Художник-иллюстратор, 2 года

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования – детский
оздоровительно-образовательный центр – «Центр поддержки детства»

Программа принята
Методическим советом МБУ ДО «ЦПД»
Протокол от_______________№________

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУ ДО «ЦПД»
________________К.И. Охват
приказ от _________№ _____

Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа

«Художник - иллюстратор»
(развитие детей средствами изобразительного искусства)

Направленность: художественная
Возраст обучающихся: 7-16 лет
Срок реализации: 2 года
Количество часов: 296

Автор-составитель:
Боровских Александра Андреевна,
педагог дополнительного образования, ВКК

Екатеринбург, 2024 г.

I. Пояснительная записка
Дополнительная

общеобразовательная

программа

«Художник-иллюстратор»

относится к программам художественной направленности. Программа способствует
развитию и реализации творческого потенциала обучающихся 7-16 лет в области
изобразительного искусства. Искусство иллюстрации развивает художественный вкус и
творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию, совершенствует
трудовые навыки.
Программа разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:


Российской Федерации».



Концепция развития дополнительного образования до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р.



Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным образовательным программам».


Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 №
09-3242 с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).



Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.04.2017 №
ВК-1232/09 с методическими рекомендациями по организации независимой оценки
качества дополнительного образования детей.



Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития
воспитания в РФ на период до 2025 года.



Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. №
816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную

деятельность,

электронного

обучения,

дистанционных

образовательных технологий при реализации образовательных программ».


СП

2.4.3648-20

«Санитарно-эпидемиологические

требования

к

организациям

воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».


СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».



Положение о промежуточной и итоговой аттестации обучающихся МБУ ДО «ЦПД».



Устав МБУ ДО «ЦПД».
2

Актуальность и новизна программы. Быть иллюстратором — значит получить
входной билет практически в любую сферу деятельности, где нужно не вербально доносить
смыслы до аудитории. Можно создавать упаковки, логотипы, персонажей для рекламы,
комиксы, стикеры для соцсетей, дизайн упаковки, иллюстрации к книгам и многое другое.
Иллюстратор не просто создаёт красивые картинки. Он выражает мысли с помощью
графического языка. При этом концепция «я художник, я так вижу» здесь не работает.
Иллюстратор руководствуется не только собственным видением, но и должен удерживать
задачу, которая перед ним стоит: уметь вкладывать необходимые смыслы в рисунок.
Реализация программы «Художник-иллюстратор» создает условия для гармоничного
развития и творческой самореализации обучающихся. Открытие в себе неповторимой
индивидуальности поможет обучающимся реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с
другими.
Новизна программы заключается в том, что иллюстрация совмещает в себе
несколько

видов

искусств:

рисование,

лепка,

компьютерная

графика,

литературно-художественное сопровождение, историю, фольклор, позволяющие развивать
художественные навыки.
Педагогическая целесообразность. Программа ориентирована на формирование
профильной активности обучающихся, на развитие интеллектуальных, коммуникативных,
эстетических, исследовательских сфер деятельности; направлена на помощь ребятам в
индивидуальном развитии, на развитие мотивации к познанию и творчеству, стимулирование
творческой активности, развитие способностей к самообразованию. Практические знания
способствуют реализации творческих способностей обучающихся, умению воплощать
творческие замыслы и фантазии, умению выражать свои мысли.
Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности,
на приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество
и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления ребят о
видах,

жанрах

изобразительного

искусства,

стилях;

знакомит

с

различными

художественными техниками и оформительской деятельностью, рисунком, живописью,
графическим дизайном; формирует чувство гармонии и эстетического вкуса.
Цель программы: развитие творческой личности обучающихся, способной к
самоопределению и самореализации через эстетическую, нравственную и духовную силу
изобразительного искусства посредством художественной деятельности.

3

Задачи в реализации программы:
Образовательные:
 Сформировать основы художественных знаний.
 Обучить основам рисования с натуры, по памяти и по воображению.
 Способствовать формированию специальных умений и навыков для создания
иллюстрации с закреплением их в художественной деятельности.


Научить

использовать

различные

художественные

материалы

для

создания

иллюстрации.
Развивающие:


Развивать умение слушать собеседника и вести диалог.



Развивать

коммуникативные

способности

продуктивного

взаимодействия

с

участниками учебной группы.


Способствовать развитию навыков целеполагания и планирования.



Развивать художественно-эстетический вкус и культуру ручного труда.
Воспитательные:



Воспитывать нравственные, эстетические и личностные качества обучающихся:
доброжелательность,

трудолюбие,

честность,

порядочность,

ответственность,

аккуратность, терпение, чувство долга.


Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.



Воспитывать общественно-активную личность с гражданской позицией.
Адресат программы: обучающиеся 7-16 лет, получающие образование в учреждениях

разного типа и статуса. Набор детей в группы проводится без предварительного отбора.
Программа построена с учётом возрастных и психофизических особенностей.
Обучающиеся младшего возраста (7-9 лет) характеризуются, прежде всего,
готовностью

к

учебной

деятельности

(уровнем

физиологического,

психического,

интеллектуального развития, который определяет способность учиться).
В соответствии с возрастной периодизацией Д.Б. Эльконина для ребенка 7-9 лет
характерно:


социальная ситуация: уход от общей со взрослымы активности к самостоятельной;



ведущий тип деятельности: сюжетно-ролевая игра;



формирование особенностей внутренних переживаний у ребенка и их влияние на
поведенческую сферу, что может проявляться в угрызениях совести;
4



установление полноценных отношений ребенка с социумом, выполнение полезной,
одобряемой обществом деятельности как психологическое новообразование.
Младший школьный возраст характеризуется развитием образного мышления. Дети

способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования
объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие.
Это становится основанием для формирования основ целеполагания и
планирования в этом возрасте.
В соответствии с возрастной периодизацией Д.Б. Эльконина для обучающихся 10-11
лет характерно:


социальная ситуация: взаимодействие со значимыми взрослыми извне;



ведущий тип деятельности: интеллектуальная и непосредственно учебная активность;



возникновение чувства взрослости;



возникновение представлений относительно самого себя, как полностью взрослого
человека, непреодолимая нужда в признании социума, стремление добиться этого как
психологическое новообразование.
Для обучающихся 12 – 16 лет:



социальная ситуация: общение с ровесниками, отказ от взаимодействия со взрослыми;



ведущая деятельность: глубокое, личное взаимодействие и общение с людьми такого
же возраста, освоение различных норм и правил социального поведения и
взаимодействия в обществе;



формирование и проявление самосознания, эго-идентичности;



способность к рефлексии и к осознанию собственной индивидуальности..
Все

указанные

особенности

учтены

при

составлении

программы

«Художник-иллюстратор».
Важнейшим условием эффективности обучения является удовлетворение потребности
обучающихся в эмпатии, доверии и искренности.
Программа относится к разноуровневым программам и представлена двумя
уровнями, совпадающими с годами обучения. Условия реализации разноуровневой
программы: доброжелательность, взаимопомощь, право на своё мнение, право на ошибку.
Каждый уровень предусматривает постепенное расширение, углубление и усложнение
обучения, что подчёркивается их названиями:


Ознакомительный уровень (1 год обучения).



