Основы лингвистической культуры (сертифицированная ДООП), 1 год

I. Пояснительная записка
Направленность

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей

программы «Основы лингвистической культуры» - социально-гуманитарная. Реализация
программы формирует у обучающихся коммуникативные умения и приобщает
обучающихся к изучению культуры англоязычных стран.
Нормативно-правовые акты, на основе которых разработана программа «Основы
лингвистической культуры»:


Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в
Российской Федерации».



Концепция развития дополнительного образования до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р.



Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным образовательным программам.


Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015
№ 09-3242 с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).



Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.04.2017
№ ВК-1232/09 с методическими рекомендациями по организации независимой
оценки качества дополнительного образования детей.



Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития
воспитания в РФ на период до 2025 года.



Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г.
№ 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную

деятельность,

электронного

обучения,

дистанционных

образовательных технологий при реализации образовательных программ».


СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».



СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».



Положение о промежуточной и итоговой аттестации обучающихся МБУ ДО
«ЦПД».



Устав МБУ ДО «ЦПД».

2

Программа «Основы лингвистической культуры» составлена на основе
Программы дополнительного образования Macmillan Academy (автор И.Ф. Савельева),
авторских программ к УМК «Academy Stars» (начальный уровень) авторов Kathryn Harper,
Gabrielle Pritchard, к УМК «Gateway» (средний уровень) автора David Spencer и личного
опыта составителя Е.В. Дубленных.
Актуальность программы состоит в том, что она учитывает запросы и интересы
детско-родительского

сообщества

микрорайона

в

расширении

уровня

языковой

компетенции обучающихся через знакомство с культурой англоязычных стран. Данные
получены на основе STEP-анализа. Кроме того, актуальность программы обусловлена её
практической значимостью, так как обучающиеся смогут применить полученные знания в
школе при освоении программ английского языка.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что обучающиеся
через просмотр видеороликов на иностранном языке, создание проектов и игровую
деятельность лучше усваивают материал, приобщаются к творческой деятельности, учатся
работать в группах и индивидуально. Основные дидактические принципы программы:
доступность и наглядность, последовательность и системность обучения и воспитания,
учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Программа относится к разноуровневым программам и представлена
базовым уровнем. Он обеспечивает освоение обучающимися специализированных
знаний, создает общую и целостную картину изучаемого предмета в рамках
содержательно-тематического направления программы; предполагает повторение и
закрепление полученных ранее знаний, введение элементов самостоятельной творческой
деятельности. Программа обеспечивает участие обучающихся в олимпиадах и конкурсах
разного уровня.
Срок освоения программы – 1 год.
Распределение количества часов: 144 часа, 4 часа х 36 недель.
Форма, вид и режим занятий.
Форма

организации

обучения

–

очная:

групповая,

индивидуальная,

индивидуально-групповая, с применением электронного обучения.
В

условиях

сложной

эпидемиологической

ситуации

допускается

форма

дистанционного обучения с применением электронных форм.
Виды занятий: лекция, дидактическая игра, практическое занятие, дискуссия,
игровой тренинг, викторина, мастер-класс, самостоятельная работа, презентация.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа с перерывом на 10 мин. Учебный час –
40 мин.
3

Методы обучения, в основе которых лежат теоретические и практические способы
организации занятий: инструктаж, объяснение, показ схем, показ видеофильмов,
самостоятельная работа.
Наполняемость учебной группы от 12 до 15 человек.
Адресат программы: обучающиеся 8-12 лет, получающие образование в
учреждениях разного типа и статуса. Набор детей в группы проводится без
предварительного отбора. При комплектовании групп и распределении учебной нагрузки
учитываются возрастные, индивидуально-психологические и физические особенности
обучающихся.
Обучающиеся младшего школьного возраста характеризуются, прежде всего,
готовностью к учебной деятельности (уровнем физиологического, психического,
интеллектуального развития, который определяет способность учиться). В возрасте 8-10
лет развиваются формы мышления, которые обеспечивают дальнейшее усвоение знаний.
В соответствии с возрастной периодизацией Д.Б. Эльконина для ребенка 8-9 лет
характерно:


социальная ситуация: уход от общей со взрослымы активности к самостоятельной;



ведущий тип деятельности: сюжетно-ролевая игра;



формирование особенностей внутренних переживаний у ребенка и их влияние на
поведенческую сферу, что может проявляться в угрызениях совести;



установление полноценных отношений ребенка с социумом, выполнение полезной,
одобряемой обществом деятельности как психологическое новообразование.

Для обучающихся 10 лет:


социальная ситуация: взаимодействие со значимыми взрослыми извне;



ведущий тип деятельности: интеллектуальная и непосредственно учебная
активность;



возникновение чувства взрослости;



возникновение представлений относительно самого себя, как полностью взрослого
человека, непреодолимая нужда в признании социума, стремление добиться этого
как психологическое новообразование.
Для подростка 11-12 лет характерно:



социальная ситуация: общение с ровесниками, отказ от взаимодействия со
взрослыми;



ведущая деятельность: глубокое, личное взаимодействие и общение с людьми
такого же возраста, освоение различных норм и правил социального поведения и
взаимодействия в обществе;
4



формирование и проявление самосознания, эго-идентичности;



способность к рефлексии и к осознанию собственной индивидуальности как
психологическое новообразование.
Для обучающихся 12 лет наблюдается стремление к деятельности, к практическому

