Ритм+ (сертифицированная ДООП), 1 год

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования – детский
оздоровительно-образовательный центр – «Центр поддержки детства»

Программа принята
Методическим советом МБУ ДО «ЦПД»
Протокол от_______________№_______

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУ ДО «ЦПД»
_______________ К.И. Охват
приказ от _________№ _____

Социальный заказ

Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа

«Ритм +»

Направленность: художественная
Возраст обучающихся: 5-10 лет
Срок реализации: 1 год
Количество часов: 144

Автор-составитель:
Дылдина Ольга Алексеевна,
педагог дополнительного образования, ВКК

Екатеринбург, 2024 г.

Пояснительная записка

I.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ритм+»
художественной направленности разработана для детей 5-10 лет. Срок реализации
программы 1 год.
Образовательная программа направлена на формирование гармонично и всесторонне
развитой личности в процессе овладения искусством танца, развитие художественной
одаренности

в

области

совершенствование

танцевально-исполнительского

специальных

музыкальных

мастерства;

способностей,

что

развитие
и

и

определяет

художественную направленность дополнительной образовательной программы.
Программа

разработана

на

основании

следующих

нормативно-правовых

документов:


Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в
Российской Федерации».



Концепция развития дополнительного образования до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р.



Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным образовательным программам.


Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 №
09-3242 с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).



Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.04.2017 №
ВК-1232/09 с методическими рекомендациями по организации независимой оценки
качества дополнительного образования детей.



Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития
воспитания в РФ на период до 2025 года.



Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г.
№ 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную

деятельность,

электронного

обучения,

дистанционных

образовательных технологий при реализации образовательных программ».


СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».



СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».



Положение о промежуточной и итоговой аттестации обучающихся МБУ ДО «ЦПД».
2



Устав МБУ ДО «ЦПД».
Актуальность программы. Хореография – искусство синтетическое, в ней музыка

живёт в движении, приобретает осязательную форму, а движения как бы становятся
слышимыми. В «век гиподинамии», когда дети проводят большое количество времени сидя
за партой, за компьютером или просто у телеэкрана, занятия хореографией становятся
особенно актуальными. Во-первых, танец - это движение, которое развивает физическую
силу, выносливость, ловкость, формирует фигуру. Во-вторых - искусство, развивающее
художественное

воображение,

ассоциативную

память,

творческие

способности.

Хореография является дополнительным резервом двигательной активности детей,
источником их здоровья, радости, повышения работоспособности, разрядки умственного и
психического напряжения, а, следовательно, одним из условий их успешной подготовки к
учебной и трудовой деятельности.
Актуальность создания данной образовательной программы заключается в
значительной популярности хореографии как искусства среди различных возрастных групп,
а особенно среди детей дошкольного и младшего школьного возраста, большинство из
которых приходят в хореографические коллективы несознательно, по воле родителей.
Мониторинг анализа запроса со стороны детско-родительского сообщества
микрорайона (на основе анкетирования) показывает высокий уровень потребности детей
данной возрастной категории в овладении навыками хореографического искусства: из
предложенного на рассмотрение пакета программ и направлений обучения в МБУ ДО
«ЦПД» - 70% делают свой выбор в пользу программы «Ритм+».
Родители стремятся привлечь ребенка к занятиям хореографией с самого раннего
возраста, они в свою очередь правы: ребенок, который умеет танцевать, развивается быстрее
и гармоничнее своих сверстников. Однако только от педагога, от методов его преподавания
зависит то, с каким интересом будет подходить ребенок к занятиям и каких результатов он
достигнет.
Программа ориентирована на формирование и развитие у обучающихся таких
физических данных, как подвижность, выносливость, сила, ловкость, на развитие
танцевальных данных: гибкости, пластичности, танцевального шага и т. п. Развивается
также и познавательный интерес. Прививая с ранних лет любовь к искусству танца, к
музыке, педагог учит ребенка запоминать, систематизировать полученные умения и навыки.
Кроме того, осваивая даже самый элементарный танцевальный материал, ребенок
прикладывает немало усилий и терпения, что формирует в нем такие качества, как воля и
упорство.
Новизна программы связана с тем, что каждый тематический блок реализуется
3

через музыкально-ритмическую деятельность. Основными видами этой деятельности
являются игровая ритмическая гимнастика, нетрадиционные виды двигательных
упражнений и креативная гимнастика. Все эти разделы объединяет единая форма
проведения занятий – игра. Игра, как основная форма проведения занятий придает
образовательно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс
запоминания

и

освоение

упражнений,

повышает

эмоциональный

фон

занятий,

способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка. Так,
в танцевально-ритмическую гимнастику входят: ритмика, гимнастика и танец.
Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и
элементами танца, входящими в упражнения танцевально-ритмической гимнастики, но и
образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным
особенностям обучающихся.
Освоение

основных

разделов

программы

создает

условия

для

развития

индивидуальности ребенка и обогащает его творческий потенциал. Реализация программы
«Ритм+» формирует необходимый двигательный режим, положительный психологический
настрой, хороший уровень занятий. Это способствует укреплению физического и
психологического здоровья ребенка.
Педагогическая целесообразность программы. Танец, как ни один другой вид
искусства, позволяет наполнить жизнь ребенка движениями, которые являются в этом
возрасте большой его потребностью. В танце ребенок не только познает окружающий мир,
но и открывает себя в этом мире. Двигательная активность вызывает у ребенка радостные
эмоции, которые существенно влияют на его физическое, психическое и социальное
развитие.
Цель программы - развитие творческого потенциала обучающихся и их
самореализация средствами хореографического искусства.
Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих задач по
направлениям:
Образовательные:


Познакомить с теоретическими основами танцевальных движений.



Обучить техникам правильного выполнения танцевальных движений.



Формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку.
Развивающие:



Способствовать развитию эстетического вкуса.



Способствовать формированию навыков целеполагания и планирования.
4



Развивать компетенции здоровьесбережения в сфере расширения представлений о
возможностях своего тела.
Воспитательные:



Воспитывать нравственные, эстетические и личностные качества обучающихся:
доброжелательность, трудолюбие, честность, порядочность, ответственность,
аккуратность, терпение, чувство долга.



Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.



Воспитывать общественно-активную личность с гражданской позицией.
Адресат программы: обучающиеся 5-10 лет, получающие образование в

учреждениях разного типа и статуса. Набор детей в группы проводится без
предварительного отбора. Программа построена с учётом возрастных и психофизических
особенностей. Наполняемость учебной группы от 12 до 15 человек.
При составлении программы, при комплектовании групп и распределении учебной
нагрузки учитываются возрастные, индивидуально-психологические и физические
особенности обучающихся.
Дошкольный возраст (5-6 лет) – период интенсивного познавательного развития. В
этот период формируются личностные, познавательные, мотивационные структуры,
необходимые для обучения. Важную роль в развитии обучающихся этой группы играет
сюжетно-ролевая игра, которая позволяет ребенку создавать вымышленную реальность на
основе активных форм образного мышления. Это является условием для отработки
знаковых моделей поведения, то есть формирования основ нравственного поведения.
Младший школьный возраст (7-10 лет) обусловлен большой подвижностью. В этой
связи весьма важно практиковать на занятиях различные виды учебной работы (применять
наглядность, методы объяснения сочетать с беседой и т.д.).
Не менее важное значение имеют особенности развития психики и познавательной
деятельности этой группы обучающихся. Существенным фактором в этом отношении
является связанное с развитием мозга совершенствование их нервной системы.
Интенсивное