Базовый уровень (2 год обучения).
5

Ознакомительный уровень: предполагает знакомство с основными понятиями
изобразительной деятельности в области создания иллюстрации.
Базовый уровень обеспечивает освоение обучающимися специальных знаний,
умений, навыков и создает общую картину изучаемого содержания программы; предполагает
повторение и закрепление полученных ранее знаний, введение элементов самостоятельной
творческой деятельности. Программа обеспечивает участие обучающихся в конкурсах
разного уровня.
Определение уровня программы, который будет осваивать обучающийся, происходит
в первый учебный месяц посредством стартовой диагностики, беседы с обучающимся и его
родителями, самостоятельного выполнения творческих заданий.
Допускается включение обучающихся в программу базового уровня, ранее не
посещавших занятия по программе ознакомительного уровня, но имеющих достаточные
знания, умения и навыки, чтобы освоить эту программу в ускоренном темпе (через
индивидуальные занятия с педагогом и самоподготовку, а также выполнение необходимого
объёма творческих заданий). После собеседования с таким обучающимся согласовывается
индивидуальный

план

рекомендованной

для

прохождения

ключевых

самостоятельного

тем

изучения

программы,
литературы.

дается

список

Индивидуальный

образовательный маршрут включает в себя план, который составляется совместно с
обучающимся на основе его целей и предпочтений и предполагает определенные результаты
в виде промежуточных проектов, самостоятельных творческих работ, которые фиксируются
в портфолио достижений обучающегося.
Распределение количества часов: первый год – 144 часа: 4 ч. х 36 недель; второй–
152 часа: 4 ч. х 38 недель. Всего – 296 часов.
Форма, вид и режим занятий.
Форма организации обучения – очная: групповая, парная со сменным составом,
индивидуальная, индивидуально-групповая.
В условиях сложной эпидемиологической ситуации, а также по запросу обучающихся,
родителей (законных представителей) или в целях интенсификации процесса обучения
предполагается форма обучения с применением дистанционных технологий.
Виды занятий: беседа, дидактическая игра, практикум, мастер-класс, игровой
тренинг, дискуссия, самостоятельная работа. Виды занятий направлены на создание условий
для интеллектуального и эстетического развития обучающихся в процессе овладения
техникой ИЗО.
6

Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа (по 40 минут) с перерывом на 10 мин.
Наполняемость учебной группы от 12 до 15 человек.
Структура занятия.
1. Организация начала занятия включает:


Обеспечение наличия всех необходимых для работы материалов; проведение
инструктажей.



Актуализацию знаний.

2. Постановка целей и задач занятия.
3. Теоретическая часть:


Ознакомление с новым материалом.

4. Практическая часть:


Первичное закрепление навыков.

5. Проверка первичного усвоения знаний.
6. Организация рефлексивного обсуждения.
7. Рекомендации для самостоятельной работы.
Организационная часть занятий обеспечивает: наличие всех необходимых для работы
материалов, пособий и иллюстраций; проведение бесед и инструктажей по технике
безопасности, по соблюдению правил дорожного движения, проведение инструктажей по
особенностям поведения в условиях террористической угрозы.
Теоретическая работа с детьми проводится в форме бесед, диспутов, анализе техник и
приемов изобразительного искусства, разборе различных ситуаций при работе с различными
материалами.
Практическая часть включает в себя навыки изготовления художественных работ. В
процессе

реализации

программы

объяснительно-иллюстративный,

используются

рассказ,

беседа,

разнообразные
работа

с

методы

книгой,

обучения:

демонстрация,

упражнение, практический.
Практические занятия включают: игровые занятия, инсценировки по темам, дискуссии,
мастер-классы, выполнение упражнений на закрепление пройденного материала, выполнение
упражнений творческого характера, представление результатов работы.
Связь между учебно-тематическими и практическими вопросами прослеживается
через выполнение обучающимися заданий творческого характера. Основные дидактические
принципы организаций занятий: доступность и наглядность, последовательность и

7

системность обучения-воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
На занятиях созданы условия для творческого развития обучающихся.
Изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением окружающей
действительности, на занятиях изучается обще-эстетический контекст, усвоение его широких понятий.
Формы подведения итогов реализации программы


Конкурсы разного уровня.



Проекты.



Творческие работы.



Фотоотчеты с занятий.



Составление альбома лучших работ.
Планируемые результаты

Предметные результаты:


Освоены основные понятия и закономерности изобразительного искусства.



Обучающиеся овладели приемами работы рисования с натуры, по памяти, по
воображению.

 Освоены специальные умения и навыки создания иллюстрации с закреплением их в
художественной деятельности.
 Обучающиеся научились использовать различные художественные материалы для
создания иллюстрации.
Метапредметные результаты:


Обучающиеся овладели навыком слушать собеседника, вести диалог.



Обучающиеся

показывают

коммуникативные

способности

продуктивного

взаимодействия с участниками учебной группы.


Обучающиеся демонстрируют умение представлять свои работы.



Освоены навыки целеполагания и планирования учебных действий для достижения
результата.



Обучающиеся демонстрируют в работах художественный вкус.

Личностные результаты:


Сформированы навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.



Усвоены правила уважительных и доброжелательных отношений в группе.



Сформированы навыки самодисциплины, самостоятельности, ответственности.

8

Планируемые результаты, ЗУН
Знать (теория)













Историю иллюстрации.
Приемы работы с различными
художественными материалами.
Способы создания иллюстрации.
Способы
создания
персонажа,
движения, характера.
Технику смешения цветов.
Техники создания иллюстраций.
Техники изображения текстов.
Правила развития внимания, памяти,
пространственного воображения.
Правила развития мелкой моторики
рук и глазомера.
Навыки культуры труда.
Свои коммуникативные способности.
Правила работы в коллективе.