приложению своих знаний и умений. Стремясь к постижению причин изучаемых явлений,
они задают много вопросов при изучении нового материала, требуют от педагога большей
аргументации выдвигаемых положений и убедительного доказательства. На этой основе у
них развивается абстрактное мышление и логическая память. Закономерный характер
этой особенности их мышления и памяти проявляется только при соответствующей
организации познавательной деятельности. Процесс обучения по программе носит
проблемно-поисковый характер. На занятиях обучающиеся сами находят и формулируют
проблемы, что способствует формированию у них аналитико-синтетических умений и
способности к теоретическим обобщениям.
Структура занятия.
Занятия включают организационную теоретическую и практическую части.
Организационная часть занятий обеспечивает: наличие всех необходимых для
работы материалов, пособий и иллюстраций; проведение бесед и инструктажей по
технике безопасности, по соблюдению правил дорожного движения, проведение
инструктажей по особенностям поведения в условиях террористической угрозы.
Теоретическая работа с детьми проводится в форме бесед, диспутов, просмотров
видеороликов на иностранном языке, анализе, разборе различных социальных ситуаций на
иностранном языке. Обучающиеся готовят выступления и доклады по темам.
Практические занятия включают: игровые занятия, инсценировки по темам, квестигры, просмотр видеороликов на иностранном языке, выполнение упражнений на
закрепление пройденного материала, выполнение упражнений творческого характера,
конкурсы, викторины, решение кроссвордов на иностранном языке.
Связь между учебно-тематическими и практическими вопросами прослеживается
через

выполнение

дидактические

обучающимися

принципы

последовательность

и

заданий

организаций

системность

творческого

занятий:

характера.

доступность

обучения-воспитания,

учет

и

Основные
наглядность,

возрастных

и

индивидуальных особенностей детей. Осваивая на занятиях программу, обучающиеся
проходят путь от простого к сложному. Возврат к пройденному материалу - на новом,
более сложном творческом уровне. На занятиях созданы условия для творческого
развития обучающихся. При этом новый опыт и знания не передаются подросткам в
5

готовом виде, они добывают их сами в процессе коммуникации и социокультурной
познавательно-ценностной деятельности.
Формы подведения итогов реализации программы


Конкурсы, олимпиады разного уровня.



Презентации.



Проекты.



Творческие работы.



Фотоотчеты с занятий.



Тематические праздники.
Цель программы: формирование коммуникативных умений обучающихся через

виды речевой деятельности - говорение, чтение, аудирование, письмо, а также
приобщение обучающихся к культуре и традициям англоязычных стран.
Задачи программы:
Обучающие задачи:


Способствовать формированию умения использовать грамматику и синтаксис
английского языка для построения речевых форм.



Научить применять правила английской грамматики и синтаксиса для создания
проектов-презентаций на английском языке в рамках содержания программы.
Развивающие:



Развить умение слушать собеседника и вести диалог.



Содействовать формированию потребности в самопознании и саморазвитии.



Способствовать развитию навыков целеполагания и планирования.
Воспитательные:



Воспитывать нравственные, эстетические и личностные качества обучающихся:
доброжелательность, трудолюбие, честность, порядочность, ответственность,
аккуратность, терпение, чувство долга.



Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.



Воспитывать общественно-активную личность с гражданской позицией.
Планируемые результаты освоения программы

Предметные результаты.
После освоения программы обучающийся научится:


Строить сообщения в устной и письменной форме.
6



Строить

монологическое

высказывание

(в

том

числе

сопровождая

его

аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации,
используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения.


Задавать вопросы на английском языке.



Создавать проекты-презентации на английском языке.

Метапредметные результаты.
Коммуникативные:


Обучающиеся овладеют навыком слушать собеседника и вести диалог в рамках
изучаемой лексики английского языка.

Регулятивные:


Обучающиеся научатся определять цель учебных действий по созданию
презентации и составлять план действий для достижения поставленной цели.

Познавательные:


Активное участие обучающихся в конкурсах и олимпиадах разного уровня.

Личностные результаты.


Сформированы навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.



Усвоены правила уважительных и доброжелательных отношений в группе.



Сформированы навыки самодисциплины, самостоятельности, ответственности.
Воспитательный ресурс программы
Цель воспитательной работы в рамках реализации программы: воспитание

достойного, образованного человека и гражданина, высоконравственного, способного
делать осознанный выбор.
Задачи:


совершенствовать навыки самоорганизации с опорой на личную ответственность;



стимулировать у обучающихся желание и потребность заниматься социально
значимой деятельностью;



поддерживать и пропагандировать здоровый образ жизни;



развивать коммуникативную культуру, навыки командной работы;

 обеспечивать стабильное участие родителей в деятельности Центра.
Ожидаемые результаты:


укрепление духа командной работы;



рост личной и социальной ответственности обучающихся через участие в
мероприятиях «ЦПД», района, города, региона;



сформирована установка на здоровый образ жизни;
7



сплоченность родительского сообщества, активное участие в жизни объединения.
Методы воспитательной работы



убеждение;



проблемное задание;



рефлексия;



упражнение;



пример;



опора на нравственные идеалы;



поощрение.
Метод убеждения в дополнительном образовании вполне естественен, так как

посещение учреждений дополнительного образования не носит обязательного характера,
и применение жестких методов приведет к потере обучающегося. Особое место занимают
краткие, яркие и занимательные беседы, объяснения, рассказы о нравственном поведении.
Наибольший эффект дают индивидуальные беседы авторитетных и близких к
обучающемуся людей, убеждение на собственном опыте, использование литературных
произведений, притч, сказок, увлечение творческим поиском и добрым делом.
Через метод упражнений происходит формирование опыта поведения.
Пример,

