Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования – детский
оздоровительно-образовательный центр – «Центр поддержки детства»
Программа принята
Методическим советом МБУ ДО «ЦПД»
Протокол от_______________№_______
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУ ДО «ЦПД»
__________________К.И. Охват
приказ от __________ № _____
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа физкультурно-спортивной направленности
«Шахматный старт»
(платная основа)
Направленность: социально-гуманитарная
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 9 месяцев
Количество часов: 144
Автор-составитель:
Чудиновских Зинаида Евгеньевна,
педагог дополнительного образования
Екатеринбург, 2024 г.
Пояснительная записка
I.
Дополнительная общеобразовательная программа «Шахматный старт» имеет
физкультурно-спортивную
направленность.
Программа
направлена
на
интеллектуально-творческое развитие обучающихся средствами шахматной игры и
способствует социализации обучающихся 5-7 лет.
Программа
разработана
на
основании
следующих
нормативно-правовых
документов:
Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в
Российской Федерации».
Концепция развития дополнительного образования до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р.
Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным образовательным программам».
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 №
09-3242 с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.04.2017 №
ВК-1232/09 с методическими рекомендациями по организации независимой оценки
качества дополнительного образования детей.
Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития
воспитания в РФ на период до 2025 года».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г.
№ 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ».
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Устав МБУ ДО «ЦПД».
Актуальность. Программа «Шахматный старт» базируется на современных
требованиях модернизации системы образования в части формирования функциональной
грамотности обучающихся. Обучающиеся, знакомясь друг с другом, получают навыки
неформального общения в коллективе, объединенном общим интересом, овладевают
2
навыками успешной коммуникации и сотрудничества. Доминирующим компонентом
организации
образовательного
исследовательская
процесса
деятельность,
является
основанная
на
практико-ориентированная
проявлении
и
самостоятельности,
активности, творчестве обучающихся.
В настоящее время наблюдается устойчивый рост интереса обучающихся к
обучению игры в шахматы. Реализация программы продиктована не только требованиями
времени, но и потребностями социума Орджоникидзевского района. Мониторинг анализа
запроса в шахматном образовании со стороны детско-родительского сообщества на основе
STEP-анализа (анкетирования) показал высокий уровень потребности в обучении
шахматной игре.
Новизна заключается в поэтапном освоении обучающимися предлагаемого курса, а
именно, в методике индивидуального подхода к каждому обучающемуся при помощи
подбора
заданий
разного
уровня
сложности.
Индивидуальный,
личностно-
ориентированный подход к ребёнку позволяет создать «ситуации успеха» для каждого
обучающегося.
Данная
методика
повышает
эффективность
и
результативность
образовательного процесса. Подбор заданий осуществляется на основе метода наблюдения
педагогом за практической деятельностью обучающегося на занятии.
Педагогическая целесообразность. Учебно-тематический материал программы
распределён в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения
теоретических знаний, практических умений и навыков. Представленные в программе темы
создают целостную систему подготовки шахматистов. При отборе теоретического
материала и установлении его последовательности соблюдаются следующий принципы:
структурирование учебного материала с учётом объективно существующих
связей между его темами;
актуальность, практическая значимость учебного материала для воспитанника.
Цель программы: личностное и интеллектуальное развитие обучающихся 5-7 лет,
социализация и организация содержательного досуга посредством обучения игре в
шахматы.
Задачи программы:
Обучающие:
Содействовать формированию специальных знаний, умений и навыков в
области шахматного искусства.
Обучить приемам матования.
Научить обучающихся вести шахматную борьбу при помощи коллективного
обсуждения шахматной стратегии и тактики.
3
Способствовать формированию навыков успешных выступлений на турнирах.
Развивающие:
Развивать способности быстро оценивать обстановку в игре, адекватно
реагировать на возникающие нестандартные ситуации.
Развивать коммуникативные способности продуктивного взаимодействия с
участниками учебной группы.
Способствовать развитию навыков целеполагания и планирования.
Воспитательные:
Воспитывать нравственные, эстетические и ценностные личностные качества
обучающихся: доброжелательность, трудолюбие, честность, порядочность,
ответственность, аккуратность, терпение, чувство долга.
Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях.
Адресат программы: обучающиеся 5-7 лет. Набор детей в группы проводится без
предварительного отбора. Программа построена с учётом возрастных и психофизических
особенностей.
При составлении программы, при комплектовании групп и распределении учебной
нагрузки учитываются возрастные, индивидуально-психологические и физические
особенности обучающихся.
Возраст 5-7 лет играет особую роль в личностном развитии ребенка: в данный
период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности
и поведения. «В старшем дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности:
формируется устойчивая структура мотивов, зарождаются новые социальные потребности
(потребность в уважении и признании со стороны взрослого и сверстников, интерес к
коллективным формам деятельности); возникает новый (опосредованный) тип мотивации
– основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных
ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе».
Дошкольный возраст 5-6 лет – период интенсивного познавательного развития. В
этот период формируются личностные, познавательные, мотивационные структуры,
необходимые для обучения. Важную роль в развитии обучающихся этой группы играет
сюжетно-ролевая игра, которая позволяет ребенку создать вымышленную реальность, где
становится возможным отработать знаковые модели поведения.
