В этой ситуации с эстетической точки зрения рассматриваются следующий понятия:
материал и его свойства;
эмоции как переживаемые персонажем чувства и как эстетическое отношение к миру;
звук как признак материального мира;
движение как способность персонажа к движению и движение как выражение
эмоционального состояния персонажа;
взаимодействие как признак материального мира;
цвет как признак материального мира, и цвет как средство искусства;
линия и форма в окружающем нас мире, и линия и форма как средства искусства;
фактура материала в окружающем нас мире, и фактура как средства искусства;
ритм, симметрия, композиция в природе и ритм, симметрия, композиция как средства
искусства.
Эти понятия рассматриваются, и как - самостоятельные, самоценные, и как -
находящиеся в тесном взаимодействии друг с другом. Освоение ребенком этих понятий на
разных уровнях, в процессе игровой, интеллектуальной и практической деятельности и есть
творческое общение с пространством изобразительного искусства.
Структура программы
В центре внимания программы на каждом его этапе - персонаж и пространство.
Структура программы состоит из следующих разделов:
I. Расширение чувственного, эмоционального и визуального опыта:
Расширение чувственного, эмоционального и визуального опыта в процессе общения с
реальным миром природы, людей и вещей.
Расширение чувственного, эмоционального и визуального опыта в процессе общения с
искусством.
9
II. Моделирование художественных образов в цвете, линии, форме:
Моделирование художественных образов в процессе общения с реальным миром
природы, людей и вещей.
Моделирование художественных образов в процессе общения с искусством.
Учебный план
№
1.
2.
Тема
Кол-во
В том числе
Формы контроля
Часов Теория Практика
Раздел А. Расширение чувственного, эмоционального и визуального опыта
Вводное занятие. Физические
4
2
2
Беседа, анкетирование,
свойства материала.
творческое задание
Природное пространство
Расширение эмоционального
2
1
1
Беседа,
опыта
творческое задание, опрос
Движение и звук как признаки
2
1
1
Опрос, творческое
материального мира
задание
4.
Ритм, симметрия как признаки
2
1
1
Опрос, творческое
материального мира
задание
5.
Расширение чувственного,
2
1
1
Беседа, творческое
эмоционального и
задание
визуального опыта в процессе
общения с искусством
Раздел Б. Моделирование художественных образов в цвете, линии, форме в процессе общения
с реальным миром природы, людей и вещей
6.
Цвет и материал
8
4
4
Беседа, творческое
задание, упражнение
7.
Цвет: эмоции, звук, свет,
8
2
6
Беседа, творческое
движение
задание, упражнение,
опрос
8.
Линия и эмоции. Линия и
8
2
6
Беседа, творческое
движение
задание, упражнение,
опрос
9.
Форма
8
2
6
Беседа, творческое
задание, упражнение,
опрос
10. Фантазирование с природной,
8
2
6
Беседа, творческое
геометрической и абстрактной
задание, упражнение,
формой и вещью
опрос
11. Объем и фактура
8
4
4
Беседа, творческое
задание, упражнение,
опрос
12. Ритм и симметрия
4
2
2
Беседа, творческое
задание, упражнение,
опрос
13. Моделирование
6
2
4
Беседа, творческое
художественных образов в
задание, упражнение,
процессе общения с
опрос
искусством
3.
10
14.
Заключительное занятие
Всего:
2
-
2
72
26
46
Мониторинг результатов
деятельности за год
Содержание программы
Раздел I. Расширение чувственного, эмоционального и визуального опыта в процессе общения
с реальным миром природы, людей и вещей.
Тема 1. Вводное занятие. Знакомство. Определение целей и задач объединения. Входной
контроль / анкетирование, беседа. Инструктаж по ТБ. Расширение чувственного опыта
на основе знакомства с физическими свойствами материала.
Теория. Физические свойства материалов: мягкий, пушистый - твердый, жесткий; теплый,
горячий - холодный, прохладный, ледяной; гладкий, скользкий, колючий, острый, шершавый;
тяжелый - легкий, воздушный; тонкий, изящный, хрупкий - толстый, грубый; большой маленький; узкий - широкий; прозрачный - непроницаемый; липкий,
вязкий
-
сыпучий,
льющийся. Виды природных материалов. Материалы, созданные человеком.