как

метод

педагогического

воздействия

основывается

на

стремлении

обучающегося подражать человеку-педагогу, которого с ним связывает интересное дело,
который является для него авторитетным помощником. Общаясь с людьми, наблюдая и
анализируя

живые

образцы

высокой

нравственности,

патриотизма,

трудолюбия,

мастерства, верности долгу и т. д., воспитанник глубже и нагляднее осмысливает
сущность и содержание социально-нравственных отношений.
Метод поощрения — это стимул самоутверждения, осознание, фиксация
собственного успеха. В дополнительном образовании каждый ребенок может быть более
успешен, чем в основном образовании.
Воспитательные методы Ю. К. Бабанского
В воспитательной практике при реализации программы активно используется
классификация методов воспитания, в основу которой положена концепция деятельности,
в ней выделены три группы методов воспитания по их месту в процессе воспитания
(Ю. К. Бабанский):

8



Методы формирования сознания личности (взглядов, оценок): лекция, рассказ,
объяснение, беседа, диспут, пример (рассказ, показ, обсуждение, анализ образца,
литературного и (или) жизненного факта, личности).



Методы организации деятельности, опыта поведения: положительный опыт
поведения, общественное мнение, приучение и упражнение, воспитывающие
ситуации.



Методы стимулирования деятельности и поведения: соревнование, поощрение,
наказание, создание ситуации успеха.
План воспитательной работы в рамках программы
«Основы лингвистической культуры»

Ключевые дела
Дела
День знаний

Ориентировочное
время
проведения
сентябрь

Ответственный
Педагог

Мастер-класс на английском языке по теме «Безопасная сентябрь

дополнительного

дорога от дома до «ЦПД» совместно с родителями

образования

День Учителя

октябрь

объединения

День пожилого человека совместно с родителями

октябрь

«Основы

Осенний калейдоскоп (квест-игра)

октябрь

лингвистической

День матери совместно с родителями

ноябрь

культуры

День друга (домашние питомцы)

ноябрь

Новогодние праздники совместно с родителями

декабрь

Конкурс стихов

январь

День защитника Отечества совместно с родителями

февраль

Концерт для родителей, посвященный Международному март
женскому дню совместно с родителями
Конкурс чтецов ко дню Победы совместно с родителями

апрель

Выпускные вечера и награждения детей по итогам май
учебного года совместно с родителями

9

Учебный план
№

Тема

Количество
Часов

В том числе

Формы контроля

1.
2.

Вводное занятие
Мои весёлые друзья

2
14

теория
2
7

практика
7

3.

Школьная культура в
России и за рубежом
Семейные традиции в
России и англоязычных
странах
Чувства и эмоции: как
правильно выразить их в
диалоге с иностранцем?
Что я умею?

14

7

7

16

8

8

16

8

8

Беседа, творческое
задание

16

8

8

16

8

8

8.
9.

В свободное время: виды
досуга и увлечений
Как построить режим дня?
Конструктор одежды

12
12

6
6

6
6

10.

Домашние традиции

12

6

6

11.
12.

«Вкусные» привычки
Заключительное занятие

12
2

6
2

6
-

Письменный опрос,
устный опрос
Творческое задание,
проект
Проект, беседа
Беседа, творческое
задание
Творческое задание,
проект
Опрос
Мониторинг
результатов
деятельности за год

144

74

70

4.

5.

6.
7.

Итого:

Анкетирование
Беседа, творческое
задание
Проект, творческое
задание
Творческое задание,
беседа

Содержание учебного плана
Тема 1. Вводное занятие.
Знакомство. Определение целей и задач объединения. Входной контроль / анкетирование,
беседа. Инструктаж по ТБ, правила посещения Центра, ППБ, БДД.
Тема 2. Мои весёлые друзья.
Теория. Знаки дружелюбия в разных странах. Диалоги знакомства.
Практика. Алфавит в России и англоязычных странах. Правила написания слов с
заглавной буквы. Чтение с пониманием основного содержания. Чтение с выборочным
пониманием интересующей информации. Обсуждение прочитанного текста. Аудирование
с выборочным пониманием интересующей информации. Аудирование с общим
пониманием информации. Разыгрывание диалога по образцу. Диалог-интервью. Описание
друга.
Тема 3. Школьная культура в России и за рубежом.
Теория. Особенности школьной культуры в России и за рубежом. Правила чтения:
сравнительный анализ чтения в русско- и англоязычных странах.
10

Практика. Чтение с пониманием основного содержания. Чтение с выборочным
пониманием интересующей информации. Обсуждение прочитанного текста. Аудирование
с выборочным пониманием интересующей информации. Аудирование с общим
пониманием информации. Разыгрывание диалога по образцу. Диалог-расспрос.
Тема 4. Семейные традиции в России и англоязычных странах.
Теория. Сравнительный анализ семейных традиций в России и англоязычных стран.
Практика.

Интонация

предложений:

ключевые

особенности

межкультурной

коммуникации. Чтение с пониманием основного содержания. Чтение с выборочным
пониманием интересующей информации. Обсуждение информации прочитанного текста.
Аудирование с выборочным пониманием интересующей информации. Аудирование с
общим пониманием информации. Разыгрывание диалога по образцу. Описание семьи.
Тема 5. Чувства и эмоции: как правильно выразить их в диалоге с иностранцем?
Теория. Особенности проявления чувств и эмоция; тренировочные диалоге по теме.
Практика. Интонация вопросительных и побудительных предложений. Чтение с
пониманием основного содержания. Чтение с выборочным пониманием интересующей
информации. Обсуждение информации прочитанного текста. Аудирование с выборочным
пониманием

интересующей

информации.