Младший школьный возраст 7 лет обусловлен большой подвижностью. В этой связи
весьма важно практиковать на занятиях различные виды учебной работы: применять
наглядность, методы объяснения сочетать с беседой и т.д., проводить физкультпаузы
4
(физкультминутки). Интенсивное развитие нервно-психической деятельности, высокая
возбудимость,
подвижность
и
острое
реагирование
на
внешние
воздействия
сопровождаются быстрым утомлением, что требует умелого переключения с одного вида
деятельности на другой. В этот период ребенок начинает приобретать социальный опыт,
начинает постигать себя в качестве личности в системе трудовых, моральных,
общественных отношений. Поэтому очень важно выстраивать коммуникацию между
детьми на основе положительной «Я-Концепции» К. Роджерса.
Для ребенка в любом возрасте важное место занимает потребность в признании.
Поэтому одним из условий обучения является удовлетворение потребности в
самораскрытии и творческой самореализации.
Все указанные особенности учтены при составлении программы «Шахматный
старт».
Программа относится к ознакомительному уровню и предполагает знакомство с
основными понятиями игры в шахматы.
Определение уровня программы, который будет осваивать
обучающийся,
происходит в первый учебный месяц посредством анкетирования, беседы с обучающимся
и его родителями, самостоятельного выполнения творческих заданий. Прежде всего
обучающиеся заполняют входную анкету, где отражают свои навыки, круг интересов,
пишут о том, что хотят узнать и чему научиться за время освоения программы.
Распределение количества часов: 144 часа в год.
Форма, вид и режим занятий.
Форма организации обучения – очная: групповая, парная со сменным составом,
индивидуальная, индивидуально-групповая.
В условиях сложной эпидемиологической ситуации, а также по запросу
обучающихся, родителей (законных представителей) или в целях интенсификации
процесса обучения
предполагается форма обучения с применением дистанционных
технологий.
Виды занятий: беседа, лекция, дидактическая игра, тренинг, мастер-класс,
дискуссия, самостоятельная работа. Виды занятий направлены на интеллектуальнотворческое развитие обучающихся средствами шахматной игры и формирование
социальных навыков коммуникации.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа с перерывом на 10 мин. Учебный час – 40
мин. Наполняемость учебной группы от 12 до 15 человек.
5
Важнейшим
условием
эффективности
обучения
является
удовлетворение
потребности обучающихся в эмпатии, доверии и искренности. Это условие определяет
специфику образовательной программы «Шахматный старт».
Структура занятия.
1. Организация начала занятия включает:
Обеспечение наличия всех необходимых для работы материалов; проведение
инструктажей.
Актуализацию знаний.
2. Постановка целей и задач занятия.
3. Теоретическая часть:
Ознакомление с новым материалом.
4. Практическая часть:
Первичное закрепление навыков.
5. Проверка первичного усвоения знаний.
6. Организация рефлексивного обсуждения.
7. Рекомендации для самостоятельной работы.
Организационная часть занятий обеспечивает: наличие всех необходимых для
работы материалов, пособий и иллюстраций; проведение бесед и инструктажей по технике
безопасности, проведение инструктажей по особенностям поведения в условиях
террористической угрозы.
Теоретическая работа с детьми проводится в форме бесед, проблемных лекций,
диспутов, анализа сыгранных ребятами партий, разбора партий известных шахматистов;
обучающиеся готовят доклады по истории шахмат.
Практические занятия также разнообразны по своей форме – это и сеансы
одновременной игры с педагогом, конкурсы по решению задач, этюдов, игровые занятия,
турниры, игры с гандикапом и другое.
Связь между учебно-тематическими и практическими вопросами прослеживается
через
выполнение
дидактические
обучающимися
принципы
последовательность
и
заданий
организаций
системность
творческого
занятий:
характера.
доступность
обучения-воспитания,
учет
и
Основные
наглядность,
возрастных
и
индивидуальных особенностей детей. На занятиях созданы условия для творческого
развития обучающихся.
Формы подведения итогов реализации программы
Конкурсы разного уровня.
Проекты.
6
Участие в турнирах.
Фотоотчеты с занятий.
Планируемые результаты освоения программы
Предметные результаты (образовательные):
Освоены специальные знания, умения и навыки в области шахматного искусства.
Изучены и применены на практике приемы матования.
Присвоены правила коллективного обсуждения шахматной стратегии и тактики.
Сформированы навыки успешных выступлений на турнирах.
Метапредметные (развивающие):
Сформировано умение обучающихся быстро оценивать обстановку в игре,
адекватно реагировать на возникающие нестандартные ситуации.
Сформировано умение слушать собеседника и вести диалог.
Освоен навык работы с обобщенными и схематизированными образами.
Продемонстрирована
мотивация к обучению игре в шахматы через участие в
турнирах и соревнованиях.
Обучающиеся научились определять цель и планировать учебные действия для
достижения результата.
Личностные (воспитательные):
Сформированы навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях.
Усвоены правила уважительных и доброжелательных отношений в группе.
Сформированы навыки самодисциплины и самостоятельности.
