Шах и мат (сертифицированная ДООП), 1 год

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования – детский
оздоровительно-образовательный центр – «Центр поддержки детства»

Программа принята
Методическим советом МБУ ДО «ЦПД»
Протокол от_______________№_______

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУ ДО «ЦПД»
________________К.И. Охват
приказ от _________№ _____

Социальный заказ

Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа

«Шах и мат»

Направленность: физкультурно-спортивная
Возраст обучающихся: 6-16 лет
Срок реализации: 1 год
Количество часов: 144

Автор-составитель:
Чудиновских Зинаида Евгеньевна,
педагог дополнительного образования, ВКК

Екатеринбург, 2024 г.

I. Пояснительная записка
Дополнительная

общеобразовательная

физкультурно-спортивную

программа

направленность.

«Шах

Программа

и

мат»

имеет

направлена

на

интеллектуально-творческое развитие обучающихся средствами шахматной игры и
способствует социализации обучающихся 6-16 лет через участие в шахматных турнирах
разного уровня.
Программа

разработана

на

основании

следующих

нормативно-правовых

документов:


Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в
Российской Федерации».



Концепция развития дополнительного образования до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р.



Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным образовательным программам».


Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 №
09-3242 с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).



Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.04.2017 №
ВК-1232/09 с методическими рекомендациями по организации независимой оценки
качества дополнительного образования детей.



Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития
воспитания в РФ на период до 2025 года.



Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г.
№ 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную

деятельность,

электронного

обучения,

дистанционных

образовательных технологий при реализации образовательных программ».


СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».



СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».



Положение о промежуточной и итоговой аттестации обучающихся МБУ ДО «ЦПД».



Устав МБУ ДО «ЦПД».

2

Актуальность программы. В настоящее время шахматная школа не всегда
доступна всем желающим, так как часто ориентирована на занятия, прежде всего, с
одаренными детьми, способными показать хорошие спортивные результаты. Поэтому
у детей и подростков должна быть доступная возможность учиться шахматному
мастерству по месту жительства. Дети самостоятельно, не отвлекая родителей, могут
прийти заниматься по своему желанию, привести друзей, т.к. для игры в шахматы нужен
партнер. В клубе дети знакомятся друг с другом, получают навыки неформального общения
в коллективе, объединенном общим интересом. Очень важно на сегодняшний день
переключить внимание подростка от негативного влияния улицы (курение, детский
алкоголизм) на занятие, которое воспитывает в юном гражданине благородство, интеллект,
уважение к партнеру, помогает направить подростковую энергию в правильное русло,
реализовать себя как личность.
Мониторинг анализа запроса со стороны детско-родительского сообщества
микрорайона (на основе анкетирования) показывает высокий уровень потребности детей и
подростков в освоения шахматного мастерства: из предложенного на рассмотрение пакета
программ и направлений обучения в МБУ ДО «ЦПД» - 70% делают свой выбор в пользу
программы «Шах и мат».
Новизна программы

заключается

в

поэтапном

освоении

обучающимися

предлагаемого курса, а именно, в методике индивидуального подхода к каждому
обучающемуся при помощи подбора заданий разного уровня сложности. Индивидуальный,
личностно-ориентированный подход к ученику позволяет создать «ситуации успеха» для
каждого обучающегося. Данная методика повышает эффективность и результативность
образовательного процесса. Подбор заданий осуществляется на основе метода наблюдения
педагогом за практической деятельностью обучающегося на занятии.
Шахматы сближают людей всех возрастов и профессий в любой части Земли. Не
случайно Международная шахматная федерация (ФИДЕ) выбрала девиз: «Gens una sumus»,
«Мы все - одна семья».
Отличительной особенностью программы является использование активных форм
работы с родителями, то есть включение их в совместную деятельность, а именно участие
в «Шахматных турнирах семейных команд», которые, как правило, посвящаются
различным праздничным датам: «Новый год», «День защитника отечества» (План
воспитательных мероприятий).
Педагогическая целесообразность. Учебно-тематический материал программы
распределён в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения
теоретических знаний, практических умений и навыков. Представленные в программе темы
3

создают целостную систему подготовки шахматистов. При отборе теоретического
материала и установлении его последовательности соблюдаются следующий принципы:


структурирование учебного материала с учётом объективно существующих
связей между его темами;



практическая значимость учебного материала для воспитанника.

Цель программы: личностное и интеллектуальное развитие обучающихся,
социализация и организация содержательного досуга посредством обучения игре в
шахматы.
Задачи программы:
Образовательные:


Способствовать формированию специальных знаний, умений и навыков в
области шахматного искусства.



Обучить приемам матования.



Научить обучающихся вести шахматную борьбу при помощи коллективного
обсуждения шахматной стратегии и тактики.



Содействовать формированию навыков успешных выступлений на турнирах.

Развивающие:


Развивать способности быстро оценивать обстановку в игре, адекватно
реагировать на возникающие нестандартные ситуации.

 Развивать коммуникативные способности продуктивного взаимодействия с
участниками учебной группы.
 Способствовать развитию навыков целеполагания и планирования.
Воспитательные:


Воспитывать нравственные, эстетические и ценностные личностные качества
обучающихся: доброжелательность, трудолюбие, честность, порядочность,
ответственность, аккуратность, терпение, чувство долга.



Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях.

Адресат программы: обучающиеся 6-16 лет, получающие образование в
учреждениях разного типа и статуса. Набор детей в группы проводится без
предварительного отбора. Программа построена с учётом возрастных и психофизических
особенностей. Наполняемость учебной группы от 12 до 15 человек.
Возрастные особенности обучающихся учитываются при комплектовании групп и
распределении учебной нагрузки.

4

Дошкольный возраст 6-ти лет – период интенсивного познавательного развития.
В этот период формируются личностные, познавательные, мотивационные структуры,
необходимые для обучения. Важную роль в развитии обучающихся этой группы играет
сюжетно-ролевая игра, которая позволяет ребенку создавать вымышленную реальность на
основе активных форм образного мышления. Это является условием для отработки
знаковых моделей поведения, то есть формирования основ нравственного поведения.
В соответствии с возрастной периодизацией Д.Б. Эльконина для обучающихся 7-11
лет характерно:


социальная ситуация: взаимодействие со значимыми взрослыми извне;



ведущий тип деятельности: интеллектуальная и непосредственно учебная

активность;


возникновение чувства взрослости;



возникновение представлений относительно самого себя, как полностью

взрослого человека, непреодолимая нужда в признании социума, стремление добиться
этого как психологическое новообразование.
Для обучающихся 12 - 15 лет:


социальная ситуация: общение с ровесниками, отказ от взаимодействия со

взрослыми. Это создает условия для выстраивания продуктивной коммуникации в группе
со сверстниками на занятиях.