Уметь (практика)















Грамотно и аккуратно применять различные приёмы
и техники для создания иллюстраций.
Правильно подбирать цветовую гамму для
гармоничного сочетания цветов.
Использовать средства художественной
изобразительности: формат, свет, тень, обьем,
пропорции, цвет, колорит, тон, силуэт, контур,
пятно, линия, штрих, фактура, ритм, симметрия,
ассиметрия, контраст, нюанс, движение, равновесие,
гармония, композиция.
Передавать тоном и цветом объем и пространство в
создаваемой работе.
Выполнять наброски, эскизы, длительные учебные
работы, творческие работы с натуры, по памяти и
воображению.
Составлять сценарий и раскадровку к книге.
Проговаривать последовательность действий на
занятии при выполнении творческих работ.
Работать по предложенному педагогом плану.
Совместно с наставником и другими обучающимися
давать эмоциональную оценку деятельности
товарищей.
Ориентироваться в своей системе знаний, отличать
новое от уже известного с помощью наставника.
Добывать новые знания, находить ответы на
вопросы, используя ИКТ, свой жизненный опыт и
информацию, полученную на занятиях.
Оформлять свою мысль в устной форме.
Слушать и понимать высказывания собеседников.

Воспитательная деятельность по реализации программы
Воспитательная работа строится на основе системы воспитания МБУ ДО «ЦПД»,
которая представлена в воспитательной программе «Центра поддержки детства».
Цель воспитательной работы: формирование уважительного отношения к старшим,
людям труда, педагогам, сверстникам; формирование умения работать в команде;
формирование способности к анализу и представлению своей нравственной позиции; воли,
настойчивости, ответственности и самостоятельности.
Целевые установки воспитательной работы реализуются через выполнение
воспитательных и развивающих задач программы, которые выражаются в личностных и
метапредметных результатах.
9

Основной формой воспитания и обучения обучающихся является учебное занятие. В
ходе учебных занятий в соответствии с предметным и метапредметным содержанием
программы обучающиеся усваивают информацию, имеющую воспитательное значение;
получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и утверждаются
ценностные, нравственные ориентации; осознают себя способными к нравственному выбору.
Продуктивное участие в занятиях, в дискуссиях, в выполнении творческих задач
способствуют усвоению и применению правил поведения и коммуникации, формированию
позитивного и конструктивного отношения к событиям, в которых участвуют обучающиеся
объединения «Художник-иллюстратор». В игровых занятиях проявляются и развиваются
личностные качества обучающихся: эмоциональность, активность, нацеленность на успех,
готовность

к

командной

деятельности

и

взаимопомощи.

Итоговые

мероприятия

способствуют закреплению ситуации успеха, развивают рефлексивные и коммуникативные
умения,

ответственность,

благоприятно

воздействуют

на

эмоциональную

сферу

обучающихся.
Методы воспитательной работы


Убеждение.



Проблемное задание.



Рефлексия.



Упражнение.



Пример.



Опора на нравственные идеалы.



Поощрение.
Метод убеждения в дополнительном образовании вполне естественен, так как

посещение учреждений дополнительного образования не носит обязательного характера, и
применение жестких методов приведет к потере обучающегося. Особое место занимают
краткие, яркие и занимательные беседы, объяснения, рассказы о нравственном поведении.
Наибольший эффект дают индивидуальные беседы авторитетных и близких к обучающемуся
людей, убеждение на собственном опыте, использование литературных произведений, притч,
сказок, увлечение творческим поиском и добрым делом.
Через метод упражнений происходит формирование опыта поведения.
Пример, как метод педагогического воздействия основывается на стремлении обучающегося
подражать человеку-педагогу, которого с ним связывает интересное дело, который является
для него авторитетным помощником. Общаясь с людьми, наблюдая и анализируя живые
10

образцы высокой нравственности, патриотизма, трудолюбия, мастерства, верности долгу и т.
д.,

воспитанник

глубже

и

нагляднее

осмысливает

сущность

и

содержание

социально-нравственных отношений.
Метод

поощрения —

это

стимул

самоутверждения,

осознание,

фиксация

собственного успеха. В дополнительном образовании каждый ребенок может быть более
успешен, чем в основном образовании.
Календарный план воспитательной работы в рамках реализации программы
Занятия проводит – ПДО объединения «Художник-иллюстратор»
№
1.
2.

3.

4.
5.

6.

7.

8.

9.

Название
мероприятия
День знаний
«Безопасная
дорога от дома
до «ЦПД»
«День
пожилого
человека»,
совместно с
родителями
Осенний
калейдоскоп
«День друга»
(домашние
питомцы)
Новогодние
праздники
совместно с
родителями
«День
защитника
Отечества»
совместно с
родителями
Конкурс чтецов
ко дню Победы
совместно с
родителями
Выпускные
вечера и
награждения
детей по
итогам

Сроки
сентябрь

Форма проведения

Практический результат

Квест-игра на
площадке «ЦПД»
Мастер-класс на
площадке «ЦПД»

Фото- и видеоматериалы

октябрь

Поэтический вечер на
площадке «ЦПД»

Фото- и видеоматериалы с
выступлением детей

октябрь

Квест-игра на
площадке «ЦПД»
Поэтический вечер на
площадке «ЦПД»

Фото- и видеоматериалы с
выступлением детей
Фото- и видеоматериалы с
выступлением детей

декабрь

Поэтический вечер на
площадке «ЦПД»

Фото- и видеоматериалы с
выступлением детей

февраль

Поэтический вечер на
площадке «ЦПД»

Фото- и видеоматериалы с
выступлением детей

апрель

Поэтический вечер на
площадке «ЦПД»

Фото- и видеоматериалы с
выступлением детей

май

Круглый стол на
площадке «ЦПД»

Презентации

сентябрь

декабрь

Фото- и видеоматериалы

11

учебного года
Учебный план. Первый год обучения
Цель

знакомство

—

с

основными

техниками

и

понятиями

программы

«Художник-иллюстратор».
№
1.

2.

3.

Тема

Кол-во
Часов

Вводное занятие.
Инструктаж по ТБ.
Организация рабочего
места
Виды иллюстрации.
Композиция в
иллюстрации
Рисование скетчей.
Создание персонажа

В том числе
Теория
Практика

Беседа,
анкетирование
2

2

-

14

4

10

12

4

8

4.

Основы рисунка.
Рисование скетчей

12

4

8

5.

Цветоведение

12

4

8

6.