Воспитательная деятельность по реализации программы
Цель воспитательной работы: формирование уважительного отношения к
старшим, людям труда, педагогам, сверстникам; формирование умения работать в команде;
формирование способности к анализу и представлению своей нравственной позиции; воли,
настойчивости, ответственности и самостоятельности.
Целевые установки воспитательной работы реализуются через выполнение
воспитательных и развивающих задач программы, которые выражаются в личностных и
метапредметных результатах.
Основной формой воспитания и обучения является учебное занятие. В ходе
учебных занятий в соответствии с предметным и метапредметным содержанием программы
обучающиеся усваивают информацию, имеющую воспитательное значение; получают
7
опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и утверждаются ценностные,
нравственные ориентации; осознают себя способными к нравственному выбору.
Продуктивное участие в занятиях способствуют усвоению и применению правил
поведения и коммуникации, формированию позитивного и конструктивного отношения к
событиям, в которых участвуют обучающиеся объединения «Шахматный старт». В
игровых занятиях проявляются и развиваются личностные качества обучающихся:
эмоциональность, активность, нацеленность
на
успех, готовность
к командной
деятельности и взаимопомощи. Итоговые мероприятия способствуют закреплению
ситуации успеха, развивают коммуникативные умения, ответственность, благоприятно
воздействуют на эмоциональную сферу детей.
Учебный план
Цель первого года обучения: формирование у юного шахматиста деятельностной
компетенции (освоение навыков стратегии, тактики и техники игры в шахматы).
№
Тема
1.
Вводное занятие. Инструктаж по
ТБ. Осваиваем правила игры
2.
Учимся ставить мат
12
4
8
3.
Позиции «мат в один ход»
26
6
20
4.
Игровые ситуации
42
14
28
5.
Партии мастеров. Примеры
8
4
4
6.
8
-
8
4
-
4
8.
Короткие партии и решение
задач
Физические упражнения
шахматиста
Квалификационные турниры
4
-
4
9.
Заключительное занятие
2
-
2
144
48
96
7.
Итого:
Кол-во
часов
38
В том числе
Теория Практика
20
18
Формы
контроля
Беседа,
упражнение,
защита
рефератов
Беседа,
упражнение
Беседа,
наблюдение
Беседа, защита
проектов
Беседа,
упражнение
Беседа,
упражнение
Беседа,
наблюдение
Беседа,
наблюдение
Мониторинг
результатов
деятельности
за год
Содержание учебного плана первого года обучения
Тема 1. Осваиваем правила игры
8
Теория. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Первое знакомство с
шахматами, история шахмат, шахматная доска. Начальная расстановка фигур на доске.
Фланги и центр, цель игры. Шахматный ход. Фигуры-король, ладья, слон, ферзь, конь,
пешка их месторасположения на исходной позиции, правила хода и взятие фигур
противника.
Сравнительная сила фигур. Шах и мат. Пат. Разновидности ничьи.
Рокировка. Защита. Связка и избавление от связки. Вилка и избавление от вилки.
Превращение пешки. Взятие на проходе. Шахматная нотация. Три стадии шахматной
партии (дебют, миттельшпиль, эндшпиль). Открытое нападение.
Практика. Отработка навыков рассчитана на детальное изучение всех шахматных
фигур с широким использованием игры на фрагментах шахматной доски.
Тема 2. Учимся ставить мат
Теория. «Детский мат», мат в два хода. Способы матования одинокого короля тяжелыми
фигурами: линейный мат, мат ферзем, мат ладьей. Матование одинокого короля легкими
фигурами: мат двумя слонами, мат слоном и конем.
Практика. Отработка навыков матования разными способами.
Тема 3. Решаем позиции «мат в один ход»
Теория. Матование в один ход ферзем, ладьёй, слоном, конём, пешкой.
Практика. Отработка навыков матования.
Тема 4. Игровые ситуации
Теория. Как уйти от шаха, как спастись от мата, как подстроить вилку, найти вилку конём,
найти вилку ладьёй, как выиграть фигуру, найти вилку пешкой, найти связку слоном, как
использовать связку, сделать связку ладьёй, как избавиться от связки, как спастись от шаха,
поставить двойной шах и мат, поставить мат, сделать ничью.
Практика. Отработка навыка: как уйти от шаха, как спастись от мата, как подстроить
вилку, найти вилку конём, найти вилку ладьёй, как выиграть фигуру, найти вилку пешкой,
найти связку слоном, как использовать связку, сделать связку ладьёй, как избавиться от
связки, как спастись от шаха, поставить двойной шах и мат, поставить мат, сделать ничью.
Тема 5. Примеры. Партии мастеров
Теория. Знакомство с некоторыми партиями мастеров и тренировка в чтении и
записывании шахматных партий на примере: Журавлёв-Тайлиев, Мацукевич-Кузнецов,
Черников-Чигаев, Соколов-Вешненков, Левенфиш-Моноезов.
Практика. Чтение и записывание шахматных партий на примере: Журавлёв-Тайлиев,
Мацукевич-Кузнецов, Черников-Чигаев, Соколов-Вешненков, Левенфиш-Моноезов.
Тема 6. Решение задач. Короткие партии
9
Практика. Игры в парах. Короткие партии. Разбор специально подобранных позиций.