Аудирование

с

общим

пониманием

информации. Разыгрывание диалога по образцу.
Тема 6. Что я умею?
Теория. Основы самопрезентации в диалоге с представителем англоязычных стран.
Практика. Чтение с пониманием основного содержания. Чтение с выборочным
пониманием интересующей информации. Обсуждение информации прочитанного текста.
Аудирование с выборочным пониманием интересующей информации. Аудирование с
общим пониманием информации. Разыгрывание диалога по образцу. Проведение опроса.
Написание открытки-визитки.
Тема 7. В свободное время: виды досуга и увлечений.
Теория. Сравнение видов досуга в русскоязычных и англоязычных странах.
Практика. Чтение с выборочным пониманием интересующей информации. Обсуждение
информации
интересующей

прочитанного
информации.

текста.

Аудирование

Аудирование

с

с

выборочным

пониманием

общим

пониманием

информации.

Разыгрывание диалога по образцу. Описание картинки.
Тема 8. Как построить режим дня?
Теория. Особенности распорядка дня в разных странах.
Практика. Отработка правильного написания слов по теме. Чтение с пониманием
основного содержания. Чтение с выборочным пониманием интересующей информации.
11

Обсуждение информации прочитанного текста. Аудирование с выборочным пониманием
интересующей

информации.

Аудирование

с

общим

пониманием

информации.

Разыгрывание диалога по образцу. Написание истории по теме.
Тема 9. Конструктор одежды.
Теория. Особенности одежды у представителей русско- и англоязычных стран. Основные
средства коммуникации по теме «Одежда».
Практика. Чтение с пониманием основного содержания. Чтение с выборочным
пониманием интересующей информации. Обсуждение информации прочитанного текста.
Аудирование с выборочным пониманием интересующей информации. Аудирование с
общим пониманием информации. Разыгрывание диалога по образцу. Игра «Отгадай, что
это». Написание письма.
Тема 10. Домашние традиции.
Теория. Особенности обустройства дома и правил поведения в нём: межкультурный
анализ.
Практика. Отработка правильного написания слов по теме. Чтение с пониманием
основного содержания. Чтение с выборочным пониманием интересующей информации.
Обсуждение информации прочитанного текста. Аудирование с выборочным пониманием
интересующей

информации.

Аудирование

с

общим

пониманием

информации.

Разыгрывание диалога по образцу. Описание комнаты. Написание истории.
Тема 11. «Вкусные» привычки.
Теория. Основные приёмы в употреблении пищи: межкультурный анализ.
Практика. Отработка правильного написания слов по теме. Чтение с пониманием
основного содержания. Чтение с выборочным пониманием интересующей информации.
Обсуждение информации прочитанного текста. Аудирование с выборочным пониманием
интересующей

информации.

Аудирование

с

общим

пониманием

информации.

Разыгрывание диалога по образцу. Диалог-опрос. Написание письма.
Тема 12. Заключительно занятие.
Подведение итогов деятельности за год. Вручение поощрений. Актуализация знаний по
ТБ, ПДД, ППБ в период летних каникул.

12

II. Организационно-педагогические условия реализации программы
Календарный учебный график
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Основы лингвистической культуры»
на 2023-2024 учебный год
Количество учебных недель – 36, количество часов - 144 ч.
Время аттестационных мероприятий: 4 неделя декабря и 3 неделя мая.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа.
Каникулярное время: 01.06.2023 - 31.08.2023.
Место проведения: МБУ ДО «ЦПД», кабинет № 2.
№
1.
2.

Сроки
проведения
3 неделя
сентября
4 неделя
сентября

3.

1 неделя
октября

4.

2 неделя
октября

5.

3 неделя
октября

6.

4 неделя
октября
5 неделя
октября
1 неделя
ноября

7.
8.

2 неделя
ноября
10. 3 неделя
ноября
9.

11. 4 неделя
ноября
12. 1 неделя
декабря

Вид занятия

Часы Тема

Форма контроля

Вводное занятие
Лекция
Комбинированное
занятие: лекция с
использованием
презентации.
Игровой тренинг
Мастер-класс.
Практическое
занятие
Лекция.
Практическое
занятие
Комбинированное
занятие: лекция с
использованием
презентации.
Мастер-класс
Викторина.
Презентация
Презентация

2
2
4

Вводное занятие
Мои друзья
Мои друзья

Анкетирование
Беседа
Беседа
Наблюдение

4

Мои друзья

Творческое задание
Наблюдение

4

Мои друзья

Наблюдение
Тест

4

Школа

Творческое задание
Наблюдение

4

Школа

4

Школа

Опрос
Проект
Проект

Комбинированное
занятие: лекция с
использованием
презентации.
Практическое
занятие
Игровой тренинг.
Лекция
Лекция.
Практическое
занятие
Беседа.
Игровой тренинг
Дискуссия.
Лекция

2
2

Школа
Моя семья

Творческое задание
Беседа

4

Моя семья

4

Моя семья

Творческое задание
Беседа
Беседа

4

Моя семья

Творческое задание

2
2

Моя семья
Чувства и эмоции

Беседа
Беседа
13

13. 2 неделя
декабря
14. 3 неделя
декабря

Дидактическая
игра
Лекция.
Дискуссия

4

Чувства и эмоции

Творческое задание

4

Чувства и эмоции

Беседа

15. 4 неделя
декабря

Комбинированное
занятие: лекция с
использованием
презентации.
Практическое
занятие
Мастер-класс.
Дидактическая
игра
Лекция.
Самостоятельная
работа
Практическое
занятие.
Мастер-класс
Игровой тренинг.
Самостоятельная
работа
Дискуссия.
Лекция
Мастер-класс.
Самостоятельная
работа
Презентация