развитие

нервно-психической

деятельности,

высокая

возбудимость,

подвижность и острое реагирование на внешние воздействия сопровождаются быстрым
утомлением, что требует умелого переключения с одного вида деятельности на другой. У
обучающихся 7-10 лет интенсивно развивается вторая сигнальная система, связанная с
абстрактным мышлением и речью. Это создает условия для усвоения многих вопросов
материала не только на уровне представлений, но и на уровне теоретических понятий.
Однако это не снимает задачи развития аналитико-синтетического мышления при усвоении
изучаемого материала, необходимости учить их разделять целое на части, вычленять
5

существенные и менее существенные признаки изучаемых тем и явлений, делать сравнения,
выводы и теоретические обобщения и т.д.
Все указанные особенности учтены при составлении программы «Ритм+».
Программа «Ритм+» относится к одноуровневым программам и представлена
базовым уровнем.
Базовый уровень обеспечивает освоение обучающимися специальных знаний,
умений, навыков и создает общую картину изучаемого содержания программы;
предполагает повторение и закрепление полученных знаний, введение элементов
самостоятельной творческой деятельности. Реализация программы обеспечивает участие
обучающихся в конкурсах разного уровня.
Срок освоения программы – 1 год.
Распределение количества часов: 144 часа, 4 часа х 36 недель.
Форма, вид и режим занятий.
Форма организации обучения – очная: групповая, парная со сменным составом,
индивидуальная, индивидуально-групповая.
В условиях сложной эпидемиологической ситуации, а также по запросу
обучающихся, родителей (законных представителей) или в целях интенсификации
процесса обучения

предполагается форма обучения с применением дистанционных

технологий.
Виды занятий: беседа, дидактическая игра, презентация, мастер-класс, игровой
тренинг,

подготовка

самостоятельная

творческого

работа.

Виды

номера,

занятий

презентация

направлены

на

творческого
создание

номера,

условий

для

интеллектуального и эстетического развития обучающихся в процессе овладения техникой
танцевального искусства.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа с перерывом на 10 мин. Учебный час для
детей 5-6-ти лет – 30 минут; для обучающихся 7-10 лет - 40 мин.
Важнейшим

условием

эффективности

обучения

является

удовлетворение

потребности обучающихся в эмпатии, доверии и искренности. Это условие определяет
специфику образовательной программы «Ритм+».
Структура занятия
1. Организация начала занятия включает:


Обеспечение наличия всех необходимых для работы материалов; проведение
инструктажей.



Актуализацию знаний.

2. Постановка целей и задач занятия.
6

3. Теоретическая часть:


Ознакомление с новым материалом.

4. Практическая часть:


Первичное закрепление навыков.

5. Проверка первичного усвоения знаний.
6. Организация рефлексивного обсуждения.
7. Рекомендации для самостоятельной работы.
Организационная часть занятий обеспечивает: наличие всего необходимого для
проведения занятия (коврики, обручи, ленты); проведение бесед и инструктажей по технике
безопасности, по соблюдению правил дорожного движения, проведение инструктажей по
особенностям поведения в условиях террористической угрозы.
Теоретическая работа с детьми проводится в форме бесед, диспутов, анализе техник
и приемов хореографического искусства.
Практические занятия включают: игровые занятия, инсценировки по темам, игровые
тренинги, мастер-классы, выполнение упражнений на закрепление пройденного материала,
выполнение упражнений творческого характера, представление результатов работы.
Практическая часть включает в себя отработку танцевальных этюдов.
Формы подведения итогов реализации программы


Конкурсы разного уровня.



Творческие работы.



Исполнение тематических танцевальных этюдов.



Фотоотчеты с занятий.
Планируемые результаты освоения программы

Предметные (образовательные) результаты:


Освоены теоретические основы танцевальных движений.



Освоена техника правильного выполнения двигательных действий.



Сформировано умение самостоятельно выполнять ритмические комбинации.

Метапредметные (развивающие) результаты):


Освоены навыки целеполагания и планирования учебных действий для достижения
результата.



Освоены компетенции здоровьесбережения в сфере расширения представлений о
возможностях своего тела.



Обучающиеся демонстрируют в пластическом танце наличие яркого образного
мышления и эстетический вкус.
7

Личностные (воспитательные) результаты:


Сформированы навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.



Усвоены правила уважительных и доброжелательных отношений в группе.



Сформированы навыки самодисциплины, самостоятельности, ответственности.

К концу обучения обучающийся должен знать:


понятия «громко – тихо», «такт», «ритм»;



понятия «право», «лево», «направо», «налево», «ориентир», «осанка»;



понятия «присед», «полуприсед»;



понятия «пластика», «мышцы», «гибкость»;



названия всех пальцев, понятия «кисть», «кулак»;



понятие «ритмика», «игровой образ»;



понятие «импровизация».

Уметь:


выполнять специальные упражнения для согласования движений с музыкой;



выполнять упражнения для ориентировки в пространстве;



выполнять специальные упражнения для развития мышечной силы и гибкости в
образных, игровых и двигательных действиях и заданиях;



выполнять общеразвивающие упражнения и игры с пальчиками в двигательных и
образных действиях: сгибание и разгибание, приведение и отведение;



выполнять по показу поглаживание отдельных частей тела в образно-игровой
форме;



использовать подвижные и образные игры для общеразвивающих упражнений;



создавать пластический образ, используя ритмический рисунок.
Воспитательная деятельность по реализации программы
Воспитательная работа строится на основе системы воспитания МБУ ДО «ЦПД»,

которая представлена в воспитательной программе «Центра поддержки детства».
Цель воспитательной работы: формирование уважительного отношения к
старшим, людям труда, педагогам, сверстникам; формирование умения работать в команде;
формирование способности к анализу и представлению своей нравственной позиции; воли,
настойчивости, ответственности и самостоятельности.
Целевые установки воспитательной работы реализуются через выполнение
воспитательных и развивающих задач программы, которые выражаются в личностных и
метапредметных результатах.
Основной формой воспитания и обучения является учебное занятие. В ходе
8

учебных занятий в соответствии с предметным и метапредметным содержанием программы
обучающиеся усваивают информацию, имеющую воспитательное значение; получают
опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и утверждаются ценностные,
нравственные ориентации.
Продуктивное участие в занятиях, в выполнении творческих задач способствуют
усвоению и применению правил поведения и коммуникации, формированию позитивного
и конструктивного отношения к событиям, в которых участвуют обучающиеся
объединения «Ритм+». В игровых занятиях проявляются и развиваются личностные
качества обучающихся: эмоциональность, активность, нацеленность на успех, готовность к
командной деятельности и взаимопомощи. Итоговые мероприятия способствуют
закреплению ситуации успеха, развивают рефлексивные и коммуникативные умения,
ответственность, благоприятно воздействуют на эмоциональную сферу обучающихся.
Методы воспитательной работы


Убеждение.



Проблемное задание.



Рефлексия.



Упражнение.



Пример.



Опора на нравственные идеалы.