Разбор специально подобранных примеров: мат в один ход, мат в два хода.
Тема 7. Физические упражнения шахматиста
Практика. Отработка навыка физических упражнений шахматиста.
Тема 8. Квалификационные турниры
Практика. Выпускной турнир. Товарищеские матчевые встречи.
Тема 9. Заключительное занятие
Практика. Подведение итогов деятельности за год. Вручение поощрений. Актуализация
знаний по ТБ, ПДД, ППБ в период летних каникул.
II. Организационно-педагогические условия реализации программы
Календарный учебный график (Приложение № 1).
Срок
обучения
1 год
Дата
начала
обучения
«01»
сентября
2024 года
Зимние
каникулы
29.12.2408.01.25
Дата
Кол-во
окончания учебных
обучения
недель
«31» мая
36
2025 года
Кол-во
учебных
дней
72
Кол-во
учебных
часов
144
Режим
занятий
2 раза в
неделю
по 2 часа
Выходные дни: 4 ноября; 23 февраля; 8 марта; 1-3 мая; 9-10 мая, которые выпадают
по расписанию.
Время аттестационных мероприятий: 4 неделя декабря и 3 неделя мая.
Режим организации занятий определяется календарным учебным графиком и
соответствует нормам, утвержденным СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
Оценка и контроль результатов
В целях обеспечения контроля качества результатов освоения ДООП «Шахматный
старт» и на основании «Положения о промежуточной и итоговой аттестации обучающихся
МБУ ДО «ЦПД» применяются следующие виды контроля:
Текущий контроль. Осуществляется на каждом занятии. Каждый приобретенный
навык, закрепленный через упражнения, служит основой для получения новых знаний и
умений.
Тематический контроль. Проходит по завершению изучения темы. Кроме педагога,
контролером своих знаний и навыков является сам обучающийся. Он может сравнить свои
навыки и умения с навыками и умениями своих товарищей, оценить свой уровень и
стремиться к улучшению своих результатов.
10
Промежуточная аттестация предусмотрена после завершения изучения тем.
Методы: педагогическое наблюдение и кейс-метод активного проблемно-ситуационного
анализа
при
решении
конкретных
упражнений-ситуаций.
Решение
специально
подобранных упражнений и задач позволяет определить проблемные зоны обучающихся в
изучении тем.
Итоговая аттестация фиксирует уровень сформированности знаний, умений,
навыков. Методы: педагогическое наблюдение и кейс-метод активного ситуационного
анализа при решении конкретных упражнений-ситуаций.
Формой итогового контроля является участие обучающихся в турнирах. Турнир
- форма итогового контроля, осуществляемая с целью определения уровня мастерства,
культуры, техники игры, а также с целью выявления и развития творческих способностей
обучающихся.
Формой итогового контроля так же служит участие детей в районных, городских,
областных конкурсах.
Средством педагогического наблюдения служит технология проблемного диалога.
Оценка и анализ результата обучения помогает педагогу выявить динамику освоения
образовательной программы и дать рекомендации обучающимся. Учет достижений
обучающихся осуществляется педагогом дополнительного образования, проводящим
занятия в группе.
Диагностические материалы представлены в Приложении № 2. Результаты
диагностики и педагогического наблюдения заносятся в карту мониторинга динамики
развития обучающегося в соответствии с разработанными критериями в рамках
компетентностного подхода (Приложение № 3).
Оценочные материалы
№
п/п
1.
Форма
Краткая характеристика формы
контрольнооценочного
материала
Педагогическое Позволяет выявить уровень владения
наблюдение
знаниями и умениями обучающихся в
процесс обсуждения темы занятия,
упражнения, шахматной партии или спорного
вопроса.
Данная форма помогает увидеть уровень
сформированности следующих умений:
строить устное высказывание,
аргументировать собственную точку зрения,
видеть способ в решении шахматных задач,
взаимодействовать в команде.
Уровень освоения
Низкий уровень
(обучающихся не
овладел в
достаточной
степени знаниями и
умениями,
предусмотренных
программой);
Средний уровень
(обучающийся
11
Упражнение
2.
3.
Кейс-методы
4.
Опрос
Упражнение лежит в основе закрепления
правил игры в шахматы и одновременно
является формой оценки полученных знаний
в период тематического контроля, в период
промежуточной аттестации обучающихся.
Цель – определение проблемных зон в
освоении программы, а также определения
опережающего прогноза для дальнейшего
обучения.
Форма активного проблемно – ситуационного
контроля, основанного на решении
конкретных задач-ситуаций. Особенность
заключается в создании разработанных
учебно-методических материалов в
специальный набор (кейс) с целью оценки
уровня полученных знаний и применения их
на практике в период, как промежуточной
аттестации, так и итоговой.
Данная форма позволяет обучающемуся
сделать самооценку результативности
обучения игре в шахматы, оценивать
собственные трудности и определить задачи
на будущее.
Например: как ходит пешка или ферзь, как
правильно проводить комбинации, как
максимально точно использовать основные
приемы атаки и защиты в шахматной партии,
как быстрее поставить мат.