Практика. Создание композиции по теме. Работа с различными природными материалами:
дерево, лист, ветка, цветок, семечко, плоды, шишка; вода, снег, лед, снежинка, сосулька, дождь,
капля; огонь, искорка, уголек, молния; паутинка, перышко, ракушка. Металл, фольга; бумага:
фактурная, разной плотности; картон; ткань, мех, вата; пластмасса, пенопласт; пластилин.
Свойства материалов: мягкий, пушистый - твердый, жесткий; теплый, горячий - холодный,
прохладный, ледяной; гладкий, скользкий - колючий, острый, шершавый; тяжелый - легкий,
воздушный; тонкий, изящный, хрупкий - толстый, грубый; большой - маленький; узкий широкий; прозрачный - непроницаемый;
липкий, вязкий - сыпучий, льющийся.
Тема 2. Расширение эмоционального опыта.
Теория. Эмоции как переживаемые персонажем чувства.
Практика. Рассмотрение на основе жизненного опыта ребенка, на материале народной,
литературной сказки, художественной иллюстрации, а также на основе
произведений
изобразительного искусства следующих эмоций и состояний персонажа: печаль – радость;
страх – смелость; гнев – спокойствие; удивление, восторг; лень, жадность, задумчивость,
усталость. Создание композиции на основе разнообразных эмоций.
Тема 3. Движение и звук как признаки материального мира.
Теория. Темп движения, движение в окружающем мире, влияние эмоционального состояния
персонажа на характер движения. Звук как признак материального мира: звуки живой природы;
звуки, живущие в предметах; колорит звучания природного пространства.
Практика. Создание композиции по теме. Темп движения: статика - движение; быстро,
стремительно - медленно, спокойно. Перенесение опыта тактильных ощущений на характер
11
движения: легко, воздушно - тяжело; мягко - жестко; плавно - резко. Выражение
эмоционального состояния персонажа в характере его движения: грустно – весело; смело –
осторожно; лениво, испуганно, важно.
Тема 4. Ритм, симметрия как признаки материального мира.
Теория. Понятие ритма и симметрии.
Практика. Ритм в природе: смена времен года, дня и ночи; бабочка, лист, снежинка.
Симметрия в окружающем мире, созданном человеком: одежда, орнамент, предметы быта.
Создание композиции по теме.
Тема 5. Расширение чувственного, эмоционального и визуального опыта в процессе
общения с искусством.
Теория. Знакомство с природным пространством в произведениях изобразительного искусства.
Практика. Материал данного раздела осваивается ребенком в процессе занятия, во время
слушания сказки, проигрывания сказочных ситуаций, выполнения упражнений и игр по теме
занятия.
Раздел II. Моделирование художественных образов в цвете, линии, форме в процессе
общения с реальным миром природы, людей и вещей.
Тема 6. Цвет и материал.
Теория. Цвет в природе. Цвет осени. Цвет времени суток. Цвет дождя. Цвет зимы. Цвет весны.
Цвет моря. Цвет леса.
Практика. Перенесение опыта физических ощущений (тактильных, зрительных) на характер
цвета. Создание пространства на основе физических ощущений. Создание композиции по
сказкам (по выбору): «Колючее небо», «В гостях у холодного Короля», «Кто из животных
любит осенние краски», «Утренние и ночные горы», «Кто из животных любит осенние краски»,
«Цвет дождливого дня».
Тема 7. Цвет: эмоции, звук, свет, движение.
Теория. Взаимосвязь эмоций и цвета, эмоций и звука, эмоций и света, эмоций и движения.
Практика. Цвет и эмоции: счастье. Перенесение эмоционального опыта на характер цвета.
Создание композиций по сказкам (по выбору): «Счастливый день», «Улыбка моря»,
«Испуганный мир», «Мамина нежность», «Кто самый громкий», «Веселые попрыгунчики»,
«Хозяйка тень».
Тема 8. Линия и эмоции. Линия и движение.
Теория. Эмоции и линия. Линия и движение.
Практика. Линия и эмоции. Шаловливое настроение. Перенесение эмоционального опыта на
характер линии. Создание композиции по сказкам (по выбору): «Линии проказницы», «Злой
12
дождик». Линия и движение. Быстро, медленно, легко, тяжело. Отражение характера движения
в графической линии. Создание композиции по сказке «Следы на снегу».
Фантазирование графической линией. Создание персонажей и пространства по теме сказки
«Превращения завитушек».
Тема 9. Форма.
Теория. Форма в природе. Форма и материал. Форма и эмоции. Форма и взаимодействие.
Форма как знак. Буквы.