Поощрение.
Метод убеждения в дополнительном образовании вполне естественен, так как

посещение учреждений дополнительного образования не носит обязательного характера, и
применение жестких методов приведет к потере обучающегося. Особое место занимают
краткие, яркие и занимательные беседы, объяснения, рассказы о нравственном поведении.
Наибольший эффект дают индивидуальные беседы авторитетных и близких к
обучающемуся людей, убеждение на собственном опыте, использование литературных
произведений, сказок, увлечение творческим поиском и добрым делом.
Через метод упражнений происходит формирование опыта поведения.
Пример,

как

метод

педагогического

воздействия

основывается

на

стремлении

обучающегося подражать человеку-педагогу, которого с ним связывает интересное дело,
который является для него авторитетным помощником. Общаясь с людьми, наблюдая и
анализируя

живые

образцы

высокой

нравственности,

патриотизма,

трудолюбия,

мастерства, верности долгу и т. д., воспитанник глубже и нагляднее осмысливает сущность
и содержание социально-нравственных отношений.
9

Метод поощрения — это стимул самоутверждения, осознание, фиксация
собственного успеха. В дополнительном образовании каждый ребенок может быть более
успешен, чем в основном образовании.
Календарный план воспитательной работы в рамках реализации программы.
Занятия проводит – ПДО объединения «Ритм +»
№

Название

Сроки

Форма проведения

мероприятия

результат

1.

День знаний

2.

«День пожилого
октябрь
человека»,
совместно с
родителями
«День друга»
декабрь
(домашние питомцы)

3.

4.

5.

6.

7.

Новогодние
праздники совместно
с родителями
«День защитника
Отечества»
совместно с
родителями
Конкурс
танцевальных
композиций ко дню
Победы совместно с
родителями
Выпускные вечера и
награждения детей
по итогам учебного
года

Практический

сентябрь

Квест-игра на площадке
«ЦПД»
Поэтический вечер на
площадке «ЦПД»

Фото- и
видеоматериалы
Фото- и
видеоматериалы с
выступлением детей

Поэтический вечер на
площадке «ЦПД»

Фото- и
видеоматериалы с
выступлением детей
Фото- и
видеоматериалы с
выступлением детей
Фото- и
видеоматериалы с
выступлением детей

декабрь

Танцевальный вечер на
площадке «ЦПД»

февраль

Поэтический вечер на
площадке «ЦПД»

апрель

Танцевальный вечер на
площадке «ЦПД»

Фото- и
видеоматериалы с
выступлением детей

май

Круглый стол на
площадке «ЦПД»

Презентация

Учебный план
№

Название темы

Формы контроля

Кол-во часов
Всего

Теория

Практика

1.
2.

Вводное занятие
Ритмика

2
20

2
6

14

3.

Креативная гимнастика

20

6

14

Беседа
Беседа, творческое
задание,
хореографический
этюд
Беседа творческое
задание,
хореографический
этюд
10

4.

Танцевальная культура

20

8

12

5.

Танец

20

6

14

6.

Пластика

20

8

12

7.

Музыкально-подвижные
игры

20

6

14

8.

Игры-путешествия

20

6

14

9.

Заключительное занятие

2

-

2

144

48

96

Итого:

Беседа,
творческое задание,
хореографический
этюд
Беседа,
творческое задание,
хореографический
этюд
Беседа,
творческое задание,
хореографический
этюд
Творческое задание,
хореографический
этюд
Беседа,
творческое задание,
хореографический
этюд
Беседа

Содержание учебного плана
Тема 1. Вводное задание.
Теория. Знакомство. Определение целей и задач объединения. Входной контроль /
анкетирование, беседа. Инструктаж по ТБ, правила посещения Центра, ППБ, БДД.
Тема 2. Ритмика.
Теория: Понятия «громко – тихо», «такт», «ритм».
Практика: Упражнения для согласования движений с музыкой. Хлопки в такт музыки.
Ходьба, сидя на стуле. Акцентированная ходьба с одновременным махом согнутыми
руками. Движения руками в различном темпе.
Тема 3. Креативная гимнастика.
Теория: Понятия «право», «лево», «направо», «налево», «ориентир», «осанка». Понятие
«импровизация».
Практика: Упражнения для ориентировки в пространстве.

Построение в круг и

передвижения по кругу в различных направлениях. Выполнение упражнений без предмета.
Основные движения прямыми и согнутыми руками и ногами. Основные движения
туловищем и головой. Выполнение упражнений на расслабление мышц, дыхательные
упражнения и упражнения на укрепление осанки. Свободное опускание рук вниз.
Напряженное и расслабленное положения рук, ног. Потряхивание кистями рук.
Расслабление рук с выдохом. Упражнения на осанку. Имитационные, образные
11

упражнения.

Создавать пластический образ, используя ритмический рисунок. Игры:

Музыкально-творческие игры «Кто я?», «Море». Специальные задания: «Создай образ»,
«Импровизация под музыку».
Тема 4. Танцевальная культура.
Теория: Понятие танцевальная культура, элементы танцевальной культуры.
Практика: Выполнение упражнений: полуприседы, подъемы на носки. Стойка руки на
пояс и за спину. Свободные, плавные движения руками. Комбинации хореографических
упражнений. Ритмические танцы малой подвижности: «Хоровод», «Мы пойдем сначала
вправо», «Танец сидя», «Если весело живется», «Танец утят», «Снежный танец», «Танец с
цветами».Танцевальные

шаги,

элементы

хореографических

упражнений

и

такие

танцевальные формы, как историко-бытовой, народный, современный и ритмический
танцы.
Тема 5. Танец.
Теория: Правила танца, понятие «ритмика», «танцевальный образ».
Практика: Игра в музыкально-подвижные игры с соблюдением требований ритмики.
Использование «танцевального образа» для общеразвивающих упражнений, создания
танцевальных этюдов, образно-танцевальных композиций, каждая из которых имеет
целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. Все композиции
объединяются в комплексы упражнений для детей.
Тема 6. Пластика
Теория: Понятия «пластика», «мышцы», «гибкость».
Практика: Упражнения для развития мышечной силы и гибкости в образных, игровых и
двигательных действиях и заданиях.
Тема 7. Музыкально-подвижные игры.
Теория: Правила предлагаемых игр, понятие «ритмика», «игровой образ».
Практика:

Музыкально-подвижные

игры

с

соблюдением

требований

ритмики.

Использование подвижных и образных игр для общеразвивающих упражнений.
Тема 8. Игры-путешествия.
Теория. Игра - как воображаемое пространство. Содержание и структура игры.
Практика: Игры - «На лесной полянке», «Путешествие по станциям», «Путешествие в
морское царство – подводное государство», «В гости к Чебурашке», «Поход в зоопарк»,
«Конкурс танца».
Тема 9. Заключительное занятие.
Практика. Подведение итогов деятельности за год. Вручение поощрений. Актуализация
знаний по ТБ, ПДД, ППБ в период летних каникул.
12

II. Организационно-педагогические условия реализации программы.
Календарный учебный график (Приложение № 1).
Срок
Дата
обучения начала
обучения
1 год
15
сентября

Зимние
Дата
каникулы окончания
обучения
29.12.24- 31 мая
08.01.25

Кол-во
учебных
недель
36

Кол-во
учебных
дней
72

Кол-во
учебных
часов
144

Режим
занятий

2 раза в
неделю
по
2
часа
Выходные дни: 4 ноября; 23 февраля; 8 марта; 1-3 мая; 9-10 мая, которые выпадают

по расписанию.
Время аттестационных мероприятий: 4 неделя декабря и 3 неделя мая.
Режим организации занятий определяется календарным учебным графиком и
соответствует нормам, утвержденным СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
Формы аттестации и оценочные материалы
В целях обеспечения контроля качества результатов освоения ДООП «Ритм+» и на
основании «Положения о промежуточной и итоговой аттестации обучающихся МБУ ДО
«ЦПД» применяются следующие виды контроля:
Текущий контроль. Осуществляется на каждом занятии. Каждый приобретенный
навык, закрепленный через упражнения, служит основой для получения новых знаний и
умений.
Тематический контроль. Проходит по завершению изучения темы.