ведущая деятельность: глубокое, личное взаимодействие и общение с людьми

такого же возраста, освоение различных норм и правил социального поведения и
взаимодействия в обществе. Это способствует формированию социальной ответственности
и самостоятельности обучающихся при освоении программы.


формирование и проявление самосознания. Это способствует проявлять творческое
отношение в изучении программы.



способность к рефлексии и к осознанию собственной индивидуальности как
психологическое новообразование. Это является основанием для формирования
метапредметных результатов: целеполагания и планирования.
Для обучающихся 16 лет важным становится умение планировать свою дальнейшую

жизнь, а также искать и находить средства для ее реализации. Повышается уровень
ценностно-мотивационной сферы. В этот период происходит становление завершающего
этапа созревания личности, который характеризуется выражением профессиональных
интересов, развитием теоретического мышления, самовоспитанием, развитием умения
рефлексировать, формированием уровня притязания.

5

Особенность программы заключается в том, что по ней могут заниматься
обучающиеся разных возрастов.
При

реализации

программы

допускается

организация

для

обучающихся

индивидуального маршрута освоения программы, если обучающийся пропустил занятия по
уважительным причинам. После собеседования с таким обучающимся согласовывается
индивидуальный

план

прохождения

ключевых

тем

программы,

дается

список

рекомендованной для самостоятельной работы. Индивидуальный образовательный
маршрут включает в себя план, который составляется совместно с обучающимся на основе
его целей и предпочтений.
Программа «Шах и мат» относится к одноуровневым программам и представлена
базовым уровнем.
Базовый уровень обеспечивает освоение обучающимися специальных знаний,
умений, навыков и создает общую картину изучаемого содержания программы;
предполагает повторение и закрепление полученных знаний, введение элементов
самостоятельной творческой деятельности. Реализация программы дает возможность
обучающимся принимать участие в шахматных турнирах разного уровня.
Срок освоения программы – 1 год.
Распределение количества часов: 144 часа, 4 часа х 36 недель.
Форма, вид и режим занятий.
Форма организации обучения – очная: групповая, парная со сменным составом,
индивидуальная, индивидуально-групповая.
В условиях сложной эпидемиологической ситуации, а также по запросу
обучающихся, родителей (законных представителей) или в целях интенсификации
процесса обучения

допускается форма обучения с применением электронных форм

обучения.
Виды занятий: беседа, проблемная лекция, дидактическая игра, тренинг, мастеркласс, практикум, самостоятельная работа, викторина. Виды занятий направлены на
интеллектуально-творческое развитие обучающихся средствами шахматной игры и
формирование социальных навыков коммуникации.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа с перерывом на 10 мин. Учебный час – 40
мин. Учебный час для обучающихся 6-ти лет – 30 мин.
Важнейшим

условием

эффективности

обучения

является

удовлетворение

потребности обучающихся в эмпатии, доверии и искренности. Это условие определяет
специфику образовательной программы «Шах и мат».

6

Структура занятия
1. Организация начала занятия включает:


Обеспечение наличия всех необходимых для работы материалов; проведение
инструктажей.



Актуализацию знаний.

2. Постановка целей и задач занятия.
3. Теоретическая часть:


Ознакомление с новым материалом.

4. Практическая часть:


Первичное закрепление навыков.

5. Проверка первичного усвоения знаний.
6. Организация рефлексивного обсуждения.
7. Рекомендации для самостоятельной работы.
Организационная часть занятий обеспечивает: наличие всех необходимых для
работы материалов, пособий и иллюстраций; проведение бесед и инструктажей по технике
безопасности, по соблюдению правил дорожного движения, проведение инструктажей по
особенностям поведения в условиях террористической угрозы.
Теоретическая работа проводится в форме бесед, проблемных лекций, диспутов,
анализа

сыгранных

ребятами

партий,

разбора

партий

известных

шахматистов.

Обучающиеся готовят доклады по истории шахмат.
Практические занятия также разнообразны по своей форме – это и сеансы
одновременной игры с педагогом, конкурсы по решению задач, этюдов, игровые занятия,
турниры, игры с гандикапом и другое.
Связь между учебно-тематическими и практическими вопросами прослеживается
через

выполнение

дидактические

обучающимися

принципы

последовательность

и

заданий

организаций

системность

творческого

занятий:

характера.

доступность

обучения-воспитания,

учет

и

Основные
наглядность,

возрастных

и

индивидуальных особенностей детей. На занятиях созданы условия для творческого
развития обучающихся.
Формы подведения итогов реализации программы


Конкурсы разного уровня.



Проекты.



Участие в турнирах.



Фотоотчеты с занятий.

7

Планируемые результаты освоения программы
Предметные результаты (образовательные):


Освоены специальные знания, умения и навыки в области шахматного мастерства.



Изучены и применены на практике приемы матования.



Присвоены правила коллективного обсуждения шахматной стратегии и тактики.



Сформированы навыки успешных выступлений на турнирах.
Метапредметные (развивающие):



Сформировано умение

обучающихся быстро оценивать обстановку в игре,

адекватно реагировать на возникающие нестандартные ситуации.


Сформировано умение слушать собеседника и вести диалог.



Освоен навык работы с обобщенными схемами.



Продемонстрирована

мотивация к обучению игре в шахматы через участие в

турнирах и соревнованиях.


Обучающиеся овладели навыком определять цель и планировать учебные действия
для достижения результата.
Личностные (воспитательные):



Сформированы навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях.



Усвоены правила уважительных и доброжелательных отношений в группе.