Декоративная композиция

14

4

10

7.

Живопись

14

4

10

8.

Графика

14

4

10

9.

Леттеринг

14

4

10

10.

Комиксы

14

4

10

11.

Создание иллюстраций к
собственной книге или по
выбранному произведению.
Макет книги
Заключительное занятие

20

4

16

2

-

2

144

42

102

12.

Итого:

Формы контроля

Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Итоговый просмотр
работ, обсуждение
Мониторинг
результатов
деятельности за год

12

Содержание учебного плана первого года обучения
Тема 1. Вводное занятие.
Теория. Инструктаж по ТБ. Организация рабочего места.
Тема 2. Виды иллюстрации. Композиция в иллюстрации.
Теория. Что такое иллюстрация. Виды иллюстрации. Стили и жанры в иллюстрации.
Композиционные схемы в иллюстрации. Особенности композиционных схем. Различные
форматы визуальных решений. Современные технологии для создания иллюстраций.
Понятие стилизация.
Практика. Создание иллюстраций с помощью выбранной композиционной схемы.
Тема 3. Создание персонажа.
Теория. Способы изображения характера, эмоций, движений персонажа. Основные правила
изображения людей, животных.
Практика. Рисование скетчей с натуры. Создание своего персонажа.
Тема 4. Основы рисунка. Рисование скетчей.
Теория. Приемы работы карандашом, постановка руки. Использование карандаша, как
измерительного инструмента.
Практика. Рисование скетчей, набросков с натуры и по воображению. Создание
художественного образа графическими средствами.
Тема 5. Цветоведение.
Теория. Способы смешения цветов.

Способы использования цветового круга. Ахроматические

цвета. Смешение белого и черного, получение промежуточных тонов серого. Изучение понятий:
«хроматические цвета», «теплые и холодные цвета», «дополнительные цвета», «эмоциональное
влияние цвета», «насыщенность цвета», «цветовая растяжка».
Практика. Выполнение задания по смешению цветов, цветовым растяжкам. Нарисовать свой
цветовой круг.
Тема 6. Декоративная композиция.
Теория. Понятие «Декоративная композиция». Просмотр иллюстраций и примеров работ. Отличие
декоративной композиции от других видов изобразительного искусства.
Практика. Создание композиции в различных техниках.
Тема 7. Живопись.
Теория. Особенности живописи как вида изобразительного искусства, отличие её от других видов,
Знакомство с живописными техниками. Цветовое единство живописного пространства, рефлексы.
Начальные сведения о тоне и о тональных соотношениях, как способе передачи формы и пространства
13

в живописи. Светотень, тональные соотношения, тональная живопись “гризайль”.
Практика. Рисование коротких этюдов с натуры, рисование на заданную тему по воображению,
создание длительных работ с натуры и по воображению.
Тема 8. Графика.
Теория. Графика как вид изобразительного искусства. Разные виды графики (книжная, прикладная),
их различия. Назначение графики (на ознакомительном уровне). Особенности книжной графики:
выразительность линий, штрихов, пятен, передающих особенности формы, движения, жестов, поз,
мимики персонажей; цвет как способ передачи настроения героев и отношения к ним автора;
композиция листа, макета книги. Технологии (способы) создания иллюстрации (на ознакомительном
уровне). Художники-анималисты, иллюстраторы-сказочники.
Практика. Создание иллюстрации с помощью выбранной техники.
Тема 9. Леттеринг.
Теория. Понятие «Леттеринг». «Леттеринг» как вид искусства. Леттеринг, каллиграфия, наборный
шрифт: сходства и различия. Базовые штрихи и элементы букв. Основные материалы для создания
леттеринга. Основные стили и типы леттеринга. Остроконечное перо, ширококонечное перо,
современная каллиграфия, леттеринг кистью, маркером.
Практика. Сравнение стилей леттеринга путем их зарисовывания. Рисование эскизов на основе
представленных шаблонов. Сравнение разных видов и способов составления буквенных композиций.
Разработка шрифтовой композиции.
Тема 10. Комиксы.
Теория. Знакомство с технологиями создания коммиксов, раскадровка.
Практика. Написать сценарий, сделать раскадровку, создать свой коммикс по выбранному
произведению или сочинить свою историю.
Тема 11. Создание иллюстраций к собственной книге или по выбранному произведению.
Макет книги.
Теория. Виды книжной иллюстрации, расположение иллюстраций в тексте, раскадровка книги,
подготовка иллюстрации к печати.
Практика. Создание иллюстраций к собственной книге или по выбранному произведению. Макет
книги.
Тема 12. Заключительное занятие.
Практика. Подведение итогов деятельности за год. Вручение поощрений. Актуализация
знаний по ТБ, ПДД, ППБ в период летних каникул.

14

Учебный план. Второй год обучения
Цель — повторение и закрепление полученных ранее знаний, включение новых знаний
и умений, введение элементов самостоятельной творческой деятельности.
№

Тема

1.

Вводное занятие.
Инструктаж по ТБ.
Организация рабочего места

2.

Кол-во
Часов

Виды композиции в
иллюстрации

2

В том числе
Теория Практика

Беседа, анкетирование
2
-

16

4

10

16

6

8

4.

Рисование скетчей. Создание
персонажей и их
взаимодействие
Рисунок. Рисование скетчей

12

4

8

5.

Цветоведение

16

6

8

6.

Декоративная композиция

12

4

10

7.

Живопись

14

6

10

8.

Графика

14

4

10

9.

Леттеринг

12

4

10

10.

Комиксы

16

4

10

11.

Создание иллюстраций к
собственной книге или по
выбранному произведению.
Макет книги
Заключительное занятие

20

6

16

2

-

2

152

50

102

3.

12.

Итого:

Формы контроля

Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Итоговый просмотр
работ, обсуждение
Мониторинг
результатов
деятельности за год

15

Содержание учебного плана второго года обучения
Тема 1. Вводное занятие.
Теория. Инструктаж по ТБ. Организация рабочего места.
Тема 2. Виды композиция в иллюстрации.
Теория. Виды иллюстрации. Стили и жанры в иллюстрации. Композиционные схемы в
иллюстрации. Особенности композиционных схем. Различные форматы визуальных
решений. Современные технологии для создания иллюстраций. Понятие стилизация.
Практика. Создание иллюстраций с помощью выбранной композиционной схемы.
Тема 3. Рисование скетчей. Создание персонажей и их взаимодействие.
Теория. Способы изображения характера, эмоций, движений персонажа. Основные правила
изображения

людей,

животных.