Кроме

педагога, контролером своих знаний и навыков является сам обучающийся. Он может
сравнить свои навыки и умения с навыками и умениями своих товарищей, оценить свой
уровень и стремиться к улучшению своих результатов.
Промежуточная аттестация предусмотрена после завершения изучения тем.
Методы: педагогическое наблюдение. Решение специально подобранных упражнений
позволяет определить проблемные зоны обучающихся в изучении тем.
Итоговая

аттестация

фиксирует

уровень

результатов, метапредметных и личностных.

сформированности

предметных

Методы: педагогическое наблюдение.

Формами отслеживания роста результативности освоения программы также является:
участие обучающихся в творческих конкурсах разного уровня.
Оценка и анализ результата обучения помогает педагогу выявить динамику освоения
образовательной программы и дать рекомендации обучающимся.
Учет достижений обучающихся осуществляется педагогом дополнительного
13

образования, проводящим занятия в группе.
Диагностические материалы представлены в Приложении № 2. Результаты
диагностики и педагогического наблюдения заносятся в карту мониторинга динамики
развития обучающегося в соответствии с разработанными критериями в рамках
компетентностного подхода (Приложение № 3).
Для отслеживания результатов освоения программы разработан оценочнорезультативный блок.
Оценочные материалы
№
п/п

1.

2.
3.

4.

Форма
контрольнооценочного
материала
Творческое
задание

Хореографический
этюд
Беседа

Педагогическое
наблюдение

Краткая характеристика формы

Уровень освоения

Частично регламентированное
задание, имеющее нестандартное
решение и позволяющее
диагностировать умения
интегрировать знания различных
областей, творческий подход,
взаимодействовать в коллективе.
Может выполняться в
индивидуальном порядке или
группой обучающихся.
Средство, позволяющее оценить
творческий подход обучающегося.
Оценочные средства, позволяющие
включить обучающихся в процесс
обсуждения спорного вопроса,
проблемы и оценить их умение
аргументировать собственную
точку зрения, умения
взаимодействовать в команде,
инициативность и быстроту
мышления.
Позволяет выявить уровень владения
знаниями и умениями обучающихся
в процесс обсуждения темы занятия,
упражнения или спорного вопроса.
Данная форма помогает увидеть
уровень сформированности
следующих умений: строить устное
высказывание, аргументировать
собственную точку зрения,
взаимодействовать в команде,
выполнять творческие задания,
выполнять хореографические этюды.

Низкий уровень:
(обучающихся не
овладел в
достаточной степени
знаниями и
умениями,
предусмотренных
программой);
Средний уровень:
(обучающийся
усвоил знания и
умения программы и
справляется с
заданием с помощью
педагога);
Высокий уровень
(ребенок освоил
практически весь
объем знаний,
предусмотренных
программой за
конкретный период и
выполняет задания
самостоятельно).

14

Методическое обеспечение реализации программы
Для проведения занятий по программе «Ритм +» используются:


Современные педагогические технологии.



Материал по истории формирования и развития танцевального искусства.



Проведение викторин, конкурсов.



Представление танцевального этюда.

Каждое занятие планируется с учетом гармоничного сочетания теории и практики.
С учетом цели занятия используются современные методики на основе развивающей и
личностно-ориентированной моделях обучения.
Направления работы


Раскрепощение ребёнка: психологическое и физическое. Снятие зажимов,
комплексов и неуверенности в своих силах, нажитых ребёнком в начале жизни.



Раскрытие личных и творческих возможностей, способностей и талантов ребёнка.



Развитие и укрепление эмоциональной сферы личности ребёнка, в том числе
способностей к состраданию, сочувствию, сопереживанию.



Воспитание в ребёнке самодисциплины, навыков и умения организовать самого себя
и своё время.
В реализации ДООП «Ритм+» комбинируется применение словесных, наглядных и

практических методов. Словесные и наглядные методы связаны с предоставлением
обучающимся игрового материала. Практические методы реализуются непосредственно во
время игрового занятия при создании индивидуальных и групповых танцевальных этюдов.
Жизнерадостное искусство танца – одна из самых массовых и любимых форм
самодеятельного творчества детей. Танцевальная деятельность детей – это яркий
эмоциональный путь передачи музыкально-эстетических переживаний. Танец развивает
ребёнка физически, придаёт его движениям чёткость, уверенность, красоту.

Ещё в самые

древние времена танец был одним из первых языков, которым люди могли выразить свои
чувства. Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и
нравственного воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства,
приносит радость, как исполнителю, так и зрителю – танец раскрывает и растит духовные
силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному.
Важной составляющей танца на занятиях «Ритм+» является игра эмоциями. Если
безупречная техника и игра движений - это «тело» танца, то эмоции - его «душа».
15

В исполнении хореографического номера недостаточно технично выполнять
танцевальные движения. Умение выразить эмоции, образ и предложенные обстоятельства
в танцевальном номере согласно его сюжету, используя мимику, пантомимику и жесты
является неотъемлемой частью успешного исполнения танцевальной композиции. Ведь
танец это маленькое представление и исполняют его еще не профессионалы, но уже
маленькие артисты. Запомнить последовательность всех движений, комбинаций и
перестановок большая задача для ребенка любого возраста. И зачастую так бывает, что
усердно стараясь исполнить всю эту последовательность, ребенок, сосредоточившись,
танцует весь номер с серьезным выражением лица, будто решает математическую задачку.
А лицо должно работать, должно гармонировать с движениями. Поэтому одной из
главных задач педагога хореографа является развитие артистичности детей.
В литературе по хореографии методического материала по развитию артистичности
и эмоциональности у танцоров представлено мало, основной упор делается именно на
развитие и совершенствование техники исполнения танца. А потому на практике этот
вопрос остается сложным. Как показывает практика, эмоциональность и артистичность у
детей в танце без специальной тренировки начинает проявляться лишь с опытом и по
прошествии нескольких лет занятий хореографией.
Как же научить ребят выражать свои эмоции и передавать заданный образ в
танце?
Для решения этой задачи есть масса игр и упражнений на любой возраст, которые
можно использовать в процессе занятия. Эти игры и упражнения разносторонние и решают
множество дополнительных задач, таких как развитие фантазии, снятие эмоционального и
физического напряжения, снятие зажимов и раскрепощение, постановка дыхания,
сплочение детского коллектива, дарят эмоциональный заряд и уверенность.
Задача педагога - сохранить детскую непосредственность, которая так умиляет
зрителей и развить выразительность лица. Лучший способ для этого игра, ведь игра для
детей - это основной вид деятельности. Ко всему, они только начинают своё знакомство с
хореографией, поэтому большая часть занятия, особенно с детьми младшего возраста,
построена через игру, с использование образов и перевоплощений, пальчиковых и
дыхательных игр, творческих заданий, а также игр на внимание.
Для эффективной реализации программы «Ритм+» необходим комплексный
подход в применении педагогических технологий, форм, методов и приемов, чтобы они
соответствовали интересам и потребностям обучающихся, поэтому на занятиях
используются инновации.