Сформированы навыки самодисциплины и самостоятельности.
Воспитательная деятельность по реализации программы
Воспитательная работа строится на основе системы воспитания МБУ ДО «ЦПД»,

которая представлена в воспитательной программе «Центра поддержки детства».
Цель воспитательной работы: формирование уважительного отношения к
старшим, людям труда, педагогам, сверстникам; формирование умения работать в команде;
формирование способности к анализу и представлению своей нравственной позиции; воли,
настойчивости, ответственности и самостоятельности.
Целевые установки воспитательной работы реализуются через выполнение
воспитательных и развивающих задач программы, которые выражаются в личностных и
метапредметных результатах.
Основной формой воспитания и обучения является учебное занятие. В ходе
учебных занятий в соответствии с предметным и метапредметным содержанием программы
обучающиеся усваивают информацию, имеющую воспитательное значение; получают
опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и утверждаются нравственные
ориентации.
8

Продуктивное участие в занятиях, в выполнении творческих задач способствуют
усвоению и применению правил поведения и коммуникации, формированию позитивного
и конструктивного отношения к событиям, в которых участвуют обучающиеся
объединения «Шах и мат». В игровых занятиях проявляются и развиваются личностные
качества обучающихся: эмоциональность, активность, нацеленность на успех, готовность к
командной деятельности и взаимопомощи. Итоговые мероприятия способствуют
закреплению ситуации успеха, развивают коммуникативные умения, ответственность,
благоприятно воздействуют на эмоциональную сферу детей.
Методы воспитательной работы


Убеждение.



Упражнение.



Пример.



Опора на нравственные идеалы.



Поощрение.
Метод убеждения в дополнительном образовании вполне естественен, так как

посещение учреждений дополнительного образования не носит обязательного характера, и
применение жестких методов приведет к потере обучающегося. Особое место занимают
краткие, яркие и занимательные беседы, объяснения, рассказы о нравственном поведении.
Наибольший эффект дают индивидуальные беседы авторитетных и близких к
обучающемуся людей, убеждение на собственном опыте, использование литературных
произведений, притч, сказок, увлечение творческим поиском и добрым делом.
Через метод упражнений происходит формирование опыта поведения.
Пример,

как

метод

педагогического

воздействия

основывается

на

стремлении

обучающегося подражать человеку-педагогу, которого с ним связывает интересное дело,
который является для него авторитетным помощником. Общаясь с людьми, наблюдая и
анализируя

живые

образцы

высокой

нравственности,

патриотизма,

трудолюбия,

мастерства, верности долгу и т. д., воспитанник глубже и нагляднее осмысливает сущность
и содержание социально-нравственных отношений.
Метод поощрения — это стимул самоутверждения, осознание, фиксация
собственного успеха. В дополнительном образовании каждый ребенок может быть более
успешен, чем в основном образовании.

9

Календарный план воспитательной работы в рамках реализации программы.
Занятия проводит – ПДО объединения «Шах и мат»
№
1.

Название
мероприятия
День знаний

Сроки
сентябрь

2.

«Безопасная дорога
от дома до «ЦПД»

сентябрь

3.

«День пожилого
человека»,
совместно с
родителями
Новогодние
праздники совместно
с родителями
«День защитника
Отечества»
совместно с
родителями
Конкурс чтецов ко
дню Победы
совместно с
родителями
Выпускные вечера и
награждения детей
по итогам учебного
года

октябрь

4.

5.

6.

7.

Форма проведения

Практический
результат
Квест-игра на площадке
Фото- и
«ЦПД»
видеоматериалы
Мастер-класс на площадке Фото- и
«ЦПД»
видеоматериалы с
детьми
Поэтический вечер на
Фото- и
площадке «ЦПД»
видеоматериалы с
выступлением детей

декабрь

Поэтический вечер на
площадке «ЦПД»

Фото- и
видеоматериалы с
выступлением детей
Фото- и
видеоматериалы с
выступлением детей

февраль

Поэтический вечер на
площадке «ЦПД»

апрель

Поэтический вечер на
площадке «ЦПД»

Фото- и
видеоматериалы с
выступлением детей

май

Круглый стол на
площадке «ЦПД»

Презентация

Учебный план
№

Тема

2.

Вводное занятие.
Инструктаж по ТБ
Осваиваем правила игры

3.

1.

Кол-во
часов
2

В том числе
Теория Практика
2
-

36

18

18

Учимся ставить мат

12

4

8

4.

Позиции «мат в один ход»

26

6

20

5.

Игровые ситуации

42

14

28

6.
7.

Партии мастеров
Короткие партии и решение
задач

8
8

4
-

4
8

Формы контроля
Беседа,
анкетирование
Беседа, упражнение,
наблюдение, опрос,
творческое задание
Беседа, упражнение,
наблюдение, опрос,
творческое задание
Беседа, упражнение,
наблюдение, опрос,
творческое задание
Беседа, упражнение,
наблюдение, опрос,
творческое задание,
защита проектов
Беседа, упражнение
Беседа, упражнение
10

8.
9.

Квалификационные турниры
Заключительное занятие
Итого:

8
2

-

8
2

144

48

96

Беседа, наблюдение
Мониторинг
результатов
деятельности за год

Содержание учебного плана
Тема 1. Вводное занятие.
Теория. Знакомство. Определение целей и задач объединения. Входной контроль /
анкетирование, беседа. Инструктаж по ТБ, правила посещения Центра, ППБ, БДД.
Тема 2. Осваиваем правила игры.
Теория. Знакомство с шахматами, история шахмат, шахматная доска. Начальная
расстановка фигур на доске. Фланги и центр, цель игры. Шахматный ход. Фигуры:
король, ладья, слон, ферзь, конь, пешка их месторасположения на исходной позиции,
правила хода и взятие фигур противника. Сравнительная сила фигур. Шах и мат. Пат.
Разновидности ничьей. Рокировка. Защита. Связка и избавление от связки. Вилка и
избавление от вилки. Превращение пешки. Взятие на проходе. Шахматная нотация.
Три стадии шахматной партии (дебют, миттельшпиль, эндшпиль). Открытое нападение.
Практика. Отработка навыков рассчитана на детальное изучение всех шахматных
фигур с широким использованием игры на фрагментах шахматной доски.
Тема 3. Учимся ставить мат.
Теория. «Детский мат», мат в два хода. Способы матования одинокого короля тяжелыми
фигурами: линейный мат, мат ферзем, мат ладьей. Матование одинокого короля легкими
фигурами: мат двумя слонами, мат слоном и конем.
Практика. Отработка навыков матования разными способами.
Тема 4. Позиции «мат в один ход».
Теория. Матование в один ход ферзем, ладьёй, слоном, конём, пешкой.
Практика. Отработка навыков матования.
Тема 5. Игровые ситуации.
Теория. Как уйти от шаха, как спастись от мата, как подстроить вилку, найти вилку конём,
найти вилку ладьёй, как выиграть фигуру, найти вилку пешкой, найти связку слоном, как
использовать связку, сделать связку ладьёй, как избавиться от связки, как спастись от шаха,
поставить двойной шах и мат, поставить мат, сделать ничью.
Практика. Отработка навыка: как уйти от шаха, как спастись от мата, как подстроить
вилку, найти вилку конём, найти вилку ладьёй, как выиграть фигуру, найти вилку пешкой,
найти связку слоном, как использовать связку, сделать связку ладьёй, как избавиться от