Способы

передачи

взаимодействия

персонажей

в

иллюстрации.
Практика. Рисование скетчей с натуры. Создание своих персонажей.
Тема 4. Рисунок. Рисование скетчей.
Теория. Приемы работы карандашом, постановка руки. Использование карандаша, как
измерительного инструмента.
Практика. Рисование скетчей, набросков с натуры и по воображению. Создание
художественного образа графическими средствами.
Тема 5. Цветоведение.
Теория. Способы смешения цветов. Способы использования цветового круга. Ахроматические цвета.
Смешение белого и черного, получение промежуточных тонов серого. Изучение понятий:
«хроматические цвета», «теплые и холодные цвета», «дополнительные цвета», «эмоциональное
влияние цвета», «насыщенность цвета», «цветовая растяжка».
Практика. Выполнение задания по смешению цветов, цветовым растяжкам. Нарисовать свой
цветовой квадрат.
Тема 6. Декоративная композиция.
Теория. Понятие «Декоративная композиция». Просмотр иллюстраций и примеров работ. Отличие
декоративной композиции от других видов изобразительного искусства.
Практика. Создание сложных композиции в различных техниках.
Тема 7. Живопись.
Теория. Особенности живописи как вида изобразительного искусства, отличие её от других видов,
Приёмы с живописных техник. Цветовое единство живописного пространства, рефлексы. Начальные
сведения о тоне и о тональных соотношениях, как способе передачи формы и пространства в
16

живописи. Светотень, тональные соотношения, тональная живопись “гризайль”.
Практика. Рисование коротких этюдов с натуры, рисование на заданную тему по воображению,
создание длительных работ с натуры и по воображению.
Тема 8. Графика.
Теория. Графика как вид изобразительного искусства. Разные виды графики (книжная, прикладная),
их различия. Особенности книжной графики: выразительность линий, штрихов, пятен, передающих
особенности формы, движения, жестов, поз, мимики персонажей; цвет как способ передачи
настроения героев и отношения к ним автора; композиция листа, макета книги. Технологии (способы)
создания

иллюстрации

(на

ознакомительном

уровне).

Художники-анималисты,

иллюстраторы-сказочники.
Практика. Создание иллюстрации с помощью выбранной техники.
Тема 9. Леттеринг.
Теория. Понятие «Леттеринг». «Леттеринг» как вид искусства. Леттеринг, каллиграфия, наборный
шрифт: сходства и различия. Базовые штрихи и элементы букв. Основные материалы для создания
леттеринга. Основные стили и типы леттеринга. Остроконечное перо, ширококонечное перо,
современная каллиграфия, леттеринг кистью, маркером.
Практика. Рисование эскизов на основе представленных шаблонов. Сравнение разных видов и
способов составления буквенных композиций. Разработка шрифтовой композиции.
Тема 10. Комиксы.
Теория. Знакомство с технологиями создания коммиксов, раскадровка.
Практика. Написать сценарий, сделать раскадровку, создать свой коммикс по выбранному
произведению или сочинить свою историю.
Тема 11.

Создание иллюстраций к собственной книге или

по выбранному произведению.

Макет книги.
Теория. Виды книжной иллюстрации, расположение иллюстраций в тексте, раскадровка книги,
подготовка иллюстрации к печати.
Практика. Создание иллюстраций к собственной книге или по выбранному произведению. Макет
книги.
Тема 12. Заключительное занятие.
Практика. Подведение итогов деятельности за год. Вручение поощрений. Актуализация
знаний по ТБ, ПДД, ППБ в период летних каникул.

17

II. Организационно-педагогические условия реализации программы.
Календарный учебный график (Приложение № 1).
Срок
Дата
Зимние
Дата
Кол-во
Кол-во
Кол-во
Режим
обучения начала
каникулы окончания учебных
учебных учебных занятий
обучен
обучения
недель
дней
часов
ия
1 год
15
29.12.24/
31 мая
36
72
144
2 раза в
сентябр 08.01.25
неделю по 2
я
часа
2 год
1
29.12.24/
31 мая
38
76
152
2 раза в
сентябр 08.01.25
неделю по 2
я
часа
Выходные дни: 4 ноября; 23 февраля; 8 марта; 1-3 мая; 9-10 мая, которые выпадают по
расписанию.
Время аттестационных мероприятий: 4 неделя декабря и 3 неделя мая.
Режим организации занятий определяется календарным учебным графиком и
соответствует нормам, утвержденным СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
Оценка и контроль результатов
В

целях

обеспечения

контроля

качества

результатов

освоения

ДООП

«Художник-иллюстратор» и на основании «Положения о промежуточной и итоговой
аттестации обучающихся МБУ ДО «ЦПД» применяются следующие виды контроля:
Текущий контроль. Осуществляется на каждом занятии. Каждый приобретенный
навык, закрепленный через упражнения, служит основой для получения новых знаний и
умений.
Тематический контроль. Проходит по завершению изучения темы. Кроме педагога,
контролером своих знаний и навыков является сам обучающийся. Он может сравнить свои
навыки и умения с навыками и умениями своих товарищей, оценить свой уровень и
стремиться к улучшению своих результатов.
Промежуточная аттестация предусмотрена после завершения изучения тем. Методы:
педагогическое наблюдение и кейс-метод активного ситуационного анализа при решении
конкретных упражнений-ситуаций. Решение специально подобранных упражнений и задач
позволяет определить проблемные зоны обучающихся в изучении тем.
Итоговая аттестация фиксирует уровень сформированности знаний, умений, навыков.
Методы: педагогическое наблюдение и кейс-метод активного ситуационного анализа при
18

решении конкретных упражнений-ситуаций. Результаты диагностики заносятся в карту
мониторинга динамики развития обучающегося. Оценка и анализ результата обучения за
определенное время (учебный год) помогает педагогу выявить положительную или
отрицательную динамику освоения образовательной программы.
Цель диагностических мероприятий – проследить динамику развития и рост
мастерства обучающихся.
Диагностический контроль дает возможность определить уровень мотивации выбора и
устойчивости интереса, воспитанности обучающихся, творческих способностей, отношение к
трудовой деятельности.
Формой итогового контроля является выставка творческих работ.
Выставка проводится с целью определения уровня мастерства, культуры, техники
использования творческих продуктов, а также с целью выявления и развития творческих
способностей обучающихся. По итогам выставки лучшим участникам может выдаваться
творческий приз. Критерием оценки умений считается выполнение индивидуальных
творческих работ, а также участие в конкурсах и выставках разного уровня.
Оценка и анализ результата обучения помогает педагогу выявить положительную или
отрицательную

динамику

освоения

образовательной

программы.