16

Инновационные методы включают в себя следующие компоненты: современные
педагогические

технологии

развития

лидерских

и

диалогических

способностей;

педагогические аспекты творческой деятельности; методы развития межличностного
общения в коллективе; интеграцию в процессе создания коллективного творческого
продукта танцевального коллектива; методы создания художественной среды средствами
хореографии.
Комплексный подход включает в себя:
 визуальный компонент (наглядная подача материала самим педагогом, знакомство с
новыми танцевальными движениями на основе видеоматериала, просмотр
образцовых танцевальных коллективов);
 теоретический компонент (объяснение правил выполнения движений с учетом
возрастных особенностей детей);
 практический компонент (разучивание и проработка элементов танцевальной
комбинации, закрепление путем многократного повторения, тренировка мышечной
памяти; на практических занятиях используем видеосъемку);
 рефлексивный компонент (предполагает обращение к видеозаписи практических
занятий для анализа и сравнения, что позволяет оценить достоинства и недостатки
работы; также дается установка на домашнее задание, мысленный повтор
разученных комбинаций).
Технология обучения в сотрудничестве
Данная технология позволяет организовать обучение воспитанников в тех формах,
которые традиционно применяются на занятиях хореографией. Технология обучения в
сотрудничестве на занятиях включает индивидуально-групповую работу и командноигровую работу. В первом случае обучающиеся разбиваются на группы в несколько
человек. Группам дается определенное задание, например, самостоятельно составить
танцевальный этюд. Это эффективная работа для усвоения нового материала каждым
ребенком. Разновидностью индивидульно-групповой работы может служить, например,
индивидуальная работа в команде. Каждая команда придумывает свой этюд, и показывают
друг другу. Члены команды просматривают этюды, ведется обсуждение, указывают на
недочеты.
В педагогической деятельности используются следующие формы занятий для
эффективной работы и достижения высокого творческого результата:

17

 индивидуальная форма (работа с солистами, наиболее одаренными детьми; такая
форма также необходима для детей, не усвоивших пройденный материал,
отстающими детьми);
 групповая форма (группы формируются с учетом возраста детей, также различаются
по половому признаку; группа может насчитывать от 3 до 5 человек; группа может
состоять из участников какого-либо танца или этюда);
 коллективная форма (такая форма применяется для проведения сводных репетиций,
постановок танцев, где, например, задействовано несколько возрастных групп).
Игровые технологии применяются для детей дошкольного возраста. Учитывая
психологию детей данного возраста, ведущей деятельностью в этот период является игра,
многие занятия выстраиваю в форме танцевальных и музыкальных игр. Речь идет не только
об использовании игры для разрядки и отдыха, а о том, чтобы сделать ее органичным
компонентом занятия, средством намеченной педагогом цели.
Профессиональные качества детей, такие как, выворотность, гибкость, растяжка,
воспитываются в условиях игры, мышечные ощущения у обучающихся закрепляются и
легче усваиваются детьми, не вызывая сложностей.
Одной из инноваций во время обучения детей по программе «Ритм+» стало
использование методов и приемов театральной технологии (В.М.Букатов, А.П.
Ершова). Методы театральной технологии помогают обучающимся выражать свои эмоции
в создании хореографического этюда, не бояться собственной телесности (когда руки и
ноги мешают). При поддержке и с помощью личного примера педагога обучающиеся
приобретают навыки генерирования идей для создания танцевального этюда на свободную
тему, их экспертной оценки.
Данные методы применяются при создании индивидуальных или групповых
танцевальных композиций. Методы театральной технологии помогают обучающимся
справиться со страхами, зажимами перед сценой и зрителями.
Методы театральной технологии имеют огромный воспитательный потенциал: дети
научаются вступать в продуктивную коммуникацию друг с другом, не боятся быть
открытыми и искренними, что очень важно для работы на сцене для зрителей; развивают
эмпатию; помогают детям овладеть «пристройками» к партнеру, осваивают вербальные и
невербальные способы взаимодействия.
Театральная педагогика обладает богатым арсеналом средств для творческого
развития обучающихся и для создания мотивирующей обучающей среды. Также
использование театральных технологий способствует повышению профессионализма
педагога и мотивирует его на творчество в своей педагогической деятельности.
18

Применение методов и приемов театральной технологии на занятиях «Ритм+»
помогает решать образовательные задачи, предоставляя в педагогический арсенал:


принципы синтеза различных видов искусств: музыка, театр, живопись;



режиссуру построения игровой ситуации, в которой возможно подключение
собственного опыта обучающихся;



технологию развития воображения на основе игрового ассоциативного тренинга;



создавать необходимую атмосферу к каждой теме занятия. Наполнить атмосферу
занятия чувствами, мыслями;



освоить режиссуру занятия.

Образовательные технологии, которые помогают достичь планируемых результатов
при реализации программы «Ритм+»
№

Название
современных
образовательных
технологий,
внедряемых в
образовательный
процесс
Здоровьесберегающи
е
технологии

Цель применения

Укрепление здоровья
обучающегося,
воспитание
валеологической
культуры.

Проблемное обучение Создание в учебной
деятельности
проблемных ситуаций
и организация
активной
самостоятельной
деятельности
обучающихся по их
разрешению, когда
«руки и ноги не
слушаются»
Технология
Развитие контрольнооценивания учебных
оценочной
успехов
самостоятельности
обучающихся

Результат применения
образовательной технологии
(методическая и практическая
направленность применения)

Использование данных технологий
позволяют равномерно во время
занятия распределять различные виды
заданий, чередовать мыслительную
деятельность с хореографическими
упражнениями и заданиями;
определять время подачи сложного
учебного материала, выделять время
на проведение самостоятельной
работы- на постановку этюда, что
дает положительную динамику в
результатах освоения программы.
Применение данной технологии
позволяет организовать обучение,
приближающееся поиску самого себя,
своих особенностей телесного
чувствования в танце -- имеет
личностно-ориентированный
развивающий характер.
В результате происходит творческое
овладение знаниями и техниками
создания пластического рисунка в
танце.
У учащихся развиваются умения
самостоятельно оценивать результат
своих действий, контролировать себя,
находить и исправлять собственные
19

Проектный метод
обучения как
создание этюдной
композиции на
свободную тему: в
группе или
индивидуально

Развитие свободной
творческой личности,
которое определяется
задачами развития и
задачами
исследовательской
деятельности
обучающихся

ошибки, мотивация на успех.
Избавление ребят от страха перед
оцениванием путём создания
комфортной обстановки.
Эта технология позволяет развивать
познавательные, творческие навыки
обучающихся. При этом формируются
личностные качества обучающихся:
мотивация, рефлексия и самооценка,
умение делать выбор.
Плюсы технологии - это энтузиазм в
работе, заинтересованность детей,
умение работать в группе,
самоконтроль, закрепление знаний,
дисциплинированность.