11

связки, как спастись от шаха, поставить двойной шах и мат, поставить мат, сделать ничью.
Турниры внутри группы.
Тема 6. Партии мастеров.
Теория. Знакомство с некоторыми партиями мастеров, тренировка в чтении и записывании
шахматных партий на примере: Журавлёв-Тайлиев, Мацукевич-Кузнецов, ЧерниковЧигаев, Соколов-Вешненков, Левенфиш-Моноезов.
Практика. Чтение и записывание шахматных партий на примере: Журавлёв-Тайлиев,
Мацукевич-Кузнецов, Черников-Чигаев, Соколов-Вешненков, Левенфиш-Моноезов.
Тема 7. Короткие партии и решение задач.
Практика. Игры в парах. Короткие партии. Разбор специально подобранных позиций.
Разбор специально подобранных примеров: мат в один ход, мат в два хода.
Тема 8. Квалификационные турниры.
Практика. Выпускные турниры. Товарищеские матчевые встречи.
Тема 9. Заключительное занятие.
Практика. Подведение итогов деятельности за год. Вручение поощрений. Актуализация
знаний по ТБ, ПДД, ППБ в период летних каникул.
II. Организационно-педагогические условия реализации программы.
Календарный учебный график (Приложение № 1).
Срок
обучения
1 год

Дата
начала
обучения
15
сентября

Зимние
каникулы

Дата
Кол-во
окончания учебных
обучения
недель
31 мая
36

Кол-во
учебных
дней
72

Кол-во
учебных
часов
144

Режим
занятий

2 раза в
неделю
по 2 часа
Выходные дни: 4 ноября; 23 февраля; 8 марта; 1-3 мая; 9-10 мая, которые выпадают
29.12.2408.01.25

по расписанию.
Время аттестационных мероприятий: 4 неделя декабря и 3 неделя мая.
Режим организации занятий определяется календарным учебным графиком и
соответствует нормам, утвержденным СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
Формы аттестации и оценочные материалы
В целях обеспечения контроля качества обучения при освоении программы «Шах и
мат» и на основании «Положения о промежуточной и итоговой аттестации обучающихся
МБУ ДО «ЦПД» применяются следующие виды контроля:

12

Текущий контроль. Осуществляется на каждом занятии. Каждый приобретенный
навык, закрепленный через упражнения, служит основой для получения новых знаний и
умений.
Тематический контроль. Проходит по завершению изучения темы. Кроме педагога,
контролером своих знаний и навыков является сам обучающийся. Он может сравнить свои
навыки и умения с навыками и умениями своих товарищей, оценить свой уровень и
стремиться к улучшению своих результатов.
Промежуточная аттестация предусмотрена после завершения изучения тем.
Методы: педагогическое наблюдение и кейс-метод активного проблемно – ситуационного
анализа

при

решении

конкретных

упражнений-ситуаций.

Решение

специально

подобранных упражнений и задач позволяет определить проблемные зоны обучающихся в
изучении тем.
Итоговая аттестация фиксирует уровень сформированности знаний, умений,
навыков. Методы: педагогическое наблюдение и кейс-метод активного ситуационного
анализа при решении конкретных упражнений-ситуаций.
Формой итогового контроля является участие обучающихся в турнирах.
Участие в турнирах показывает уровень мастерства, культуры, техники игры, а также
выявляет уровень развития творческих способностей обучающихся. По итогам турниров
лучшим участникам выдаются призы.
Средством педагогического наблюдения служит технология проблемного диалога.
Оценка и анализ результата обучения помогает педагогу выявить динамику освоения
образовательной программы и дать рекомендации обучающимся. Учет достижений
обучающихся осуществляется педагогом дополнительного образования, проводящим
занятия в группе.
Диагностические материалы представлены в Приложении № 2. Результаты
диагностики и педагогического наблюдения заносятся в карту мониторинга динамики
развития обучающегося в соответствии с разработанными критериями в рамках
компетентностного подхода (Приложение № 3).
Оценочные материалы
№
п/п

1.

Форма
Краткая характеристика формы
контрольнооценочного
материала
Педагогическое Позволяет выявить уровень владения
наблюдение
знаниями и умениями обучающихся в
процесс обсуждения темы занятия,

Уровень освоения

Низкий уровень
(обучающихся не
овладел в
13

2.

Упражнение

3.

Кейс-методы

4.

Опрос

упражнения, шахматной партии или спорного
вопроса.
Данная форма помогает увидеть уровень
сформированности следующих умений:
строить устное высказывание,
аргументировать собственную точку зрения,
видеть способ в решении шахматных задач,
взаимодействовать в команде.
Упражнение лежит в основе закрепления
правил игры в шахматы и одновременно
является формой оценки полученных знаний
в период тематического контроля, в период
промежуточной аттестации обучающихся.
Цель – определение проблемных зон в
освоении программы, а также определения
опережающего прогноза для дальнейшего
обучения.
Форма активного проблемно – ситуационного
контроля, основанного на решении
конкретных задач-ситуаций. Особенность
заключается в создании разработанных
учебно-методических материалов в
специальный набор (кейс) с целью оценки
уровня полученных знаний и применения их
на практике в период, как промежуточной
аттестации, так и итоговой.
Данная форма позволяет обучающемуся
сделать самооценку результативности
обучения игре в шахматы, оценивать
собственные трудности и определить задачи
на будущее.
Например: как ходит пешка или ферзь, как
правильно проводить комбинации, как
максимально точно использовать основные
приемы атаки и защиты в шахматной партии,
как быстрее поставить мат.
Вербально-коммуникативная форма
взаимодействия между педагогом и
обучающимся посредством получения от
обучающегося ответов на заранее
сформулированные вопросы.

достаточной
степени знаниями и
умениями,
предусмотренных
программой);
Средний уровень
(обучающийся
усвоил знания и
умения программы
и справляется с
заданием с
помощью
педагога);
Высокий уровень
(обучающийся
освоил практически
весь объем знаний,
предусмотренных
программой за
конкретный период
и выполняет
задания
самостоятельно).