Диагностические

материалы представлены в Приложении № 2. Результаты диагностики и педагогического
наблюдения заносятся в карту мониторинга динамики развития обучающегося в соответствии
с разработанными критериями в рамках компетентностного подхода (Приложение № 3).
Оценочные материалы
№
п/п

Форма
контрольнооценочного
материала

1.

Беседа

2.

Опрос

3.

Упражнение

Краткая характеристика формы

Уровень освоения

Оценочные средства, позволяющие включить
обучающихся в процесс обсуждения вопроса,
проблемы и оценить их умение выражать
свою мысль, умение взаимодействовать в
группе, инициативность.
Вербально-коммуникативная форма
взаимодействия между педагогом и
обучающимся посредством получения от
обучающегося ответов на заранее
сформулированные вопросы.
Планомерно
организованное
повторное
выполнение практического действия с целью

Низкий уровень
(обучающийся не овладел в
достаточной степени
знаниями и умениями,
предусмотренных
программой);
Средний уровень
(обучающийся усвоил
знания и умения программы
и справляется с заданием с
помощью педагога);
19

4.

Творческое
задание

5.

Кейс-метод

усвоения учебного материала. Упражнение
лежит в основе приобретения и закрепления
правил движения. Упражнение является
определяющей формой, в рамках которой
осуществляются все компоненты процесса
учения, уяснение содержания действия, его
закрепление, обобщение и автоматизация.
Частично
регламентированное
задание,
имеющее
нестандартное
решение
и
позволяющее
диагностировать
умения
интегрировать знания различных областей,
творческий подход, умение аргументировать
собственную
точку
зрения,
взаимодействовать в коллективе. Может
выполняться в индивидуальном порядке или
группой обучающихся.
Форма ситуационного контроля, основанного
на анализе при рассмотрении цикла
художественных работ. Это позволяет
определить проблемные зоны обучающихся в
изучении тем, с целью оценки уровня
полученных знаний и применения их на
практике в период, как промежуточной
аттестации, так и итоговой.
Данная форма позволяет обучающемуся
сделать
самооценку
результативности
обучения, оценивать собственные трудности
и определить задачи на будущее

Высокий уровень (ребенок
освоил практически весь
объем знаний,
предусмотренных
программой за конкретный
период и выполняет
задания самостоятельно).

Методическое обеспечение реализации программы «Художник-иллюстратор»
В

основе

программы

–

методы

и

приемы,

способствующие

развитию

художественно-эстетического вкуса обучающихся, навыков межличностного общения,
реализации творческого потенциала.
Поставленные задачи реализуются через творческую деятельность с детьми по
следующим

направлениям:

рисунок,

живопись,

декоративно-прикладное

творчество,

леттеринг, оформительская деятельность, лепка, дизайн.
Реализация направлений работы создает условия для развития у обучающихся
интереса к чтению книг и творческой деятельности, способствует формированию навыков
работы в группе и индивидуально, а так же применять полученные знания и умения на
практике.
Двигаясь от простого к сложному, ребята узнают, как создать статичную или
динамичную композицию, как использовать цвет для передачи настроения или характера
20

героя, как рисовать животных и людей, как украшать свои рисунки узорами и паттернами,
как работать гуашью и масляной пастелью.
На занятиях ребята развивают фантазию и учатся уверенно рисовать «из головы»,
получая не только огромное удовольствие от процесса создания иллюстраций, но и
возможность окунутся в мир детской литературы.
Принципы построения и реализации программы


Принцип культуросообразности: построение и корректировка универсального

эстетического содержания программы с учётом региональных и культурных традиций.


Принцип цикличности: построение и корректировка содержания программы с

постепенным усложнением.


Принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса.



Принцип развивающего характера творческих способностей.



Принцип

природосообразности:

художественно-творческого

развития

детей

постановка
с

учётом

и

корректировка

возрастных

задач

особенностей

и

индивидуальных способностей ребенка.


Принцип интереса: построение и корректировка программы с опорой на интересы

отдельных детей и группы детей в целом.
Методы обучения


репродуктивный (воспроизводящий);



иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);



проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);



эвристический (проблема формируется детьми, ими предлагаются способы ее
решения).
Теоретическая часть дается в форме бесед, дискуссий, мультимедийных занятий,

просмотра иллюстративного материала.
Практическая часть:


Тематическое рисование, рисунок по заданной теме. Ученик выбирает наиболее
выразительные сюжеты тематической композиции, проводит подготовительную
работу: эскизы, наблюдения, наброски и зарисовки, воплощение.



Рисование с натуры. Рисование с натуры воспитывает организованность и внимание;
развивает пространственное мышление и воображение; позволяет глубже понять
конструкцию предмета и закономерности его строения.
21



Графика,

декоративно-прикладное

творчество.

Учащиеся

знакомятся

со

спецификой различных материалов: пластилин, бумага, тушь, пастель и т.д.,
самостоятельно учатся работать с ними.


Иллюстрация для сюжета. Разработка персонажей, раскадровка сюжета, создание
иллюстраций.



Художественное оформление собственной книги (по своему сюжету или сюжету
любого другого автора). Обучающиеся учатся сочинять свои истории, комиксы,
изображать характер героев, передавать настроение, с помощью различных
художественных материалов.
Задания по этим видам занятий тесно связаны и чередуются в логической

последовательности в соответствии с содержанием тем.
В программе используется такая форма работы как «эстетическая игра»,
разработанная педагогом высшей квалификационной категории Сусловой О.А.
Эстетическая игра - это целостное, срежиссированное педагогом действо, имеющее
свою структуру. Эстетическая игра включает в себя: композицию занятия, выбор
персонажей, завязку, развитие, событие, темпоритм, смену настроения и пластики
персонажей, контраст, метафору, сопереживание, импровизации, то есть строится по законам
искусства. Участвуя в такой игре, находясь в ее пространстве, действуя по ее законам,
ребенок осваивает язык и законы искусства.
Обучающийся вместе с педагогом последовательно проходит следующие этапы:


вхождение в ситуацию;



проживание ситуации и постижение ситуации изнутри;



выстраивание своего отношения ко всему происходящему, к данной ситуации,
опираясь на свой эмоционально-чувственный опыт;



анализ ситуации и рефлексия;



рождение художественного образа;



создание своей творческой работы.
Формы эстетической игры:



Игры-путешествия по природным пространствам и стихиям.