Информационные технологии
Данные технологи используются для обеспечения материально-технического
оснащения.
Деятельность танцевального коллектива предполагает постановку танцев и
проведение концертных выступлений воспитанников. Для качественного звучания
танцевальных фонограмм, соответствующих современным техническим требованиям
используются компьютерные технологии.
Адекватное музыкальное сопровождение также позволяет лучше осваивать и
удерживать наработанные на уроках хореографии навыки.
При обучении системно применяются цифровые, электронные ресурсы: это целый
комплекс обучающих мероприятий, который позволяет ребятам в удобное время
отрабатывать, совершенствовать навыки и умения в области хореографического
мастерства.
Практика показывает, что обучение с использованием электронных ресурсов — это
эффективная методика обучения. В процессе такого обучения обучающийся может больше
времени проводить перед зеркалом. В результате он уделяет больше внимания тому, как он
чувствует свое тело. Это важно для достижения результатов при освоении обучающимися
программы «Ритм+».
В

процессе

обучения

обучающиеся

имеют

возможность

закреплять

хореографические навыки, используя интернет-ресурсы. Ребята дошкольного возраста
делают это при помощи родителей или законных представителей:


Энциклопедия по хореографии: https://need4dance.ru/



Всё для хореографов: https://www.horeograf.com/
20



Балетная и танцевальная музыка: http://www.balletmusic.ru/



Сборник по хореографии и танцам: https://nsportal.ru/blog/obshcheobrazovatelnayatematika/all/2012/09/23/nuzhnye-knigi-po-khoreografii-i-tantsam



Веселая зарядка: https://www.youtube.com/watch?v=3ILs_uu5arQ&t=31s



Танец от древнейших времен до наших дней. Виртуальная библиотека:
http://www.gallery.balletmusic.ru/



Хореографический ресурс: https://choreoresour.ru/



Методическая копилка для педагога хореографа: https://vk.com/club202206113



Методический отдел педагога хореографа: https://choreoresour.ru/raznoe.html
Характеристика разделов танцевально-игровой деятельности
Раздел «Ритмика» является основой для развития чувства ритма и двигательных

способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и координационно
правильно

выполнять

движения

под

музыку,

соответственно

ее

структурным

особенностям, характеру, метру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной
выразительности. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования
движений с музыкой, музыкальные задания и игры.
Раздел «Креативная гимнастика» служит основой для освоения ребенком
различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и
навыков, необходимых при дальнейшей работе по программе «Танцую, играю – себя
открываю». В раздел входят строевые, общеразвивающие упражнения, а также на
расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки. Этот раздел предусматривает
целенаправленную работу по применению нестандартных упражнений, специальных
заданий. Благодаря этим занятиям создаются благоприятные возможности для развития
созидательных способностей детей, их познавательной активности, мышления, свободного
самовыражения и раскрепощенности.
Раздел «Танцевальная культура» направлена на формирование у воспитанников
танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры ребенка. Танцы
имеют

большое

воспитательное

значение

и

доставляют

эстетическую

радость

занимающимся. В этот раздел входят: танцевальные шаги, элементы хореографических
упражнений и такие танцевальные формы, как историко-бытовой, народный, современный
и ритмический танцы.
В разделе «Танец» представлены образно-танцевальные композиции, каждая из
которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. Физические
упражнения, входящие в такую композицию, оказывая определенное воздействие на
21

занимающихся, решают конкретные задачи программы. Все композиции объединяются в
комплексы упражнений для детей.
Раздел «Пластика» основывается на нетрадиционной методике развития мышечной
силы и гибкости обучающихся. Здесь используются элементы древних гимнастических
движений и упражнения стретчинга, выполняемые в игровой сюжетной форме.
Использование данных упражнений, кроме радостного настроения и мышечной нагрузки,
дают возможность ребенку вволю покричать, погримасничать, свободно выражая свои
эмоции, обретая умиротворенность, открытость и внутреннюю свободу.
Раздел «Музыкально-подвижные игры» содержит упражнения, применяемые
практически на всех занятиях, и являются ведущим видом деятельности младших
школьников. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения,
ролевые ситуации.
Раздел «Игры-путешествия» (или сюжетные занятия) включает все виды
подвижной деятельности, используя средства предыдущих разделов. Данный материал
служит основой для закрепления умений и навыков, приобретенных ранее, помогает
сплотить ребят, дает возможность стать, кем мечтаешь, побывать, где захочешь и увидеть,
что пожелаешь.
Эффективность освоения программы «Ритм+» зависит от наличия у обучающихся
мотивации. Ведущую роль в стимулирующих методах играет межличностное отношение
педагога и обучающихся.
Группа методов стимулирования мотивации:


Методы эмоционального стимулирования (создание ситуаций успеха, поощрение и
порицание, использование игр и игровых форм, постановка системы перспектив).



Методы развития познавательного интереса (формирование готовности восприятия
учебного

материала,

выстраивание

вокруг

материала

поля

практического

применения, метод стимулирования занимательным содержанием, создание
ситуации творческого поиска).


Методы формирования ответственности и обязательности (перспектива конечного
результата – продукта деятельности, невмешательство педагога в процесс
организации и выполнения самостоятельных хореографических этюдов).
Формирующим элементом в этих методах выступает диалоговое общение педагога

и детей. Диалог образует и поддерживает совместную образовательную деятельность на
занятиях, в которой и происходит развитие участников общего дела. Можно выделить
следующие методы организации взаимодействия участников:


Освоение элементарных норм ведения разговора.
22



Методы взаимной проверки.



Метод совместных заданий, совместного нахождения лучшего решения.



Временная работа в группах.



Создание ситуаций совместных переживаний.



Дискуссия.
Цифровые образовательные ресурсы



Видео-уроки

по

«Классический

предметам

танец»,

«Логоритмика»,

«Историко-бытовой

«Ритмика»,
танец»,

«Гимнастика»,

«Народный

танец»,

«Современный танец».


Видео балетов, спектаклей, постановок известных балетмейстеров.
Информационно-дидактические материалы



Примерные конспекты занятий.



Методические рекомендации по организации и проведению занятий.



Методические пособия по предметам «Логоритмика», «Ритмика», «Гимнастика»,
«Классический

танец»,

«Историко-бытовой

танец»,

«Народный

танец»,

«Современный танец».
Материально-техническое обеспечение программы


Отдельный танцевальный зал с зеркалами.



Кабинет-костюмерная.



Гимнастические коврики.



Мультимедийное оборудование.
Кадровое обеспечение
Педагоги со средним профессиональным или высшим образованием, владеющие

хореографическими знаниями и опытом, обладающие знаниями в области педагогики и
психологии.
Список литературы
Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в
Российской Федерации».
23

2. Концепция развития дополнительного образования до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р.
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным образовательным программам.
4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 №
09-3242 с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).
5. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.04.2017 №
ВК-1232/09 с методическими рекомендациями по организации независимой оценки
качества дополнительного образования детей.
6. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития
воспитания в РФ на период до 2025 года.
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г.
№ 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную

деятельность,

электронного

обучения,

дистанционных

образовательных технологий при реализации образовательных программ».
8. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
9. СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
10. Положение о промежуточной и итоговой аттестации обучающихся МБУ ДО «ЦПД».
11. Устав МБУ ДО «ЦПД».
Список литературы для педагога
1. Балет. Танец. Хореография: Краткий словарь танцевальных терминов и понятий. 2е изд., испр. и доп. / Сост. Н.А. Александрова. – Спб.: Издательство «Лань»;
«Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2017. – 624 с.
2. Громова, Е.Н. Детские танцы из классических балетов с нотным приложением:
Учебное пособие /под ред. Ю. И. Громова, 2-е изд., испр. – Спб.: «Издательство
ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», Издательство «Лань», 2020. – 384 с.
3. Дрожжина, Е.Ю., Обучение дошкольников современным танцам. Методическое
пособие / Е.Ю. Дрожжина – М.: Центр педагогического образования, 2021. – 64 с.
4. Елисеева, Е.И. Ритмика в детском саду. Методическое пособие для педагогов ДОУ /
Е.И. Елисеева – М.: УЦ «Перспектива», 2019. – 104 с.
24

5. Майстрова, Л.Ф. Хореография, ребенок и природа. Воспитание эмоциональнонравственного