Методическое обеспечение программы
Важное место при освоении обучающимися программы имеет специально
организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных
заданий, создания игровых ситуаций. Для этого на занятиях применяются приемы и
методы театральной педагогики.
В начале любого действия по Станиславскому начинается с ясного образа: что я
хочу? Это осознанное желание порождает задачу, которая реализуется в шахматной партии.
14

Поэтому характер шахматной игры и результат зависит от потребности, внимания,
воображения, эмоционального отношения к цели игры.
Одно из главных понятий системы К.С. Станиславского – это «сверхзадача».
Развитие

мотивации

обучающихся

к

овладению

искусством

игры

в

шахматы

обеспечивается целенаправленным поведением и, согласно системе Станиславского,
определяется понятиями «сверхзадача» и «сквозное действие». В простой и доходчивой
форме педагогом рассказывается о шахматных фигурах, «волшебных» свойствах и
загадочных особенностях доски, об элементарных правилах игры и её принципах.
«Вживание» в образ «короля» или «ферзя», «пешки» или «коня» помогает обучающимся
осваивать правила игры и видеть красоту логики игры в шахматы.
Использование Интернет технологий в образовательном процессе по реализации
программы «Шах и мат» позволяет расширить и разнообразить учебную деятельность,
привлечь обучающихся, применяя те инструменты, которые они активно используют в
своей повседневной жизни. Нельзя не упомянуть, что Интернет повышает интерес
обучающихся к учебным занятиям, стимулирует их рост познавательной активности, что
позволяет им получать и усваивать большее количество информации, способствует
приобретению различных навыков, а также является «забавным» методом обучения. Таким
образом, у педагога есть прекрасная возможность повысить активность работы ученика с
помощью компьютера. Включение информационных технологий в виде интерактивной
доски в процесс обучения игре в шахматы обеспечивает эффективную и динамичную
подачу учебного материала, что способствует повышению мотивации и активизации
познавательной активности обучающихся. Благодаря мультимедийному способу передачи
информации формируется умение ориентироваться на плоскости и в пространстве,
развивается произвольность психических процессов, умение планировать, выстраивать
логику действий в игре в шахматы, осуществлять оценку и контроль учебной деятельности.
Решение упражнений наряду с практической игрой, один из вариантов
практических занятий. Цель – систематическая отработка умений и навыков путём
повторяющихся умственных действий. Вначале идёт отработка простых решений и
позиций с малым количеством фигур. Разбираются возможности фигур. Постепенно
обучающиеся переходят к многофигурным позициям, учатся оперировать большим
количеством вариантов и принимать различные решения. Обучающиеся начинают
понимать правила игры, логику игры. Всё это даёт импульс

для развития их

интеллектуальных способностей. И когда через несколько месяцев они играют уже всеми
фигурами – это значит, что скачок в интеллектуальном развитии произошёл.

15

Подобранные упражнения представляют собой процесс анализа, решения или
разыгрывания тематических позиций. Виды:


типичные - классификация по стратегическим или тактическим признакам;



фрагменты из партий - различное игровое содержание;



этюды - аналитические, художественные.
Моделирование тестовых упражнений направлено на развитие:



оперативной памяти;



оперативного мышления;



функции внимания;



восприятия;



оценочной функции.
Методы и приемы

Информационно-рецептивный: совместная деятельность педагога и подростка.
Практический: использование обучающимися на практике полученных знаний.
Словесный: краткое описание и объяснение действий.
Проблемный: постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых
заданий и самостоятельное их преобразование.
Игровой: использование сюжета шахматной игры для организации деятельности.
Частично-поисковый: решение проблемных задач с помощью педагога.
Кейс-методы: метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный
на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций. Задача - развивать способность
находить решение проблемы и учиться работать с информацией. При этом акцент делается
не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика.
Особенность методов «кейс» - технологии заключается в создании специально
разработанных учебно-методических материалов в специальный набор (кейс) и их передаче
обучающимся.
В

результате

происходит

формирование

функциональной

грамотности

обучающихся: тренер обучает и учится сам от ребенка; возникает понимание того, что
нужно сейчас обучающемуся в плане продвижения вперед. При этом учитывается
индивидуальный темп развития. Такой подход обеспечивает овладение важнейшими
практическими навыками:


умение объективно оценивать позицию;



быстро и точно рассчитывать варианты;



намечать наиболее целесообразный план игры.
16

Эффективность освоения программы «Шах и мат» зависит от наличия у
обучающихся мотивации. Ведущую роль в стимулирующих методах играет межличностное
отношение педагога и обучающихся.
Группа методов стимулирования мотивации:


Методы эмоционального стимулирования (создание ситуаций успеха, поощрение и
порицание, использование игр и игровых форм, постановка системы перспектив).



Методы развития познавательного интереса (формирование готовности восприятия
учебного

материала,

выстраивание

вокруг

материала

поля

практического

применения).


Методы

стимулирования

занимательным

содержанием,

создание

ситуации

творческого поиска.


Методы формирования ответственности и обязательности (перспектива конечного
результата – продукта деятельности, невмешательство педагога в процесс
организации и выполнения самостоятельных шахматных этюдов).
Формирующим элементом в этих методах выступает диалоговое общение педагога

и обучающихся.

Диалог образует и поддерживает совместную образовательную

деятельность на занятиях, в которой и происходит развитие участников общего дела.
Можно выделить следующие методы организации взаимодействия участников:


Освоение элементарных норм ведения разговора.



Методы взаимной проверки.



Метод совместных заданий, совместного нахождения лучшего решения.



Временная работа в группах.



Создание ситуаций совместных переживаний.



Дискуссия.
Формы организации занятий



групповые занятия;



индивидуальные занятия;



игровая деятельность;



турнирная практика;



разбор партий;



работа с компьютером.