Практика. Форма в природе. Создание композиции по сказкам (по выбору): «Котенок и дом
для него», «Звездная птица», «Слоненок путешественник», «Мама рыбка и ее детки», «Осенний
бал на лесной поляне», «Мрачный дворец», «Прозрачный город из пластиковых бутылок»,
«Страна легкостей», «Страна колкостей», «Жадная лужа», «Печальная сосулька», «Самый
уютный «дом» для персонажа (мышонка, слоненка, облачка, цветка)», «Расшалившиеся
буквы», «Живые цифры».
Тема 10. Фантазирование с природной, геометрической и абстрактной формой и вещью.
Теория. Природные, геометрические, абстрактные формы и вещи.
Практика. Фантазирование с абстрактной формой. Создание персонажей и пространства на
основе характера формы. «Веселые превращалки с абстрактными формами», «Превращения
шишки», «Страна короля Квадрата», «Страна короля Круга». Фантазирование с вещью:
«Жители Веерной страны».
Тема 11. Объем и фактура.
Теория. Что такое объем и фактура. Виды объемных тел.
Практика. Создание персонажей и пространства на основе объемных тел. Создание
композиции по сказкам (по выбору): «Страна цилиндров», «Превращения конусов»,
«Капризные колобки», «Робот». Объем и симметрия. Использование законов симметрии при
создании объемных украшений. Создание корон. Объем и симметрия. Использование законов
симметрии при создании объемных украшений.
Создание гирлянд. Объем и симметрия.
Использование законов симметрии при создании открыток. Создание открыток. Создание
пространств и персонажей на основе фактурных характеристик.
Тема 12. Ритм и симметрия.
Теория. Симметрия в природе.
Практика. Использование законов симметрии при создании узоров. Создание композиции по
сказкам (по выбору): «Узор для снежинки», «Чудесные наряды», «Как полоски замок
украсили».
Тема 13. Моделирование художественных образов в процессе общения с искусством.
Теория. Пространство природы в пейзажной живописи.
13
Практика. Создание природного пространства на основе произведения изобразительного
искусства. Создание композиции по сказке «Путешествие по полям». Создание природного
пространства на основе произведения изобразительного искусства. Создание композиции по
сказке «Путешествие по небу».
Тема 14. Заключительное занятие.
Подведение итогов деятельности за год. Вручение поощрений. Актуализация знаний по ТБ,
ПДД, ППБ в период летних каникул.
Оценка и контроль результатов
Результаты диагностики и педагогического наблюдения заносятся в карту мониторинга
динамики развития обучающегося.
Оценка и анализ результата обучения за определенное время (учебный год) помогает
педагогу выявить положительную или отрицательную динамику освоения образовательной
программы.
В целях обеспечения контроля качества результатов освоения дополнительной
общеобразовательной программы применяются следующие виды контроля:
текущий контроль процесса формирования знаний, умений и навыков;
тематический контроль, состоящий в оценке качества освоения разделов и тем учебных
программ;
итоговый контроль, состоящий в оценке качества освоения содержания программы.
Учет достижений детей осуществляется педагогом дополнительного образования,
проводящим занятия в группе.
Оценочные материалы
№
п/п
Форма
контрольно
-оценочного
материала
1.
Беседа
2.
Опрос
3.
Упражнение
Краткая характеристика формы
Уровень освоения
Оценочные
средства,
позволяющие
включить
обучающихся в процесс обсуждения вопроса,
проблемы и оценить их умение выражать свою мысль,
умение взаимодействовать в группе,
инициативность.
Вербально-коммуникативная форма взаимодействия
между педагогом и обучающимся посредством
получения от обучающегося ответов на заранее
сформулированные вопросы.
Планомерно организованное повторное выполнение
практического действия с целью усвоения учебного
материала. Упражнение лежит в основе приобретения и
закрепления правил движения. Упражнение является
определяющей
формой,
в
рамках
которой
Низкий уровень
(обучающийся не
овладел в достаточной
степени знаниями и
умениями,
предусмотренных
программой);
Средний уровень
(обучающийся усвоил
знания и умения
программы и
справляется с заданием
с помощью педагога);
14
4.
Творческое
задание
осуществляются все компоненты процесса учения,
уяснение содержания действия, его закрепление,
обобщение и автоматизация.
Частично регламентированное задание, имеющее
нестандартное
решение
и
позволяющее
диагностировать
умения
интегрировать
знания
различных областей, творческий подход, умение
аргументировать
собственную
точку
зрения,
взаимодействовать в коллективе. Может выполняться в
индивидуальном порядке или группой обучающихся.