Вербально-коммуникативная форма
взаимодействия между педагогом и
обучающимся посредством получения от
обучающегося ответов на заранее
сформулированные вопросы.
усвоил знания и
умения программы
и справляется с
заданием с
помощью
педагога);
Высокий уровень
(обучающийся
освоил практически
весь объем знаний,
предусмотренных
программой за
конкретный период
и выполняет
задания
самостоятельно).
Методическое обеспечение реализации программы
Методы и приемы
Информационно-рецептивный: совместная деятельность педагога и ребёнка.
Практический: использование детьми на практике полученных знаний.
Словесный: краткое описание и объяснение действий.
Проблемный: постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование
готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.
Игровой: использование сюжета игр для организации детской деятельности,
персонажей для обыгрывания сюжета.
Частично-поисковый: решение проблемных задач с помощью педагога.
На уровне аналитической работы происходит:
процесс взаимного обогащения: тренер обучает и учится сам от ребенка;
12
понимание того, что нужно сейчас обучающемуся (конкретно) в плане продвижения
вперед.
При
этом
учитывается
индивидуальный
темп
развития,
осуществляется
индивидуальный подход к каждому ребенку. Юных шахматистов надо обучать одному и
тому же, но индивидуально. Такой подход обеспечивает овладение важнейшими
практическими навыками:
умение объективно оценивать позицию;
быстро и точно рассчитывать варианты;
намечать наиболее целесообразный план игры.
Методика обучения (формы, приёмы) - постоянно меняются.
Метод упражнений.
Подобранные упражнения представляют собой процесс
анализа, решения или разыгрывания тематических позиций, которые могут быть
как: точные – теоретические:
типичные - классификация по стратегическим или тактическим признакам;
фрагменты из партий - различное игровое содержание;
этюды - аналитические, художественные.
Моделирование тестовых упражнений направлено на развитие:
оперативной памяти;
оперативного мышления;
функции внимания;
восприятия;
оценочной функции.
Формы проведения занятий
групповые занятия;
индивидуальные занятия;
игровая деятельность;
конкурсы;
турнирная практика;
разбор партий;
работа с компьютером.
Результаты работы определяются степенью освоения практических умений на основе
полученных знаний. Критерии успешности определяются результатом участия учащихся
объединения в соревнованиях различного ранга.
13
Учебно-тематический материал по теории и практике шахмат излагается в развитии,
частями. Связь между учебно-тематическими и практическими вопросами прослеживается
через анализ собственных партий юного шахматиста. Каждую партию он не просто играет,
а переживает.
Методический анализ: самостоятельное комментирование или с тренером основной путь совершенствования. Учить на практических партиях воспитанника - это
значит решать его реальные проблемные ситуации.
Материально-техническое обеспечение
Помещение: учебный кабинет, оборудованный в соответствии с санитарными
нормами: столы, стулья, лампы, шкафы для хранения учебной литературы и
дидактического материала.
Комплект шахматных фигур с доской;
Шахматные часы;
Демонстрационная доска;
Компьютер.
Кадровое обеспечение
Педагоги со средним профессиональным или высшим образованием, владеющие
знаниями и опытом игры в шахматы, обладающие знаниями в области педагогики и
психологии.
Литература для педагога
1. Быкова E.П., Локтева Т.И. Шахматы для малышей. – Ростов н/Д: Феникс, 2017.
2. Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы. – М.: Просвещение, 2019.
3. Гулиев С., Крамник В. Избранные партии 14-го чемпионата мира по шахматам. – М.:
Мир, 2020.
4. Калиниченко Н.М. Большой учебник шахматной игры. – М.: Эксмо, 2017.
5. Калиниченко Н.М. Королевский гамбит. – М.: Гранд-Фаир, 2017.
6. Лысенко С. Беседы с шахматным психологом. – М.: Машиностроение, 2018.
7. Михайленко Г.К. Знакомьтесь – шахматы. – М., 2020.
8. Петрушина Н.М. Шахматные окончания для детей. – М.: Феникс, 2017.
9. Трофимова А.С. Учебник юного шахматиста. – Ростов н/Д : Феникс, 2018.
10. Халифман А. Дебют белыми. Комплект из 16 книг. – М.: Гарде, 2019.
Перечень информационно-методических условий реализации программы для
обучающихся и родителей
14
Электронные издания
Шахматный учебник: http://chessmanual.blogspot.com/p/kak-igratj-v-shahmaty.html
Стратегия
шахмат:
https://xn--19-jlcx0b4b1b.xn--80aaac0ct.xn--p1ai/assets/files/2015-
strategia_shaxmat_praktikum.pdf
Информационно-дидактические материалы (15 комплектов)
Сухинин И.Г. Шахматы или тайны королевской игры. Тетрадь для проверочных работ. Обнинск: Духовное возрождение, 2018.
Сухинин И.Г. Шахматы или играем и выигрываем. Тетрадь для проверочных работ. Обнинск: Духовное возрождение, 2018.
Сухинин И.Г. Шахматы или там клетки черно-белые чудес и тайн полны. Тетрадь для
проверочных работ. - Обнинск: Духовное возрождение, 2018.