17

Результаты работы определяются степенью освоения практических умений на основе
полученных знаний. Критерии успешности определяются результатом участия учащихся
объединения в соревнованиях различного ранга.
Учебно-тематический материал по теории и практике шахмат излагается в развитии,
частями. Связь между учебно-тематическими и практическими вопросами прослеживается
через анализ собственных партий юного шахматиста. Каждую партию он не просто играет,
а переживает.
Основу

методического

анализа

эффективности

обучения

составляет:

самостоятельное комментирование сыгранных партий или совместное комментирование с
педагогом. Учить на практических партиях воспитанника - это значит решать его реальные
проблемные ситуации в освоении шахматного мастерства.
Видеоматериалы с элементами тренировочного процесса
 https://chesswood.ru/ - информация по шахматам;
 http://webchess.ru/ebook/ - шахматная библиотека;
 https://shahmaty.info/chess-puzzle/ - шахматные задачи;
 https://play.chessking.com/ - шахматная платформа для игр.
Художественные фильмы о шахматах
«Бруклинский замок» - это документальный фильм о школе № 318, где более 65 %
учащихся относятся к семьям ниже федеральной черты бедности. Шахматы превратили эту
школу в одну из лучших в Нью-Йорке.
«Веселое сновидение или смех сквозь слезы»: в пионерский лагерь должен приехать
чемпион мира по шахматам. Андрюша Попов мечтает сыграть с ним, но вдруг заболевает и
ночью ему снится необыкновенный сон.
«Шахматист»:

юный шахматный гений Фахим вместе с отцом вынужденно

покидает родной Бангладеш и находит убежище в Париже. Здесь мальчик знакомится с
ворчуном Сильвианом, одним из лучших гроссмейстеров Франции. Неприязнь между ними
перерастет в дружбу, которая подарит им новый смысл жизни и приведет как к досадным
поражениям, так и к головокружительным победам.
Материально-техническое обеспечение
Помещение: учебный кабинет, оборудованный в соответствии с санитарными
нормами: столы, стулья, лампы, шкафы для хранения учебной литературы и
дидактического материала.
18



Комплект шахматных фигур с доской.



Шахматные часы.



Демонстрационная доска.



Компьютер.
Кадровое обеспечение
Педагоги со средним профессиональным или высшим образованием, владеющие

знаниями и опытом игры в шахматы, обладающие знаниями в области педагогики и
психологии.
Список литературы
Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р.
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным образовательным программам».
4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 №
09-3242 с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).
5. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.04.2017 №
ВК-1232/09 с методическими рекомендациями по организации независимой оценки
качества дополнительного образования детей.
6. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития
воспитания в РФ на период до 2025 года.
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г.
№ 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную

деятельность,

электронного

обучения,

дистанционных

образовательных технологий при реализации образовательных программ».
8. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
9. СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
10. Положение о промежуточной и итоговой аттестации обучающихся МБУ ДО «ЦПД».
19

11. Устав МБУ ДО «ЦПД».

Литература для педагога
1. Абрамов, С.П. Шахматы: первый год обучения. Методика проведения занятий:
учебное пособие / С.П. Абрамов. - Москва: ООО "Дайв", 2020. – 255 с.
2. Гулиев, С. Владимир Крамник. Избранные партии 14-го чемпионата мира по
шахматам / С.Гулиев. – Москва: Мир, 2019. – 440 с.
3. Калиниченко, Н.М. Большой учебник шахматной игры: учебное пособие /
Н.М.Калиниченко. – Москва: Эксмо, 2023. – 464 с.
4. Лысенко, С. Беседы с шахматным психологом: педагогика, психология / С. Лысенко.
– Москва: Русский шахматный дом, 2020. – 200 с.
5. Петрушина, Н.М.

Шахматный учебник для детей: учебная литература / Н.М.

Петрушина. – Москва: Феникс, 2020. - 221
6. Трофимова, А.С. Учебник юного шахматиста: учебная литература / А.С. Трофимова.
– Москва: Феникс, 2021. – 156 с.
Литература для обучающихся и родителей
1. Михайленко, Г.К. Знакомьтесь – шахматы: учебная литература / Г.К. Михайленко. –
Москва: Русский шахматный дом, 2019. - 192 с.
2. Петрушина, Н.М.

Шахматный учебник для детей: учебная литература / Н.М.

Петрушина. – Москва: Феникс, 2020. – 221 с.
3. Трофимова, А.С. Учебник юного шахматиста: учебная литература / А.С. Трофимова.
– Москва: Феникс, 2021. – 156 с.
4. Халифман, А. Дебют белыми. Комплект из 16 книг: учебная литература
(букинистическая) / А. Халифман. – Москва: Гарде, 2004 - 4480 с.
5. Шахматный учебник: http://chessmanual.blogspot.com/p/kak-igratj-v-shahmaty.html

20

Приложение № 1
Календарный учебный график
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Шах и мат»
на 2024/2025 учебный год
Количество учебных недель – 36, количество часов - 144 ч.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа.
Место проведения: МБУ ДО «ЦПД», кабинет № 3.
№
1.
2.

Сроки
проведения
3 неделя
сентября
3 неделя
сентября

Форма занятия

Часы

Тема

Вводное занятие

2

Вводное занятие

Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических игр

2

Осваиваем правила
игры.
Первое знакомство с
шахматами, история
шахмат, шахматная
доска
Осваиваем правила
игры.
Начальная
расстановка фигур на
доске. Фланги и центр,
цель игры
Осваиваем правила
игры.
Шахматный ход
Осваиваем правила
игры.
Фигуры: король, ладья,
слон, ферзь их
месторасположения на
исходной позиции
Осваиваем правила
игры.
Фигуры: конь, пешка
их месторасположения
на исходной позиции
Осваиваем правила
игры.
Правила хода и взятие
фигур противника
Осваиваем правила
игры.
Сравнительная сила
фигур
Осваиваем правила
игры.
Шах и мат

3.

4 неделя
сентября

Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических игр

2

4.

4 неделя
сентября

Практикум

2

5.

1 неделя
октября

Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических игр

2

6.

1 неделя
октября

Тренинг

2

7.

2 неделя
октября

2

8.

2 неделя
октября

Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических игр
Практикум

9.

3 неделя
октября

Комбинированное
занятие:
проблемная лекция
с использованием
дидактических игр

2

2

Форма
контроля
Беседа,
анкетирование
Беседа.
упражнение

Беседа, опрос,
упражнение

Упражнение,
творческое
задание
Беседа,
наблюдение,
упражнение

Беседа,
упражнение

Беседа, опрос,
упражнение
Беседа,
творческое
задание
Беседа, опрос,
упражнение

21

3 неделя
октября
4 неделя
октября

Мастер-класс

2

Практикум

2

12.

4 неделя
октября

2

13.

5 неделя
октября

Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических игр
Практикум

14.

5 неделя
октября

2

15.

1 неделя
ноября

Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических игр
Тренинг

16.

1 неделя
ноября

2

17.

2 неделя
ноября

Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических игр
Практикум

18.

2 неделя
ноября

Комбинированное
занятие:
проблемная лекция
с использованием
дидактических игр

2

19.

3 неделя
ноября

Самостоятельная
работа

2

20.

3 неделя
ноября

2

21.