отношения

к

природе

у

детей

6-10

лет

по

программе

«Экотанцпластика» / Л.Ф. Майстрова. – М.: Издательство ГНОМ, 2019. – 224 с.
Список литературы для обучающихся и родителей
1. Бакланова, Т.И. Музыка для детей: музыкальные путешествия и встречи. В гостях у
народов России / Т.И.Бакланова – М.: АСТ-Астрель, 2019. – 120 с.
2. Михайлова, М.А. Танцы, игры, упражнения для красивого движения / М.А.
Михайлова. - Ярославль: Академия развития, 2021. – 242 с.
Интернет-ресурсы для обучающихся и родителей
1. Зенн Л. В. Всестороннее развитие ребенка, средствами музыки и ритмических
движений на уроках ритмики // [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.kindergenii.ru
2. Ушакова Е.Е. Основные положения методики творческих игр на уроках ритмики.
[Электронный ресурс]. - URL: http://www.openclass.ru
3. Балетная и танцевальная музыка: http://www.balletmusic.ru/
4. Веселая зарядка: https://www.youtube.com/watch?v=3ILs_uu5arQ&t=31s
5. Всё для хореографов: https://www.horeograf.com/
6. Методическая копилка для педагога хореографа: https://vk.com/club202206113
7. Сборник по хореографии и танцам: https://nsportal.ru/blog/obshcheobrazovatelnayatematika/all/2012/09/23/nuzhnye-knigi-po-khoreografii-i-tantsam
8. Танец от древнейших времен до наших дней. Виртуальная библиотека:
http://www.gallery.balletmusic.ru/
9. Хореографический ресурс: https://choreoresour.ru/
10. Энциклопедия по хореографии: https://need4dance.ru/

25

Приложение № 1
Календарный учебный график
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Ритм+»
на 2024-2025 учебный год
Количество учебных недель – 36, количество часов - 144 ч.
Время аттестационных мероприятий: 4 неделя декабря и 3 неделя мая.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа.
Место проведения: МБУ ДО «ЦПД», кабинет № 2.
Каникулярное время: 01.06.2025 - 31.08.2025.
№
1.

2.

3.
4.
5.
6.
7.
8.

9.

10.

11.

Сроки
Форма занятия
проведения
3 неделя
Комбинированное
сентября
занятие: беседа с
использованием
дидактической игры
3 неделя
Комбинированное
сентября
занятие: беседа с
использованием
дидактической игры
4 неделя
Игровой тренинг
сентября
4 неделя
Подготовка
сентября
творческого номера
1 неделя
Подготовка
октября
творческого номера
2 неделя
Подготовка
октября
творческого номера
2 неделя
Презентация
октября
творческого номера
3 неделя
Комбинированное
октября
занятие: беседа с
использованием
дидактической игры
3 неделя
Комбинированное
октября
занятие: беседа с
использованием
дидактической игры
4 неделя
Комбинированное
октября
занятие: беседа,
самостоятельная
работа
4 неделя
Самостоятельная
октября
работа

Часы

Тема

Форма контроля

2

Вводное занятие

Анкетирование,
беседа

2

Ритмика

Беседа, упражнение

2

Ритмика

Упражнение

2

Ритмика

Творческое задание

2

Ритмика

Творческое задание

2

Ритмика

Творческое задание

2

Ритмика

Творческое задание

2

Ритмика

Беседа, упражнение

2

Ритмика

Творческое задание

2

Ритмика

Творческое задание

2

Ритмика

Творческое задание
26

12.

5 неделя
октября

13.

1 неделя
ноября
1 неделя
ноября
2 неделя
ноября
2 неделя
ноября
3 неделя
ноября
3 неделя
ноября
4 неделя
ноября
4 неделя
ноября

14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.

21.

1 неделя
декабря

22.

1 неделя
декабря

23.

2 неделя
декабря

24.

2 неделя
декабря
3 неделя
декабря
3 неделя
декабря
4 неделя
декабря

25.
26.
27.

28.

4 неделя
декабря

29.

5 неделя

Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
презентации,
дидактические игры
Мастер-класс

2

Креативная
гимнастика

Беседа,
хореографический
этюд

2

Мастер-класс

2

Игровой тренинг

2

Подготовка
творческого номера
Подготовка
творческого номера
Презентация
творческого номера
Презентация
творческого номера
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
презентации,
дидактические игры
Комбинированное
занятие: беседа,
самостоятельная
работа
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактической игры
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактической игры
Мастер-класс

2

Креативная
гимнастика
Креативная
гимнастика
Креативная
гимнастика
Креативная
гимнастика
Креативная
гимнастика
Креативная
гимнастика
Креативная
гимнастика
Креативная
гимнастика

Хореографический
этюд
Хореографический
этюд
Хореографический
этюд
Творческое задание

2

Креативная
гимнастика

Хореографический
этюд

2

Танцевальная
культура

Беседа, творческое
задание

2

Танцевальная
культура

Беседа, творческое
задание

2

Творческое задание

Мастер-класс

2

Игровой тренинг

2

Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактической игры
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактической игры
Подготовка

2

Танцевальная
культура
Танцевальная
культура
Танцевальная
культура
Танцевальная
культура

2

Танцевальная
культура

Беседа.
Хореографический
этюд

2

Танцевальная

Творческое задание

2
2

2

Творческое задание
Хореографический
этюд
Хореографический
этюд
Хореографический
этюд

Творческое задание
Творческое задание
Беседа, творческое
задание

27

30.
31.
32.

декабря
5 неделя
декабря
2 неделя
января
2 неделя
января

33.

3 неделя
января

34.

3 неделя
января
4 неделя
января
4 неделя
января
1 неделя
февраля

35.
36.
37.

38.
39.
40.
41.
42.

1 неделя
февраля
2 неделя
февраля
2 неделя
февраля
3 неделя
февраля
3 неделя
февраля

43.

4 неделя
февраля

44.

4 неделя
февраля

45.

1 неделя
февраля
1 неделя
марта
1 неделя
марта
2 неделя

46.
47.
48.

творческого номера
Подготовка
творческого номера
Презентация
творческого номера
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактической игры
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактической игры
Мастер-класс

2

культура
Танцевальная
культура
Танцевальная
культура
Танец

2

Танец

Беседа, творческое
задание

2

Танец

Творческое задание

Мастер-класс

2

Танец

Творческое задание

Игровой тренинг

2

Танец

Творческое задание

Комбинированное
занятие: беседа,
самостоятельная
работа
Подготовка
творческого номера
Подготовка
творческого номера
Презентация
творческого номера
Презентация
творческого номера
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактической игры
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактической игры

2

Танец

Беседа,
хореографический
этюд

2

Танец

Творческое задание

2

Танец

Творческое задание

2

Танец

2

Танец

2

Пластика

Хореографический
этюд
Хореографический
этюд
Беседа, творческое
задание

2

Пластика

Творческое задание

Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактической игры
Мастер-класс

2

Пластика

Творческое задание

2

Пластика

Творческое задание

Мастер-класс

2

Пластика

Самостоятельная
работа
Подготовка

2

Пластика

2

Пластика

Хореографический
этюд
Хореографический
этюд
Творческое задание

2
2

Творческое задание
Хореографический
этюд
Беседа, творческое
задание

28

49.
50.
51.
52.

марта
2 неделя
марта
3 неделя
марта
3 неделя
марта
4 неделя
марта

53.

4 неделя
марта

54.

5 неделя
марта

55.

1 неделя
апреля
2 неделя
апреля
2 неделя
апреля
3 неделя
апреля
3 неделя
апреля
4 неделя
апреля
4 неделя
апреля
5 неделя
апреля

56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.

63.

5 неделя
апреля

64.

1 неделя
мая

65.

1 неделя
мая
2 неделя
мая
2 неделя
мая

66.
67.