Игры-путешествия по фантазийным странам, возникающим на основе ассоциаций с
величиной, материалом, тактильными ощущениями, вкусовыми ощущениями,

22

временными характеристиками, характером движения, эмоциональным настроением и
пр.


Игры в профессии: «мы - конструкторы фантастических средств транспорта», «мы –
архитекторы», «мы – модельеры» и т.д. Конструирование транспорта, зданий, одежды
и пр. на основе самых различных ассоциаций по поводу реального мира и мира
искусства.



Игры с пространством.



Игры-самопроекции.
Фантазия по придумыванию игр для занятий и художественных средств, технологий

для выполнения творческих заданий безгранична. Путешествие вовнутрь пространства
произведения искусства - игра для ребенка одновременно увлекательная и сложная.
Технологией этого путешествия-погружения являются методы театральной педагогики,
а предлагаемыми обстоятельствами становятся эталоны культуры. Педагог вводит
обучающегося в мир, созданный художниками, скульпторами, архитекторами. Соприкасаясь
с этим миром, изучая его изнутри, ученик прикасается к чувствам и мыслям художника,
видит его глазами, слышит его сердцем, вовлекается в мир его ощущений и переживаний,
осмысливает его отношение к миру. Педагог помогает обучающемуся вступить в диалог с
художником, как можно лучше понять то, что он хотел сказать, пропустить понимание этого
через себя, составить по этому поводу свое мнение. Значение такого диалога нельзя
переоценить. Оно обогащает душу растущего человека, знакомит с неисчислимыми мирами,
созданными воображением и силой духа художников.
В разном возрасте, на разных этапах освоения материала, происходит возвращение к
одним и тем же произведениям искусства, но с новым взглядом на них, с более полным их
пониманием.
Так мировой опыт культуры соприкасается с личным опытом обучающегося,
открывается для него, находит отклик в его чувствах, в его душе, становится для него
личностно значимым. В этом залог успешной педагогической деятельности, где главное – это
ребенок, подросток, растущий человек, его счастье и творческая свобода.
Материально-техническое обеспечение
№ п/п
1.
2.

Наименование
Учебный кабинет с рабочими местами для каждого обучающегося
Клеевой термо-пистолет

Кол-во
(шт)
1
1
23

3.
4.
5.
6.

Ножницы
Кисти различных видов и размеров
Карандаши (цветные), набор
Фломастеры, набор

15
15
15
15

7.
8.
9.

Стирательные резинки
Бумага (офисная)
Клей (ПВА, клеящий карандаш)

10
100
15

10.

Палитра пластиковая

15
Кадровое обеспечение

Педагоги со средним профессиональным или высшим образованием, владеющие
знаниями и опытом изобразительного искусства, обладающие знаниями в области педагогики
и психологии.
Литература для педагога
1. Кевин МакКлауд. Выбираем цвет. Арт-Родник, 2008 .
2. Анциферов Л.Г., Анциферова Т.Н., Кисляковская. Рисунок. Примерная программа для
ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. М., 2003 2. Авсиян О.А. Натура и рисование по
представлению. – М., 1985.
3. Барщ А. Наброски и зарисовки. – М., 2019.
4. Бельвиль-Ван Стоун Ф. Скетчи! Издат.: Манн, Иванов и Фербер., 2018.
5. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: рисунок, живопись, композиция. – М.:
Просвещение, 2018.
6. Ланда Р. Скетчбук, который научит вас рисовать. Издат.: Манн, Иванов и Фербер, 2016
7. Роуди М. Визуальные заметки. Иллюстрированное руководство по скетчноутингу. Издат.:
МиФ, 2017.
8. Стэур Р., Коос Е. Скетчинг — техники рисунка для работы дизайнера. Издат.:Манн,
Иванов и Фербер, 2016.
9. Пауэлл У. Ф. Цвет и как его использовать. М.2005.
10. Кузнецова Светлана Алексеевна «Уроки сказок» программа по творческому развитию
детей, изд. Феникс, серия «Здравствуй школа», 2019.
Интернет-ресурсы для обучающихся и родителей
1.Уроки рисования «Всем Арт»
https://www.youtube.com/channel/UCTgRLJHWzxEYqimJpOeTRRw
24

2.Искусство Древней Греции
https://www.youtube.com/watch?v=n49KzHpc8HU&t=1s
https://www.youtube.com/watch?v=9A90vV3_zco

3.Трушникова М. Электронная книга «Удовольствие рисования», интернет ресурс:
http://graphic.org.ru
4.«Разнообразие

искусства:

стили

и

типы

живописи»,

интернет

ресурс:

https://yantar.in.ua/blog/raznoobrazie-iskusstva-stili-i-tipy-zhivopisi.html
5. Проект «Arts and Culture»: https://artsandculture.google.com/

25

Приложение № 1

№

Календарный учебный график
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Художник - иллюстратор»
на 2024/2025 учебный год
Режим занятий: занятия 2 раза в неделю по 2 академических часа
Место проведения: МБУ ДО «ЦПД», кабинет № 18
Сроки
Форма занятия
Часы
Тема
Форма контроля
проведени
я

1.

3 неделя
сентября

Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
иллюстративного
материала
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактической игры
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
иллюстративного
материала.
Дидактическая игра
Мастер-класс

2

Вводное занятие

Беседа,
обсуждение

2.

3 неделя
сентября

2

Виды иллюстрации.
Композиция в
иллюстрации

Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание

3.

4 неделя
сентября

2

Виды иллюстрации.
Композиция в
иллюстрации.

Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание

4.

4 неделя
сентября

2

1 неделя
октября

Игровой тренинг

2

6.

1 неделя
октября

Практикум

2

7.

2 неделя
октября

Практикум

2

8.

2 неделя
октября

Самостоятельная
работа

2

9.

3 неделя
октября

2

Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание

10.

3 неделя

Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
иллюстративного
материала.
Практическое задание
Комбинированное

Виды иллюстрации.
Композиция в
иллюстрации
Виды иллюстрации.
Композиция в
иллюстрации
Виды иллюстрации.
Композиция в
иллюстрации
Виды иллюстрации.
Композиция в
иллюстрации
Виды иллюстрации.
Композиция в
иллюстрации
Рисование скетчей.
Создание персонажа

5.

Рисование скетчей.