4 неделя
ноября

Комбинированное
занятие: лекция с
использованием
дидактических игр
Комбинированное
занятие: лекция с
использованием
дидактических игр

22.

4 неделя
ноября

Практикум

2

10.
11.

2

2

2

2

Осваиваем правила
игры. Пат
Осваиваем правила
игры.
Разновидности ничьей
Осваиваем правила
игры.
Связка и избавление
от связки
Осваиваем правила
игры.
Вилка и избавление от
вилки
Осваиваем правила
игры.
Превращение пешки

Беседа,
упражнение
Беседа,
упражнение

Осваиваем правила
игры.
Взятие на проходе
Осваиваем правила
игры.
Шахматная нотация

Беседа,
упражнение

Осваиваем правила
игры.
Три стадии шахматной
партии
Осваиваем правила
игры.
Три стадии шахматной
партии дебют,
миттельшпиль,
эндшпиль
Осваиваем правила
игры.
Открытое нападение
Учимся ставить мат.
«Детский мат» и мат в
два хода

Упражнение,
опрос

Учимся ставить мат.
Способы матования
одинокого короля
тяжелыми фигурами:
линейный мат, мат
ферзем
Учимся ставить мат.
Способы матования
одинокого короля
тяжелыми фигурами:
мат ладьей

Беседа,
опрос,
упражнение

Беседа, опрос,
упражнение
Беседа,
упражнение
Беседа,
творческое
задание

Беседа, опрос,
упражнение

Беседа,
творческое
задание

Творческое
задание
Беседа,
наблюдение,
упражнение

Опрос,
упражнение

22

23.

1 неделя
декабря

Тренинг

2

24.

1 неделя
декабря

Тренинг

2

25.

2 неделя
декабря

Самостоятельная
работа

2

26.

2 неделя
декабря

2

27.

3 неделя
декабря
3 неделя
декабря
4 неделя
декабря

Комбинированное
занятие: лекция с
использованием
дидактических игр
Тренинг
Тренинг

2

Комбинированное
занятие: лекция с
использованием
дидактических игр
Тренинг

2

Тренинг

2

Комбинированное
занятие:
проблемная лекция
с использованием
дидактических игр
Мастер-класс

2

Практикум

2

Практикум

2

Комбинированное
занятие:
проблемная лекция
с использованием
дидактических игр
Тренинг

2

Самостоятельная
работа
Комбинированное
занятие:
проблемная лекция

2

28.
29.

30.
31.
32.

33.
34.
35.
36.

37.
38.
39.

4 неделя
декабря
2 неделя
января
2 неделя
января

3 неделя
января
3 неделя
января
4 неделя
января
4 неделя
января

5 неделя
января
5 неделя
января
1 неделя
февраля

2

2

2

2

2

Учимся ставить мат.
Матование одинокого
короля легкими
фигурами: мат двумя
слонами
Учимся ставить мат.
Матование одинокого
короля легкими
фигурами: мат слоном
Учимся ставить мат.
Матование одинокого
короля легкими
фигурами: конем
Матование в один ход
ферзем

Наблюдение,
упражнение

Матование в один ход
ферзем
Матование в один ход
ферзем
Матование в один ход
ладьёй

Беседа,
упражнение
Беседа,
упражнение
Беседа,
наблюдение,
упражнение

Матование в один ход
ладьёй
Матование в один ход
ладьёй
Матование в один ход
слоном

Творческое
задание
Творческое
задание
Беседа, опрос
упражнение

Матование в один ход
слоном
Матование в один ход
конем
Матование в один ход
конём
Матование в один ход
пешкой

Упражнение

Матование в один ход
пешкой
Матование в один ход
пешкой.
Игровые ситуации.
Уйти от шаха

Творческое
задание
Беседа,
упражнение
Беседа,
наблюдение,
упражнение

Наблюдение,
упражнение
Творческое
задание
Беседа, опрос,
Творческое
задание

Упражнение.
опрос
Упражнение.
опрос
Беседа,
творческое
задание

23

40.
41

42.
43.

44.
45.
46.

1 неделя
февраля
2 неделя
февраля

2 неделя
февраля
3 неделя
февраля

3 неделя
февраля
4 неделя
февраля
4 неделя
февраля

с использованием
дидактических игр
Тренинг

2

Опрос,
упражнение
Беседа,
творческое
задание

Игровые ситуации.
Найти вилку конём
Игровые ситуации.
Найти вилку ладьёй

Творческое
задание
Беседа,
упражнение

Игровые ситуации.
Как выиграть фигуру
Игровые ситуации.
Найти вилку пешкой
Игровые ситуации.
Найти связку слоном

Опрос,
упражнение
Творческое
задание
Беседа,
наблюдение,
упражнение
Опрос,
творческое
задание
Упражнение

Комбинированное
занятие:
проблемная лекция
с использованием
дидактических игр
Мастер-класс

2

Комбинированное
занятие:
проблемная лекция
с использованием
дидактических игр
Тренинг

2

Тренинг

2

Комбинированное
занятие:
проблемная лекция
с использованием
дидактических игр
Тренинг

2

2

Игровые ситуации.
Найти связку слоном
Игровые ситуации.
Сделать связку ладьёй
Игровые ситуации.
Как избавиться от
связки
Игровые ситуации.
Как спастись от шаха

2

2

47.

1 неделя
марта

48.

1 неделя
марта
2 неделя
марта

Тренинг

2

Тренинг

2

50.

2 неделя
марта

2

51.

3 неделя
марта

52.

3 неделя
марта

Комбинированное
занятие:
проблемная лекция
с использованием
дидактических игр
Комбинированное
занятие:
проблемная лекция
с использованием
дидактических игр
Тренинг

53.

4 неделя
марта

Тренинг

2

54.

4 неделя
марта

Комбинированное
занятие: лекция с

2

49.

Игровые ситуации.
Спастись от мата
Игровые ситуации.
Подстроить вилку

Упражнение
Беседа, опрос,
упражнение

2

Игровые ситуации.
Беседа,
Поставить двойной шах упражнение
и мат

2

Игровые ситуации.
Поставить двойной шах
и мат
Игровые ситуации.
Поставить двойной шах
и мат
Игровые ситуации.
Поставить мат

Опрос,
упражнение
Опрос,
упражнение
Беседа,
упражнение
24

55.
56.
57.
58.
59.
60.