Высокий уровень
(ребенок освоил
практически весь объем
знаний,
предусмотренных
программой за
конкретный период и
выполняет задания
самостоятельно).
Планируемые результаты
Изучение данной программы дает возможность учащимся достичь следующих
результатов:
Личностные результаты:
сформированность основ эстетических чувств, художественно-творческого мышления,
наблюдательности и фантазии;
сформированность основ эстетических потребностей — потребностей в общении с
искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру,
потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою
часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность с позиций
творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты:
овладение основами творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать,
анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения
коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебнотворческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала;
овладение основами навыка планировать и осуществлять учебные действия в соответствии с
поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих
задач.
Предметные результаты:
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения
15
художественно-творческих работ;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о
содержании, сюжетах и выразительных средствах;
способность
использовать
в
художественно-творческой
деятельности
различные
художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные
состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основ цветоведения,
основ графической грамоты.
Материально-техническое обеспечение
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Наименование
Учебный кабинет с рабочими местами для каждого обучающегося
Количество
(шт)
1
Персональный компьютер
Фломастеры, цветные карандаши
Тушь и перья
Бумага белая
Ножницы
Скотч
1
по 5 наборов
10
100
15
2
Кадровое обеспечение
Педагоги со средним профессиональным или высшим образованием, владеющие
знаниями и умениями в различных видах изобразительного искусства, обладающие знаниями
в области педагогики и психологии.
Литература
1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Прогресс, 2017.
2. Выготский Л.С. Психология искусства - М.,2017.
3. Гаррисон Х. Рисунок и живопись. Полный курс. - М.: Эксмо, 2018.
4. Гипсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию - М. Прогресс, 2019.
5. Гиппиус Гимнастика чувств. - М.,2017.
6. Гнедич П.П. История искусств. Живопись. Скульптура. Архитектура. - М.: Эксмо,
2018.
7. Станьер П., Розенберг Т. Практический курс рисования. Попурри. - Минск, 2016.
8. Харрисон Х. Энциклопедия акварельных техник. - М.: АСТ-Астрель, 2020.
9. Харрисон Х. Энциклопедия техник рисунка. - М.: АСТ-Астрель, 2019.
10. Эдвардс Б. Откройте в себе художника. Попурри. - Минск, 2017.
16
11. Эдвардс Б. Художник внутри вас. Попурри. - Минск, 2016.
Информационно-методические условия реализации программы
Литература для обучающихся
1. Баррингтон Б. Перспектива и композиция. – М.: Эксмо-Пресс, 2018.
2. Гарни Д., Захарова А. Как нарисовать то, что не существует. – М.: Эксмо, 2018.
3. Гарни Д. Цвет и свет. – М.: Эксмо, 2018.
4. Горелышев Д. Простое рисование. Упражнения для развития и поддержания
самостоятельной рисовальной практики. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019.
5. Левейлль П. Эмоциональный портрет. Методика рисования и построения. – М.: Школа
рисования, 2017.
Электронные образовательные ресурсы
Трушникова М. Электронная книга «Удовольствие рисования», интернет ресурс:
http://graphic.org.ru
«Разнообразие
искусства:
стили
и
типы
живописи»,
интернет
ресурс:
https://yantar.in.ua/blog/raznoobrazie-iskusstva-stili-i-tipy-zhivopisi.html
Проект «Arts and Culture»: https://artsandculture.google.com/
Третьяковская галерея: https://artsandculture.google.com/…/the-state-tretyakov-gal…
Музей истории искусств, Вена: https://bit.ly/3d08Zfm
Цифровые архивы Уффици: https://www.uffizi.it/en/pages/digital-archives
Электронное собрание музея Лувр: https://www.louvre.fr/en/media-en-ligne
Государственный Русский музей: https://bit.ly/2IOQDjq
17
Приложение
Календарный учебный график
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Мастерята»
на 2024/2025 учебный год
Год обучения: первый
Режим занятий: занятия 2 раза в неделю по 1 академическому часу
Место проведения: МБУ ДО «ЦПД», кабинет № 18
№
1.
2.
Сроки
Форма занятия
проведения
1 неделя
Комбинированное
сентября
занятие: беседа с
использованием
эстетической игры
2 неделя
Эстетическая игра
сентября
3.
3 неделя
сентября
4.
4 неделя
сентября
5.