Видеоматериалы с элементами тренировочного процесса по видам спорта
https://chesswood.ru/ - много полезной информации по шахматам;
http://webchess.ru/ebook/ - шахматная библиотека;
https://shahmaty.info/chess-puzzle/ - шахматные задачи;
https://chessfield.ru/chess-puzzles/filter/2 - сборник шахматных задач;
https://whychess.ru/ - программы, книги и журналы по шахматам;
https://play.chessking.com/ - шахматная платформа для игр.
Художественные фильмы о шахматах
«Бруклинский замок» - это документальный фильм о школе № 318, где более 65 %
учащихся относятся к семьям ниже федеральной черты бедности. Шахматы превратили эту
школу в одну из лучших в Нью-Йорке.
«Веселое сновидение или смех сквозь слезы»: в пионерский лагерь должен приехать
чемпион мира по шахматам. Андрюша Попов мечтает сыграть с ним, но вдруг заболевает и
ночью ему снится необыкновенный сон.
«Шахматист»:
юный шахматный гений Фахим вместе с отцом вынужденно
покидает родной Бангладеш и находит убежище в Париже. Здесь мальчик знакомится с
ворчуном Сильвианом, одним из лучших гроссмейстеров Франции. Неприязнь между ними
перерастет в дружбу, которая подарит им новый смысл жизни и приведет как к досадным
поражениям, так и к головокружительным победам.
15
Приложение № 1
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
Календарный учебный график
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Шахматный старт»
Год обучения: первый
Режим занятий: занятия 2 раза в неделю по 2 академических часа
Место проведения: МБУ ДО «ЦПД», кабинет № 3
Сроки
Форма занятия
Часы
Тема
Форма
проведения
контроля
3 неделя
Вводное занятие
2
Вводное занятие
Анкетирование
сентября
3 неделя
Лекция
2
Первое знакомство с
Беседа
сентября
шахматами, история
шахмат, шахматная
доска
4 неделя
Комбинированное
2
Начальная
Упражнение
сентября
занятие: лекция с
расстановка фигур на
использованием
доске. Фланги и центр,
дидактических игр
цель игры
4 неделя
Лекция
2
Шахматный ход
Упражнение
сентября
1 неделя
Комбинированное
2
Фигуры: король, ладья, Беседа
октября
занятие: лекция с
слон, ферзь их
использованием
месторасположения на
дидактических игр
исходной позиции
1 неделя
Тренинг
2
Фигуры: конь, пешка
Беседа,
октября
их месторасположения упражнение
на исходной позиции
2 неделя
Дидактическая игра 2
Правила хода и взятие
Беседа,
октября
фигур противника
упражнение
2 неделя
Лекция
2
Сравнительная сила
Беседа,
октября
фигур
упражнение
3 неделя
Комбинированное
2
Шах и мат
Беседа,
октября
занятие: лекция с
упражнение
использованием
дидактических игр
3 неделя
Мастер-класс
2
Пат
Беседа,
октября
упражнение
4 неделя
Мастер-класс
2
Разновидности ничьи
Беседа,
октября
упражнение
4 неделя
Тренинг
2
Связка и избавление
Беседа,
октября
от связки
упражнение
5 неделя
Дидактическая игра 2
Вилка и избавление от Беседа,
октября
вилки
упражнение
5 неделя
Дидактическая игра 2
Превращение пешки
Беседа,
октября
упражнение
1 неделя
Тренинг
2
Взятие на проходе
Беседа,
ноября
упражнение
1 неделя
Тренинг
2
Шахматная нотация
Беседа,
ноября
упражнение
2 неделя
Комбинированное
2
Три стадии шахматной Защита
ноября
занятие: лекция с
партии
рефератов
16
18.
2 неделя
ноября
19.
3 неделя
ноября
20.
3 неделя
ноября
21.
4 неделя
ноября
22.
4 неделя
ноября
23.
1 неделя
декабря
24.
использованием
дидактических игр
Комбинированное
занятие: лекция с
использованием
дидактических игр
Комбинированное
занятие: лекция с
использованием
дидактических игр
Комбинированное
занятие: лекция с
использованием
дидактических игр
Комбинированное
занятие: лекция с
использованием
дидактических игр
Три стадии шахматной
партии дебют,
миттельшпиль,
эндшпиль
Открытое нападение
Беседа,
упражнение
2
«Детский мат» и мат в
два хода
Беседа,
упражнение
2
Способы матования
одинокого короля
тяжелыми фигурами:
линейный мат, мат
ферзем
Способы матования
одинокого короля
тяжелыми фигурами:
мат ладьей
Матование одинокого
короля легкими
фигурами: мат двумя
слонами
Матование одинокого
короля легкими
фигурами: мат слоном
Матование одинокого
короля легкими
фигурами: конем
Матование в один ход
ферзем
Беседа,
упражнение
Матование в один ход
ферзем
Матование в один ход
ферзем
Матование в один ход
ладьёй
Беседа,
упражнение
Беседа,
упражнение
Беседа,
упражнение
Матование в один ход
ладьёй
Матование в один ход
ладьёй
Матование в один ход
слоном
Беседа,
упражнение
Беседа,
упражнение
Беседа,
упражнение
2
2
Комбинированное
занятие: лекция с
использованием
дидактических игр
Тренинг
2
1 неделя
декабря
Тренинг
2
25.