4

Чувства и эмоции

Беседа
Тест

2
2

Чувства и эмоции
Что я умею

Творческое задание
Устный опрос

4

Что я умею

Беседа
Письменный опрос

4

Что я умею

Устный опрос
Творческое задание

4

Что я умею

Творческое задание
Опрос

2
2
4

Что я умею
Досуг и увлечения
Досуг и увлечения

Творческое задание
Беседа
Творческое задание
Тест

4

Досуг и увлечения

Проект

Презентация

4

Досуг и увлечения

Проект

Презентация.
Лекция
Игровой тренинг

2
2
4

Досуг и увлечения
Тело человека
Тело человека

Проект
Беседа
Беседа

Комбинированное 4
занятие: лекция с
использованием
презентации.
Самостоятельная 2
работа
Лекция
2

Тело человека

Беседа

Тело человека

Тест

Одежда

Беседа

Комбинированное 4
занятие: лекция с
использованием
презентации.
Практическое
занятие.
Дидактическая
4
игра.

Одежда

Беседа
Опрос

Одежда

Творческое задание

16. 2 неделя
января
17. 3 неделя
января
18. 4 неделя
января
19. 5 неделя
января
20. 1 неделя
февраля
21. 2 неделя
февраля
22. 3 неделя
февраля
23. 4 неделя
февраля
24. 1 неделя
марта
25. 2 неделя
марта
26. 3 неделя
марта
27. 4 неделя
марта
28. 1 неделя
апреля

29. 2 неделя
апреля

14

Игровой тренинг
30. 3 неделя
апреля

Викторина

2
2

Одежда
Мой дом

Творческое задание
Творческое задание

31. 4 неделя
апреля

Практическое
занятие.
Самостоятельная
работа
Практическое
занятие.
Презентация

4

Мой дом

Творческое задание
Опрос

4

Мой дом

Письменный опрос
Проект

Игровой тренинг
Лекция
Мастер-класс.
Игровой тренинг
Самостоятельная
работа
Лекция
Викторина

2
2
4

Мой дом
Еда
Еда

Проект
Опрос
Опрос

4

Еда

Опрос

2
2

Еда
Заключительное
занятие

Опрос
Мониторинг
результатов
деятельности за год

32. 1 неделя
мая

33. 2 неделя
мая
34. 3 неделя
мая
35. 4 неделя
мая
36. 5 неделя
мая

Всего 144
Формы аттестации и оценочные материалы
В целях обеспечения контроля качества результатов освоения ДООП «Основы
лингвистической культуры» и на основании «Положения о промежуточной и итоговой
аттестации обучающихся МБУ ДО «ЦПД» применяются следующие виды контроля:
Текущий контроль. Осуществляется на каждом занятии. Каждый приобретенный
навык, закрепленный через упражнения, служит основой для получения новых знаний и
умений.
Тематический контроль. Проходит по завершению изучения темы.

Кроме

педагога, контролером своих знаний и навыков является сам обучающийся. Он может
сравнить свои навыки и умения с навыками и умениями своих товарищей, оценить свой
уровень и стремиться к улучшению своих результатов. Так формируется функциональная
грамотность в плане контроля собственных знаний и умений.
Промежуточная аттестация предусмотрена после завершения изучения тем.
Методы: педагогическое наблюдение и кейс-метод активного проблемно – ситуационного
анализа

при

решении

конкретных

упражнений-ситуаций.

Решение

специально

подобранных упражнений и задач позволяет определить проблемные зоны обучающихся в
изучении тем.

15

Итоговая

аттестация

фиксирует

уровень

сформированности

предметных

результатов, метапредметных и личностных. Методы: педагогическое наблюдение и кейсметод активного проблемно – ситуационного анализа при решении конкретных
упражнений-ситуаций. Результаты диагностики заносятся в карту мониторинга динамики
развития обучающегося.
Формой итогового контроля так же служит участие детей в районных, городских,
областных конкурсах.
Оценка и анализ результата обучения помогает педагогу выявить динамику
освоения образовательной программы и дать рекомендации обучающимся.
Учет достижений детей осуществляется педагогом дополнительного образования,
проводящим занятия в группе.
Результаты диагностики и педагогического наблюдения заносятся в карту
мониторинга динамики развития ребенка в соответствии с разработанными критериями в
рамках компетентностного подхода.
Оценка и анализ результата обучения за определенное время (учебный год)
помогает педагогу выявить положительную или отрицательную динамику освоения
образовательной программы.
Оценочные материалы
№ Форма
п/п контрольнооценочного
материала
1.

Творческое
задание

2.

Эссе на
иностранном
языке

3.

Проект

Краткая характеристика формы

Уровень освоения.
Критерии

Частично регламентированное задание,
имеющее нестандартное решение и
позволяющее диагностировать умения
интегрировать знания различных областей,
творческий подход, умение аргументировать
собственную точку зрения, взаимодействовать
в коллективе. Может выполняться в
индивидуальном порядке или группой
обучающихся.
Средство, позволяющее оценить умение
обучающегося письменно излагать суть
поставленной проблемы, самостоятельно
проводить анализ проблемы с использованием
знаний программы. Позволяет оценить уровень
владения предметными знаниями, умение
обобщать и структурировать информацию,
творческий подход, авторскую позицию.
Конечный продукт, получаемый в результате
планирования и выполнения комплекса

Низкий уровень:
обучающихся не
овладел в достаточной
степени знаниями и
умениями,
предусмотренных
программой.