творческого номера
Подготовка
творческого номера
Презентация
творческого номера
Презентация
творческого номера
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактической игры
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактической игры
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактической игры
Мастер-класс

2

Пластика

Творческое задание

2

Пластика

2

Пластика

2

Музыкальноподвижные игры

Хореографический
этюд
Хореографический
этюд
Беседа, творческое
задание

2

Музыкальноподвижные игры

Беседа, творческое
задание

2

Музыкальноподвижные игры

Беседа, творческое
задание

2

Музыкальноподвижные игры
Музыкальноподвижные игры
Музыкальноподвижные игры
Музыкальноподвижные игры
Музыкальноподвижные игры
Музыкальноподвижные игры
Музыкальноподвижные игры
Игрыпутешествия

Творческое задание

2

Игрыпутешествия

Беседа, творческое
задание

2

Игрыпутешествия

Беседа, творческое
задание

2

Игрыпутешествия
Игрыпутешествия
Игрыпутешествия

Творческое задание

Мастер-класс

2

Игровой тренинг

2

Подготовка
творческого номера
Подготовка
творческого номера
Презентация
творческого номера
Презентация
творческого номера
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактической игры
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактической игры
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактической игры
Мастер-класс

2

Мастер-класс

2

Игровой тренинг

2

2
2
2
2

Творческое задание
Хореографический
этюд
Творческое задание
Творческое задание
Хореографический
этюд
Хореографический
этюд
Беседа

Творческое задание
Хореографический
этюд
29

68.
69.
70.
71.
72.

3 неделя
мая
3 неделя
мая
4 неделя
мая
4 неделя
мая
5 неделя
мая

Подготовка
творческого номера
Подготовка
творческого номера
Презентация
творческого номера
Презентация
творческого номера
Творческая
викторина

2
2
2
2
2

Игрыпутешествия
Игрыпутешествия
Игрыпутешествия
Игрыпутешествия
Заключительное
занятие

Творческое задание
Творческое задание
Хореографический
этюд
Хореографический
этюд
Мониторинг
результатов
деятельности за год

Всего 144

30

Приложение № 2
Диагностические материалы для проведения промежуточной и итоговой
аттестации обучающихся по программе «Ритм +»
Промежуточная аттестация
Фамилия,
имя
___________________________________________________________
Укажите позиции
ног:__________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Укажите позиции рук:
Дайте характеристику движений в танце (из трѐх вариантов)

Указать правильный
ответ_________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
______________________
Итоговая аттестация в форме занятия с творческим заданием.
31

Метод оценивания: педагогическое наблюдение
1.Разговор.
Обучающиеся становятся в круг. И начинаем говорить в медленном темпе, показывая на то,
что произносим: руки, плечи, уши, нос, руки, плечи, уши, нос, уши, нос, уши, нос, руки,
плечи, уши, нос.
Постепенно темп убыстряется. Кто ошибся, выходит из круга. Всем, кто выбыл из игры,
ребята сами придумывают танцевальные задания.
2.Музыка «тихо-громко».
В кругу. Дети двигаются против часовой стрелки, если музыка играет громко. Если же
музыка играет тихо, дети должны двигаться в обратном направлении.
3. Веселые песенки.
Все, что поем, то и делаем.
Вперед 4-ре шага, назад 4-ре шага,
Кружит наш хоровод,
Ладошками похлопаем, ножками потопаем,
Плечиком подрыгаем, а потом попрыгаем.
Мы пойдем направо-1,2,3,
А потом налево-1,2,3,
Все мы соберемся-1,2,3,
Снова разойдемся-1,2,3,
А потом присядем-1,2,3,
А потом привстанем-1,2,3,
Высоко подпрыгнем-1,2,3,
Соседа мы обнимем-1,2,3.
4.Пожалуйста.
Если перед движением звучит слово «пожалуйста», дети — это движение повторяют. Если
волшебное слово не произнесли, то движение выполнять не надо. Кто ошибся, выходит из
круга. Проигравшим дети сами придумывают музыкальные задания.
5.Танец.
Дети становятся в парах, лицом друг к другу, по кругу. Будут переходить дети, которые
находятся во внутреннем круге.
Больше с тобой не хочу танцевать,
Лучше соседа пойду приглашать, (внутренний круг переходит на одного человека влево)
Правой рукой(взялись), левой рукой (взялись, получился крест-накрест),
Кружимся, кружимся вместе с тобой.
32

6.Мышки в норках.
Ознакомление с точками в зале. 8 норок, в которых живут мышки. Кошка гуляет, ведущий
дает команду двум мышкам поменяться норками. Кошка в это время стремится поймать
мышек.
7.Паровозик из Ромашково.
Ознакомление с диагоналями. Точки правой и левой диагоналей именуются какими-нибудь
станциями из мультфильмов. Детям необходимо правильно найти эти станции.
8.Галоп по кругу.
Дети становятся парами лицом друг к другу. Делают коридор, по которому сможет
спокойно передвигаться одна из пар (это будет последняя пара). Эта пара проходит коридор
под музыку и становится первой. И так далее.
9.Прощание.
Скажем дружно мы «пока»,
Расставаться нам пора.
Еще раз поработаем, в ладоши всем похлопаем.

33

Приложение № 3
Технологическая таблица результатов итоговой аттестации
№

Виды работы

Низкий уровень

Средний уровень

(1 балл)

(2 балла)

Высокий уровень
(3 балла)

1.

Руки, ноги,
позы в
классическом
танце

Нет четкости в
исполнении позы,
не знает позиции
рук, ног.

Знает позы
классического танца, но
путает позиции рук, ног.
Замедленная
координация в
определении заданной
позы и позиций рук, ног.

Знает позы
классического танца,
легко ориентируется в
позициях рук, ног.
Точно координирует
заданную позу с
позициями рук, ног.

2.

Основы
создания
хореографичес
кого рисунка

Не стремится
предать заданный
образ, комплексует
при общем показе.

Выполняет задание с
достаточным творческим
подходом, но без яркого
образного показа.

Творчески подходит к
заданию, точно
передает образ, с
натуральностью,
неповторимостью.

3.

Итоговая
аттестация.
Открытое
занятие

Имеет замечания
при исполнении
упражнений; не
выразительно
исполняет
элементы танца.

Не уверенно исполняет
упражнения; не
выразительно исполняет
элементы современного
танца.

Грамотное и
выразительное
исполнение
упражнений танца у
станка и на середине
зала, изученных
комбинаций танца

Карта мониторинга результатов обучения по программе «Ритм +»
Для оценки каждой из характеристик используется следующая шкала:
в – параметр проявляется часто
х – параметр проявляется скорее часто, чем редко
с – параметр проявляется скорее редко, чем часто
н – параметр проявляется редко
ФИ

1.
2.

Предметные результаты
Умение самостоятельно
выполнять ритмические
комбинации

Умение
согласовывать
музыку и
движение

Умение создать
ритмический
рисунок на
заданную тему

Умение создать
ритмический
рисунок на
свободную тему

в
х

х
в

х
с

х
х

Метапредметные результаты
ФИ
34

1.
2.

Умение создать яркий
образ в танце

Умение видеть
ошибки при
выполнении
учебных заданий

в
х

х
в

ФИ
Уровень эмпатии

1.
2.

в
в

Умение вступать Умение определять
в
цель учебных
коммуникацию
действий и
составлять план
достижения цели
х
х
с
х

Личностные результаты
Уровень
Умение
Уровень развития
креативности
сотрудничать со самостоятельности,
сверстниками
ответственности
х
х
х
в
в
в

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».