2 неделя
декабря
Тренинг
2
26.
2 неделя
декабря
2
27.
3 неделя
декабря
3 неделя
декабря
4 неделя
декабря
Комбинированное
занятие: лекция с
использованием
дидактических игр
Тренинг
Тренинг
2
Комбинированное
занятие: лекция с
использованием
дидактических игр
Тренинг
2
Тренинг
2
Комбинированное
занятие: лекция с
2
28.
29.
30.
31.
32.
4 неделя
декабря
2 неделя
января
2 неделя
января
2
2
2
Беседа,
упражнение
Беседа,
упражнение
Беседа,
упражнение
Беседа,
упражнение
Беседа,
упражнение
Беседа,
упражнение
17
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
3 неделя
января
3 неделя
января
4 неделя
января
4 неделя
января
5 неделя
января
5 неделя
января
1 неделя
февраля
1 неделя
февраля
2 неделя
февраля
2 неделя
февраля
3 неделя
февраля
3 неделя
февраля
4 неделя
февраля
4 неделя
февраля
1 неделя
марта
1 неделя
марта
2 неделя
марта
2 неделя
марта
3 неделя
марта
использованием
дидактических игр
Тренинг
2
Матование в один ход
слоном
Матование в один ход
конем
Беседа,
упражнение
Беседа,
упражнение
Матование в один ход
конём
Матование в один ход
пешкой
Беседа,
упражнение
Беседа,
упражнение
Беседа,
упражнение
Беседа,
упражнение
Беседа,
упражнение
Беседа,
упражнение
Беседа,
упражнение
Беседа,
упражнение
Комбинированное
занятие: лекция с
использованием
дидактических игр
Тренинг
2
Комбинированное
занятие: лекция с
использованием
дидактических игр
Тренинг
2
Тренинг
2
Комбинированное
занятие: лекция с
использованием
дидактических игр
Тренинг
2
Матование в один ход
пешкой
Матование в один ход
пешкой.
Уйти от шаха
2
Спастись от мата
Мастер-класс
2
Подстроить вилку
Комбинированное
занятие: лекция с
использованием
дидактических игр
Тренинг
2
Найти вилку конём
2
Найти вилку ладьёй
Тренинг
2
Как выиграть фигуру
Тренинг
2
Найти вилку пешкой
Комбинированное
занятие: лекция с
использованием
дидактических игр
Тренинг
2
Найти связку слоном
2
Найти связку слоном
Тренинг
2
Сделать связку ладьёй
Тренинг
2
Комбинированное
занятие: лекция с
использованием
дидактических игр
Комбинированное
занятие: лекция с
2
Как избавиться от
связки
Как спастись от шаха
2
2
2
Беседа,
упражнение
Беседа,
упражнение
Беседа,
упражнение
Беседа,
упражнение
Беседа,
упражнение
Беседа,
упражнение
Беседа,
упражнение
Беседа,
упражнение
Поставить двойной шах Беседа,
и мат
упражнение
18
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
3 неделя
марта
4 неделя
марта
4 неделя
марта
1 неделя
апреля
1 неделя
апреля
2 неделя
апреля
2 неделя
апреля
3 неделя
апреля
3 неделя
апреля
использованием
дидактических игр
Тренинг
2
Тренинг
2
Комбинированное
занятие: лекция с
использованием
дидактических игр
Тренинг
2
Поставить двойной шах
и мат
Поставить двойной шах
и мат
Поставить мат
Беседа,
упражнение
Беседа,
упражнение
Беседа,
упражнение
2
Поставить мат
Тренинг
2
Поставить мат
Комбинированное
занятие: лекция с
использованием
дидактических игр
Тренинг
2
Сделать ничью
Беседа,
упражнение
Беседа,
упражнение
Беседа,
упражнение
2
Сделать ничью
Тренинг
2
Сделать ничью
Комбинированное
занятие: лекция с
использованием
дидактических игр
Комбинированное
занятие: лекция с
использованием
дидактических игр
2
Знакомство с
некоторыми партиями
мастеров
2
Беседа,
упражнение
Беседа,
упражнение
61.
4 неделя
апреля
62.
4 неделя
апреля
Комбинированное
занятие: лекция с
использованием
дидактических игр
2
63.
5 неделя
апреля
Комбинированное
занятие: лекция с
использованием
дидактических игр
2
64.
1 неделя мая
2
65.
2 неделя мая
Комбинированное
занятие: лекция с
использованием
дидактических игр
Комбинированное
занятие: лекция с
использованием
дидактических игр
Тренировка в чтении и
записывании
шахматных партий на
примере: ЖуравлёвТайлиев и МацукевичКузнецов
Тренировка в чтении и
записывании
шахматных партий на
примере: ЧерниковЧигаев и СоколовВешненков
Тренировка в чтении и
записывании
шахматных партий на
примере: ЛевенфишМоноезов
Игры в парах
2
Короткие партии
Беседа,
упражнение
Беседа,
упражнение
Беседа,
упражнение
Беседа,
упражнение
Беседа,
упражнение
Беседа,
упражнение
19
66.