Средний уровень:
обучающийся усвоил
знания и умения
программы и
справляется с заданием
с помощью педагога.

16

4.

Беседа

5.

Тестирование

6.

Педагогическое
наблюдение

учебных и исследовательских заданий.
Позволяет оценить умения обучающихся
самостоятельно конструировать свои знания в
процессе решения практических задач и
проблем, работать с источниками информации,
уровень творческих способностей, умение
планировать деятельность и достигать
результата. Может выполняться в
индивидуальном порядке или группой
обучающихся (умение взаимодействовать в
команде).
Оценочные средства, позволяющие
включить обучающихся в процесс обсуждения
спорного вопроса,
проблемы и оценить их умение
аргументировать собственную
точку зрения, умения
взаимодействовать в команде, инициативность
и быстроту мышления.
Система стандартизированных заданий,
позволяющая автоматизировать процедуру
измерения уровня знаний и умений
обучающегося.
Позволяет выявить уровень владения знаниями
и умениями обучающихся в процесс
обсуждения темы занятия, упражнения или
спорного вопроса.
Данная форма помогает увидеть уровень
сформированности следующих умений:
строить устное высказывание,
аргументировать собственную точку зрения,
взаимодействовать в команде.

Высокий уровень:
обучающийся освоил
практически весь объем
знаний,
предусмотренных
программой за
конкретный период и
выполняет задания
самостоятельно.

Диагностические методики для определения достижения обучающимися
планируемых результатов

Результаты/
параметры
Предметные
результаты

Технологическая таблица результатов аттестации обучающихся
по программе «Основы лингвистической культуры»
Критерии
ФИ
обучающегося
Уровень освоения правил речевого и неречевого поведения
Уровень овладения навыками устной и письменной речи
Средний балл

Метапредметные
результаты

Уровень развития способности взаимодействовать с
окружающими через выполнение разных ролей

17

Уровень умения выбирать адекватные языковые и речевые
средства для успешного решения коммуникативных задач
Умение использовать выразительные формы языка
Средний балл
Личностные
результаты

Уровень развития навыков коммуникации
Уровень сформированности уважительного отношения в
группе
Уровень сформированности самостоятельности и
самодисциплины
Уровень мотивации к изучению английского языка
Средний балл
Общий балл





Низкий уровень (обучающихся не овладел в достаточной степени знаниями и умениями,
предусмотренных программой);
Средний уровень (обучающийся усвоил знания и умения программы и справляется с
заданием с помощью педагога);
Высокий уровень (обучающийся освоил практически весь объем знаний, предусмотренных
программой за конкретный период и выполняет задания самостоятельно).

Лист самооценки и взаимооценки работы в паре (группе)
Критерий
Моя оценка
Критерий

Я всегда активно участвовал(а) в
парных/групповых заданиях
Я брал(а) на себя руководство
группой при необходимости, чтобы
создать хорошую работу
Я внимательно выслушал то, что
говорили/предлагали другие
участники группы (партнер)
Я подавал группе правильные
ответы
Я работал не только
индивидуально, но и совместно с
другими членами группы

Он всегда участвовал во всех
заданиях группы (пары)
Он брал на себя руководство
группой при необходимости,
чтобы создать хорошую работу
Он внимательно выслушивал то,
что говорили/предлагали другие
участники группы
Он давал группе правильные
ответы
Он работал не только
индивидуально, но и совместно с
другими членами группы

Я выполнял не только свою задачу,
но и помогал другим

Он выполнял не только свое
задание, но и помогал другим

Оценка
партнера

18

Я общался с другими членами
Он общался с другими членами
группы с уважением, даже если не
группами, даже если не был с
был с ними согласен
ними согласен
Критерии оценивания – за каждый критерий от 0 до 5 баллов.

Критерии оценивания уровня владения навыками говорения
Критерий
Требование

Балл

Решение коммуникативной
задачи

Задание полностью выполнено.
Достигнута
цель
общения.
Высказывание
последовательно и логически выстроено.
Все аспекты, указанные в задании, полностью
раскрыты.
Задание частично выполнено.
Достигнута цель общения. Высказывание не
всегда последовательно.
Задание не выполнено.
Не достигнута цель общения. Высказывание не
последовательно. Содержание высказывания не
соответствует
(частично
соответствует)
поставленной задаче.
Обучающийся использовал лексику по заданной
Лексическая точность
теме.
Учащийся использовал лексику по заданной теме,
при этом испытывал затруднения в подборе слов и
делал паузы в высказывании.
Учащийся не знает лексики и не может
высказаться по заданной теме.
Учащийся либо не допускает грамматических
Грамматическая точность
ошибок,
либо
допускает
незначительное
количество.
Учащийся
допускает
грубые
ошибки, и
затрудняющие понимание его речи.
Учащийся
допускает
грубейшие
ошибки,
меняющие смысл высказывания и затрудняющие
понимание его речи.
Речь понятна, практически все звуки произнесены
Фонетическая правильность
правильно.
Речь в основном понятна, допускается небольшое
количество фонематических ошибок и ошибок в
произнесении звуков.
Речь плохо воспринимается на слух или не
воспринимается из-за ошибок и неправильного
произношения.
Максимальное количество баллов – 8, оценки распределяются таким образом:
7-8 баллов – высокий уровень;
5-6 баллов – средний уровень;
0-4 балла – низкий уровень.