1 неделя
апреля
1 неделя
апреля
2 неделя
апреля
2 неделя
апреля
3 неделя
апреля
3 неделя
апреля

использованием
дидактических игр
Тренинг

2

Тренинг

2

Презентация
проекта
Презентация
проекта
Презентация
проекта
Комбинированное
занятие:
проблемная лекция
с использованием
дидактических игр
Мастер-класс

2
2
2
2

Игровые ситуации.
Поставить мат
Игровые ситуации.
Поставить мат
Игровые ситуации.
Сделать ничью
Игровые ситуации.
Сделать ничью
Игровые ситуации.
Сделать ничью
Партии мастеров.
Знакомство с
некоторыми партиями
мастеров

Беседа,
упражнение
Беседа,
упражнение
Проектное
задание
Проектное
задание
Проектное
задание
Беседа,
упражнение

Партии мастеров.
Тренировка в чтении и
записывании
шахматных партий на
примере: ЖуравлёвТайлиев и МацукевичКузнецов
Партии мастеров.
Тренировка в чтении и
записывании
шахматных партий на
примере: ЧерниковЧигаев и СоколовВешненков
Партии мастеров.
Тренировка в чтении и
записывании
шахматных партий на
примере: ЛевенфишМоноезов
Короткие партии и
решение задач

Упражнение

61.

4 неделя
апреля

62.

4 неделя
апреля

Комбинированное
занятие:
проблемная лекция
с использованием
дидактических игр

2

63.

5 неделя
апреля

Тренинг

2

64.

1 неделя мая

Мастер-класс

2

65.

2 неделя мая

Тренинг

2

Короткие партии и
решение задач

Беседа,
упражнение

66.

2 неделя мая

Практикум

2

Короткие партии и
решение задач

Беседа,
упражнение

67.

3 неделя мая

2

68.

3 неделя мая

Самостоятельная
работа
Мастер-класс

Короткие партии и
решение задач
Квалификационные
турниры

Беседа,
упражнение
Упражнение,
наблюдение

2

2

Беседа,
упражнение

Упражнение

Беседа,
упражнение

25

69

4 неделя мая

Мастер-класс

2

Квалификационные
турниры

Упражнение,
наблюдение

70.

4 неделя мая

Турнир

2

Квалификационные
турниры

Упражнение,
наблюдение

71.

5 неделя мая

Турнир

2

Квалификационные
турниры

Упражнение,
наблюдение

72.

5 неделя мая

Викторина

2

Заключительное
Занятие

Мониторинг
результатов
деятельности за
год

144

26

Приложение № 2
Диагностические материалы для определения результативности освоения
программы «Шах и мат»
Промежуточная аттестация.
Кейс-задания для начинающих обучающихся
Пропиши красиво шахматные буквы
А____________________________________________________
В____________________________________________________
С____________________________________________________
D____________________________________________________
E____________________________________________________
F____________________________________________________
G____________________________________________________
H____________________________________________________
ЗАДАНИЕ НА ЗНАНИЕ ШАХМАТНЫХ ФИГУР.
Обведи указанную фигуру

27

ЗАДАНИЯ НА ШАХ.
На диаграммах 1-4 обведи фигуры, которые напали на короля. Определи, шах на доске
или мат. Ответы запиши.

28

ЗАДАНИЯ НА ШАХ.
Рассмотри позиции на диаграммах 6, 7. Объяви шах черному королю.

ЗАДАНИЕ НА ЗАПИСЬ ПОЗИЦИИ.
Запиши позицию, показанную на диаграмме

ЗАДАНИЕ НА ШАХМАТНЫЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ.
Закончи предложения, являющиеся правилами поведения
во время игры в шахматы.
1. Взялся за фигуру___________________________________
2. Отпустил руку ____________________________________
3. Проиграл ________________________________________
4. Если нужно поправить фигуру на доске,______________
я скажу____________________________________________

29

ЗАДАНИЕ НА ОЦЕНКУ ХОДА.
В позиции на диаграмме 1 белый ферзь взял ладью на с8. Оцени этот ход (в квадрате
напротив правильного ответа поставь галочку).

1.Ход приводит к выигрышу
2.Ход приводит к неравноценному размену
3.Ход приводит к равноценному размену
4.Выбери фигуру, в которую выгоднее всего превратить
пешку (диаграмма 2). Объясни своё решение.

Итоговая аттестация
ЗАДАНИЯ НА РАССЧЕТ ВАРИАТОВ ХОДОВ.
В позициях на диаграммах 3-5 ход белых. Соверши выгодное взятие, посчитав количество
нападений на фигуру и количество защиты этой фигуры фигурами партнёра. Решения
запиши с помощью шахматной нотации.

30

СЛОЖНЫЕ ЗАДАНИЯ НА МАТ.
На диаграммах 5-10 ход белых. Объяви мат
чёрному королю. Запиши под каждой диаграммой правильный ход.

ЗАДАНИЯ НА ОЦЕНКУ ПОЗИЦИИ.
Рассмотри диаграммы 3, 4 и определи, на какую
фигуру напали белые. Найди возможные способы
защиты. Запиши решения.

31

Шахматный лабиринт

32

Приложение № 3
Таблица результатов итогового мониторинга по программе «Шах и мат»
Результаты/
параметры
Предметные
результаты

Критерии

Фамилия, имя
обучающегося

Знание шахматных терминов
Знание шахматных фигур
Умение проводить элементарные комбинации
Умение матовать
Знание приемов атаки
Умение применять приемы атаки
Умение вести запись партии
Умение вести коллективное обсуждение
шахматной тактики и стратегии
Успешность выступления на турнирах
Средний балл
Метапредметные Умение определять и удерживать целевые
установки учебной деятельности
результаты
Умение вести диалог
Умение составлять схемы
Наличие мотивации к обучению игре в
шахматы
Средний балл
Установка на здоровый образ жизни
Личностные
результаты
Умение сотрудничать со сверстниками в
разных социальных ситуациях
Наличие навыка сотрудничества со взрослыми
в разных социальных ситуациях
Наличие уважительного отношения в группе
Навыки самостоятельности
Навыки самодисциплины
Наличие стремления к изучению традиций
советско-российской шахматной школы
Наличие желания участвовать в региональных
шахматных турнирах
Средний балл
Общий балл
 Низкий уровень (обучающихся не овладел в достаточной степени знаниями и умениями,
предусмотренных программой);
 Средний уровень (обучающийся усвоил знания и умения программы и справляется с
заданием с помощью педагога);
 Высокий уровень (обучающийся освоил практически весь объем знаний, предусмотренных
программой за конкретный период и выполняет задания самостоятельно).

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».