2 неделя мая
2
Мат в один ход
Беседа,
упражнение
2
Мат в два хода
Беседа,
упражнение
3 неделя мая
Комбинированное
занятие: лекция с
использованием
дидактических игр
Комбинированное
занятие: лекция с
использованием
дидактических игр
Мастер-класс
67.
3 неделя мая
68.
2
Беседа,
упражнение
69
4 неделя мая
Мастер-класс
2
70.
71.
4 неделя мая
5 неделя мая
Турнир
Турнир
2
2
72.
5 неделя мая
Викторина
2
Навыки физических
упражнений
шахматиста
Навыки физических
упражнений
шахматиста
Выпускной турнир
Товарищеские
матчевые встречи
Заключительное
Занятие
Беседа,
упражнение
Турнир
Турнир
Мониторинг
результатов
деятельности за
год
144
20
Приложение № 2
Диагностические материалы для определения результативности освоения
программы «Шахматный старт»
Промежуточная аттестация
Кейс-задания для начинающих обучающихся
Пропиши красиво шахматные буквы
А____________________________________________________
В____________________________________________________
С____________________________________________________
D____________________________________________________
E____________________________________________________
F____________________________________________________
G____________________________________________________
H____________________________________________________
ЗАДАНИЕ НА ЗНАНИЕ ШАХМАТНЫХ ФИГУР.
Обведи указанную фигуру
21
ЗАДАНИЯ НА ШАХ.
На диаграммах 1-4 обведи фигуры, которые напали на короля. Определи, шах на доске
или мат. Ответы запиши.
ЗАДАНИЯ НА ШАХ.
Рассмотри позиции на диаграммах 6, 7. Объяви шах черному королю.
22
ЗАДАНИЕ НА ЗАПИСЬ ПОЗИЦИИ.
Запиши позицию, показанную на диаграмме
ЗАДАНИЕ НА ШАХМАТНЫЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ.
Закончи предложения, являющиеся правилами поведения
во время игры в шахматы.
1. Взялся за фигуру___________________________________
2. Отпустил руку ____________________________________
3. Проиграл ________________________________________
4. Если нужно поправить фигуру на доске,______________
я скажу____________________________________________
ЗАДАНИЕ НА ОЦЕНКУ ХОДА.
В позиции на диаграмме 1 белый ферзь взял ладью на с8. Оцени этот ход (в квадрате
напротив правильного ответа поставь галочку).
1.Ход приводит к выигрышу
2.Ход приводит к неравноценному размену
3.Ход приводит к равноценному размену
4.Выбери фигуру, в которую выгоднее всего превратить
пешку (диаграмма 2). Объясни своё решение.
23
Итоговая аттестация
ЗАДАНИЯ НА РАССЧЕТ ВАРИАТОВ ХОДОВ.
В позициях на диаграммах 3-5 ход белых. Соверши выгодное взятие, посчитав количество
нападений на фигуру и количество защиты этой фигуры фигурами партнёра. Решения
запиши с помощью шахматной нотации.
СЛОЖНЫЕ ЗАДАНИЯ НА МАТ.
На диаграммах 5-10 ход белых. Объяви мат
чёрному королю. Запиши под каждой диаграммой правильный ход.
24
ЗАДАНИЯ НА ОЦЕНКУ ПОЗИЦИИ.
Рассмотри диаграммы 3, 4 и определи, на какую
фигуру напали белые. Найди возможные способы
защиты. Запиши решения.
Шахматный лабиринт
25
Приложение № 3
Таблица итогового мониторинга по программе «Шахматный старт »
Результаты/
параметры
Предметные
результаты
Критерии
Фамилия, имя
обучающегося
Знание шахматных терминов
Знание шахматных фигур
Умение проводить элементарные комбинации
Умение матовать
Знание приемов атаки
Умение применять приемы атаки
Знание приемов игры в дебюте
Умение применять приемы игры в дебюте
Умение применять приемы защиты
Умение применять правила эндшпиля
Умение вести запись партии
Умение вести коллективное обсуждение
шахматной тактики и стратегии
Успешность выступления на турнирах
Средний балл
Метапредметные Умение определять и удерживать целевые
установки учебной деятельности
результаты
Умение вести диалог
Умение использовать выразительные формы
языка
Умение составлять схемы
Наличие мотивации к обучению игре в
шахматы
Средний балл
Наличие установки на здоровый образ жизни
Личностные
результаты
Наличие навыка сотрудничества со
сверстниками в разных социальных ситуациях
Наличие навыка сотрудничества со взрослыми
в разных социальных ситуациях
Наличие уважительного отношения в группе
Навыки самостоятельности
Навыки самодисциплины
Наличие стремления к изучению традиций
советско-российской шахматной школы
Наличие желания участвовать в региональных
шахматных турнирах
Средний балл
Общий балл
Низкий уровень (обучающихся не овладел в достаточной степени знаниями и умениями,
предусмотренных программой);
Средний уровень (обучающийся усвоил знания и умения программы и справляется с
заданием с помощью педагога);
Высокий уровень (обучающийся освоил практически весь объем знаний, предусмотренных
программой за конкретный период и выполняет задания самостоятельно).
26