19

Методика изучения мотивации учения подростков по М. Лукьяновой
АНКЕТА
Дата_________________ Ф.И._________________________________________________
Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и все варианты ответов к нему.
Подчеркни два варианта ответов, которые совпадают с твоим мнением.
I
1. Обучение в школе и знания нужны мне для...
А) хороших оценок
Б) продолжения образования, поступления в институт
В) поступления на работу
Г) чтобы получить хорошую профессию
Д) чтобы быть образованным и интересным
человеком
Е) солидности
2. Я бы не учился, если бы...
А) не было школы
Б) не было учебников
В) не родителей
Г) не хотелось учиться
Д) не было интересно
Е) не мысли о будущем
Ж) не школа и долг перед Родиной
З) не хотел поступать в вуз и иметь хорошее
образование
3. Мне нравится, когда меня хвалят за...
А) хорошие отметки
Б) усилия, трудолюбие
В) мои способности
Г) хорошую работу
Д) выполнение домашнего задания
Е) мои личные качества

II
4. Мне кажется, что цель моей
жизни...
А) получить высшее
образование
Б) я пока не знаю
В) стать отличником
Г) состоит в учебе
Д) получить хорошую
профессию
Е) принести добро своей Родине
5. Моя цель на уроке...
А) слушать и запоминать все,
что сказал учитель
Б) усвоить материал, понять
тему
В) получить новые знания
Г) сидеть тихо как мышка
Д) внимательно слушать
Е) получить пятерку
6. Когда я планирую свою
работу, то...
А) смотрю классную работу и
вспоминаю урок
Б) думаю
В) анализирую задание,
стараюсь понять суть
Г) составляю план своей работы
Д) внимательно читаю задание
Е) стараюсь сделать сразу все
Ж) открываю «готовые
домашние задания»
З) сначала отдыхаю

III
7. Самое интересное на уроке...
А) разные игры по теме...
Б) объяснение учителя
В) новая тема
Г) устные задания
Д) побольше читать
Е) общаться с друзьями
Ж) стоять у доски, т.е. отвечать
8. Я изучаю материал добросовестно, если...
А) он мне нравится
Б) он легкий
В) он мне интересен
20

Г) я его хорошо понимаю
Д) меня не заставляют
Е) не дают списать
Ж) надо исправить двойку
9. Мне нравится делать уроки, когда...
А) они легкие и их мало
Б) остается время погулять
В) они интересные
Г) есть настроение
Д) есть «готовые домашние задания»
Е) всегда, т.к. это необходимо для глубоких знаний
Обработка результатов
Предложения 1, 2, 3, входящие в содержательный блок I диагностической методики,
отражают такой показатель мотивации, как личностный смысл учения.
Предложения 4, 5, 6 входят в блок II и характеризуют другой показатель мотивации —
способность к целеполаганию.
Блок III анкеты (предложения 7, 8, 9) указывает на иные мотивы. Каждый вариант ответа в
предложениях названных блоков обладает определенным количеством баллов в
зависимости от того, какой именно мотив проявляет себя в предлагаемом ответе.
Внешний мотив — 0 баллов.
Игровой мотив — 1 балл.
Получение отметки — 2 балла.
Позиционный мотив — 3 балла.
Социальный мотив — 4 балла.
Учебный мотив — 5 баллов.
Ключ для показателей I, II, III мотивации:

Для того чтобы исключить случайность выборов и получить более объективные
результаты, обучающимся предлагается выбрать два варианта ответов.
Баллы выбранных вариантов ответов суммируются. Показатели I, II, III мотивации по
сумме баллов выявляют итоговый уровень мотивации. По оценочной таблице можно
определить уровни мотивации по отдельным показателям (I, II, III) и итоговый уровень
мотивации подростков.
21

Оценочная таблица

I — очень высокий уровень мотивации учения;
II — высокий уровень мотивации учения;
III — нормальный (средний) уровень мотивации учения;
IV — сниженный уровень мотивации учения;
V — низкий уровень мотивации учения.
Методическое обеспечение реализации программы
Важное место при изучении программы имеет специально организованная игровая
деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых
ситуаций.

Базовые образовательные технологии, применяемые при реализации

программы «Основы лингвистической культуры»: игровые технологии (сюжетно-ролевые
лексические,

грамматические,

фонетические);

проектные

(информационные,

исследовательские и творческие проекты); личностно-ориентированные
сотрудничества);

информационно-коммуникативные

технологии;

(педагогика
принципы

гуманистической педагогики Ш. Амонашвили и К. Роджерса.
ИКТ технологии:


Мультимедийные технологии.



Онлайн тренажеры и викторины.



Дистанционные конкурсы и олимпиады.



Flipped classroom.
Методы и приемы, способствующие эффективности реализации программы
Информационно-рецептивный: совместная деятельность педагога и подростка.
Практический: использование обучающимися на практике полученных знаний.
Словесный: краткое описание и объяснение действий.
Проблемный: постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование

готовых заданий и самостоятельное их преобразование.
Игровой: использование социальной ситуации для организации деятельности.
Частично-поисковый: решение проблемных задач с помощью педагога.
22

Кейс-методы: метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный
на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций. Задача - развивать способность
находить решение проблемы и учиться работать с информацией. При этом акцент
делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и
ученика. Особенность методов «кейс» - технологии заключается в создании специально
разработанных учебно-методических материалов в специальный набор (кейс) и их
передаче обучающимся.
Приёмы и средства обучения:


Проблемный диалог, беседа, дискуссия.



Проектная деятельность.



Ролевые игры.



Работа с художественной и справочной литературой.



Само- и взаимооценивание устных и письменных ответов по заранее определённым
критериям.