1 неделя
октября
6.
2 неделя
октября
7.
3 неделя
октября
8.
4 неделя
октября
1 неделя
ноября
10. 2 неделя
ноября
9.
Часы
Тема
2
Вводное занятие.
Физические свойства
материала. Природное
пространство
Физические свойства
материала. Природное
пространство
Расширение
эмоционального
опыта
Беседа,
анкетирование,
творческое задание
2
Движение и звук как
признаки
материального мира
Творческое задание,
опрос
2
Ритм, симметрия как
признаки
материального мира
Опрос, творческое
задание
2
Беседа, творческое
задание
2
Форма контроля
Творческое задание
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
эстетической игры
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
эстетической игры
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
эстетической игры
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
эстетической игры
2
Беседа, творческое
задание, опрос
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
эстетической игры
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
эстетической игры
Эстетическая игра
2
Расширение
чувственного,
эмоционального и
визуального опыта в
процессе общения с
искусством
Цвет и материал
2
Цвет и материал
Беседа, творческое
задание
2
Цвет и материал
Упражнение
Эстетическая игра
2
Цвет и материал
Упражнение
Беседа, творческое
задание
18
11. 3 неделя
ноября
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
эстетической игры
Эстетическая игра
2
Цвет: эмоции, звук,
свет, движение
Беседа, творческое
задание
2
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
эстетической игры
Эстетическая игра
2
Цвет: эмоции, звук,
свет, движение
Цвет: эмоции, звук,
свет, движение
Беседа, творческое
задание
Упражнение
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
эстетической игры
Эстетическая игра
2
Цвет: эмоции, звук,
свет, движение
Линия и эмоции.
Линия и движение
Творческое задание,
опрос
Беседа, творческое
задание
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
эстетической игры
Эстетическая игра
2
Линия и эмоции.
Линия и движение
Линия и эмоции.
Линия и движение
Беседа, творческое
задание
Упражнение
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
эстетической игры
Эстетическая игра
2
Линия и эмоции.
Линия и движение
Форма
Творческое задание,
опрос
Беседа, упражнение
2
Форма
Творческое задание
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
эстетической игры
Эстетическая игра
2
Форма
Беседа, творческое
задание
2
Форма
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
эстетической игры
2
24. 4 неделя
февраля
Эстетическая игра
2
25. 1 неделя
марта
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
эстетической игры
2
Фантазирование с
природной,
геометрической и
абстрактной формой и
вещью
Фантазирование с
природной,
геометрической и
абстрактной формой и
вещью
Фантазирование с
природной,
геометрической и
абстрактной формой и
вещью
Творческое задание,
опрос
Беседа, творческое
задание
12. 4 неделя
ноября
13. 1 неделя
декабря
14. 2 неделя
декабря
15. 3 неделя
декабря
16. 4 неделя
декабря
17. 1 неделя
января
18. 2 неделя
января
19. 3 неделя
января
20. 4 неделя
января
21. 1 неделя
февраля
22. 2 неделя
февраля
23. 3 неделя
февраля
2
2
2
Творческое задание
Упражнение, опрос
19
26. 2 неделя
марта
Эстетическая игра
2
Творческое задание
2
Фантазирование с
природной,
геометрической и
абстрактной формой и
вещью
Объем и фактура
27. 3 неделя
марта
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
эстетической игры
Эстетическая игра
2
Объем и фактура
Творческое задание
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
эстетической игры
Эстетическая игра
2
Объем и фактура
Упражнение
2
Объем и фактура
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
эстетической игры
Эстетическая игра
2
Ритм и симметрия
Творческое задание,
опрос
Беседа, творческое
задание
2
Ритм и симметрия
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
эстетической игры
Эстетическая игра
2
35. 3 неделя
мая
Эстетическая игра
2
36. 4 неделя
мая
Заключительное
2
занятие. Групповая
творческая работа
Всего 72
Моделирование
художественных
образов в процессе
общения с искусством
Моделирование
художественных
образов в процессе
общения с искусством
Моделирование
художественных
образов в процессе
общения с искусством
Викторина
28. 4 неделя
марта
29. 1 неделя
апреля
30. 2 неделя
апреля
31. 3 неделя
апреля
32. 4 неделя
апреля
33. 1 неделя
мая
34. 2 неделя
мая
2
Беседа, творческое
задание
Творческое задание,
опрос
Упражнение
Творческое задание,
опрос
Творческое задание,
опрос
Мониторинг
результатов
деятельности за год
20