Дифференциация заданий: творческие задания; практико-значимые задания.
Моделирование тестовых упражнений направлено на развитие:



Оперативной памяти



Оперативного мышления.



Функции внимания.



Восприятия.



Оценочной функции.
Использование Интернет технологий на занятиях по программе «Основы

лингвистической культуры» позволяет расширить и разнообразить учебную деятельность,
привлечь обучающихся, применяя те инструменты, которые они активно используют в
своей повседневной жизни. Нельзя не упомянуть, что Интернет повышает интерес
обучающихся к учебным занятиям, стимулирует их рост познавательной активности, что
позволяет им получать и усваивать большее количество информации, способствует
приобретению различных навыков, а также является «забавным» методом обучения.
Таким образом, у педагога есть прекрасная возможность повысить активность работы
обучающихся с помощью компьютера. Включение информационных технологий
обеспечивает эффективную и динамичную подачу учебного материала, что способствует
повышению мотивации и активизации познавательной обучающихся.

23

Материально-техническое обеспечение:
Помещение: учебный кабинет, оборудованный в соответствии с санитарными
нормами: столы, стулья, лампы, шкафы для хранения учебной литературы и
дидактического материала.


Тематические плакаты, стенды.



Проектор.



Демонстрационная доска.



Компьютер.



Учебно-методическое обеспечение программы
Academy Stars 1



Pupil’s Book by Kathryn Harper, Gabrielle Pritchard



Workbook by Kathryn Harper, Gabrielle Pritchard



Alphabet Book by Kathryn Harper, Gabrielle Pritchard



Pupil’s Resource Centre by Kathryn Harper, Gabrielle Pritchard



Pupil’s Practice Kit by Kathryn Harper, Gabrielle Pritchard



Teacher’s Book by Kathryn Harper, Gabrielle Pritchard



Teacher’s Resource Centre by Kathryn Harper, Gabrielle Pritchard



Presentation Kit by Kathryn Harper, Gabrielle Pritchard



Pupil’s Practice Kit with score report by Kathryn Harper, Gabrielle Pritchard



Class Audio CDs by Kathryn Harper, Gabrielle Pritchard



Test Generation by Kathryn Harper, Gabrielle Pritchard
Дидактический

материал:

художественная,

справочная,

научная,

лингвострановедческая литература, тематические таблицы, схемы, плакаты, картины,
фотографии, дидактические карточки, памятки, раздаточный материал, аудиозаписи,
мультимедийные материалы, компьютерные программные средства и др.
Интернет-ресурсы:
www.macmillaneducationeverywhere.com
Здесь размещены аудио- и видеоматериалы для самостоятельной работы,
дополнительные

тренировочные

интерактивные

упражнения

по

всем

аспектам

программы, задания для выполнения проектов, ресурсные и справочные материалы,
электронные книги (художественная литература), рекомендованная для чтения на каждом
уровне программы.
www.macmillandictionary.com
24

Ресурсный и справочный сайт, которые представляет собой онлайн-словарь,
содержащий интерактивные тесты, видеоканал с примерами социокультурных реалий
англоговорящих стран.
Кадровое обеспечение
Педагоги со средним профессиональным или высшим образованием, владеющие
знаниями и опытом преподавания иностранных языков, обладающие знаниями в области
педагогики и психологии.
Список литературы
Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р.
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным образовательным программам.
4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015
№ 09-3242 с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).
5. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.04.2017
№ ВК-1232/09 с методическими рекомендациями по организации независимой
оценки качества дополнительного образования детей.
6. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития
воспитания в РФ на период до 2025 года.
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г.
№ 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную

деятельность,

электронного

обучения,

дистанционных

образовательных технологий при реализации образовательных программ».
8. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
9. СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
10. Положение о промежуточной и итоговой аттестации обучающихся МБУ ДО
«ЦПД».
11. Устав МБУ ДО «ЦПД».
25

Литература для педагогов
1. Heyderman, Е. MOTIVATE-1 Teacher’s Book Pack/ Е. Heyderman. – Macmillan
Publishers Limited, 2018. – 176 с.
2. Heyderman, Е. MOTIVATE-2 Teacher’s Book Pack/ Е. Heyderman. – Macmillan
Publishers Limited, 2018. – 176 с.
3. Hadfield, J. Beginners’ Communication Games/ J. Hadfield. – Longman, 2010. – 96 с.
4. Zaorob, M.L. Games for Grammar Practice/ M.L. Zaorob – Cambridge University Press,
2019. – 114 с.
5. Toth, М. Children’s Games/ М. Toth – Macmillan Heinemann, 2019. – 96 с.
6. Ellis, Р., Bowen, М. Way Ahead 1. A Foundation Course in English. Teacher’s Book. –
Macmillan Publishers Limited, 2018. – 107 с.
7. Wallwork, А. The Book of Days/ А. Wallwork. – Cambridge University Press, 2018. –
113 с.
Литература для обучающихся и родителей
1. Harper, К. G. Pritchard Academy Stars 1- Student’s Book/ К. Harper. - Macmillan
Education ELT, 2017. – 132 с.
2. Harper, К. G. Pritchard Academy Stars 2- Student’s Book/ К. Harper. - Macmillan
Education ELT, 2017. – 128 с.
3. Harper, К. G. Pritchard Academy Stars 2 / К. Harper. - Workbook Macmillan Education
ELT, 2017. – 128 с.
4. Spencer, D. Gateway 2nd Edition A1+. Student’s Premium Pack / D. Spencer. Macmillan Education ELT, 2017. - 159 с.

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».