Беседа, опрос,

2

26

октября

занятие: беседа с
использованием
иллюстративного
материала.
Практическое задание
Мастер-класс

Создание персонажа

упражнение,
творческое задание

2

Рисование скетчей.
Создание персонажа

Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание

11.

4 неделя
октября

12.

4 неделя
октября

Дидактическая игра

2

Рисование скетчей.
Создание персонажа

13.

5 неделя
октября

Практикум

2

Рисование скетчей.
Создание персонажа

14.

5 неделя
октября

Самостоятельная
работа

2

Рисование скетчей.
Создание персонажа

15.

1 неделя
ноября

2

Основы рисунка.
Рисование скетчей

16.

1 неделя
ноября

2

Основы рисунка.
Рисование скетчей

Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание

17.

2 неделя
ноября

Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
иллюстративного
материала.
Дидактическая игра
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
иллюстративного
материала.
Дидактическая игра
Мастер-класс

2

Основы рисунка.
Рисование скетчей

18.

2 неделя
ноября

Игровой тренинг

2

Основы рисунка.
Рисование скетчей

19.

3 неделя
ноября

Практикум

2

Основы рисунка.
Рисование скетчей

20.

3 неделя
ноября

Практикум

2

Основы рисунка.
Рисование скетчей

21.

4 неделя
ноября

2

Цветоведение

22.

4 неделя
ноября

Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
иллюстративного
материала.
Дидактическая игра
Комбинированное
занятие: беседа с

Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание

2

Цветоведение

Беседа, опрос,
упражнение,
27

использованием
иллюстративного
материала.
Дидактическая игра
Мастер-класс

творческое задание

2

Цветоведение

23.

1 неделя
декабря

24.

1 неделя
декабря

Игровой тренг

2

Цветоведение

25.

2 неделя
декабря

Практикум

2

Цветоведение

26.

2 неделя
декабря

Самостоятельная
работа

2

Цветоведение

27.

3 неделя
декабря

2

Декоративная
композиция

Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание

28.

3 неделя
декабря

2

Декоративная
композиция

Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание

29.

4 неделя
декабря

Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
иллюстративного
материала.
Дидактическая игра
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
иллюстративного
материала.
Дидактическая игра
Мастер-класс

2

Декоративная
композиция

30.

4 неделя
декабря

Игровой тренинг

2

Декоративная
композиция

31.

2 неделя
января

Практикум

2

Декоративная
композиция

32.

2 неделя
января

Практикум

2

Декоративная
композиция

33.

3 неделя
января
3 неделя
января

Дискуссия

2

Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
иллюстративного
материала.
Дидактическая игра

2

Декоративная
композиция
Живопись

Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание

34.

Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание

28

35.

4 неделя
января

Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
иллюстративного
материала.
Дидактическая игра
Мастер-класс

2

Живопись

Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание

36.

4 неделя
января

2

Живопись

5 неделя
января

Игровой тренинг

2

Живопись

38.

5 неделя
января

Практикум

2

Живопись

39.

1 неделя
февраля

Практикум

2

Живопись

40.

1 неделя
февраля

Самостоятельная
работа

2

Живопись

41.

2 неделя
февраля

2

Графика

42.

2 неделя
февраля

2

Графика

Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание

43.

3 неделя
февраля

Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
иллюстративного
материала.
Дидактическая игра
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
иллюстративного
материала.
Практическое задание
Мастер-класс

Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание

37.

2

Графика

44.

3 неделя
февраля

Игровой тренинг

2

Графика

45.

4 неделя
февраля

Практикум

2

Графика

46.

4 неделя
февраля

Практикум

2

Графика

47.

1 неделя
марта

Самостоятельная
работа

2

Графика

48.

1 неделя

Комбинированное

2

Леттеринг

Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
29

марта

занятие: беседа с
использованием
иллюстративного
материала.
Дидактическая игра
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
иллюстративного
материала.
Практическое задание
Дискуссия

упражнение,
творческое задание

2

Леттеринг

Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание

2

Леттеринг

Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание

49.

2 неделя
марта

50.

2 неделя
марта

51.

3 неделя
марта

Мастер-класс

2

Леттеринг

52.

3 неделя
марта

Игровой тренинг

2

Леттеринг

53.

4 неделя
марта

Практикум

2

Леттеринг

54.

4 неделя
марта

Самостоятельная
работа

2

Леттеринг

55.

1 неделя
апреля

2

Комиксы

56.

1 неделя
апреля

2

Комиксы

Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание

57.

2 неделя
апреля

Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
иллюстративного
материала.
Дидактическая игра
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
иллюстративного
материала.
Практическое задание
Мастер-класс

2

Комиксы

58.

2 неделя
апреля

Игровой тренинг

2

Комиксы

59.

3 неделя
апреля

Практикум

2

Комиксы

Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание

30

60.

3 неделя
апреля

Практикум

2

Комиксы

Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание

61.

4 неделя
апреля

Самостоятельная
работа

2

Комиксы

62.

4 неделя
апреля

2

63.

5 неделя
апреля

64.

1 неделя
мая

65.

2 неделя
мая

66.

2 неделя
мая

Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
иллюстративного
материала.
Дидактическая игра
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
иллюстративного
материала.
Дидактическая игра
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
иллюстративного
материала.
Практическое задание
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
иллюстративного
материала.
Дидактическая игра
Практикум

67.

3 неделя
мая

Мастер-класс

2

68.

3 неделя
мая

Практикум

2

Создание
иллюстраций к
собственной книге или
по выбранному
произведению. Макет
книги
Создание
иллюстраций к
собственной книге или
по выбранному
произведению. Макет
книги
Создание
иллюстраций к
собственной книге или
по выбранному
произведению. Макет
книги
Создание
иллюстраций к
собственной книге или
по выбранному
произведению. Макет
книги
Создание
иллюстраций к
собственной книге или
по выбранному
произведению. Макет
книги
Создание
иллюстраций к
собственной книге или
по выбранному
произведению. Макет
книги
Создание
иллюстраций к
собственной книге или
по выбранному
произведению. Макет
книги

Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание

2

2

2

2

Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание

Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание

Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание

Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание

Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание

Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание

31

69.

4 неделя
мая

Практикум

2

70.

4 неделя
мая

Практикум

2

71.

5 неделя
мая

Самостоятельная
работа

2

72.

5 неделя
мая

Беседа, практическое
задание

2

Создание
иллюстраций к
собственной книге или
по выбранному
произведению. Макет
книги
Создание
иллюстраций к
собственной книге или
по выбранному
произведению. Макет
книги
Создание
иллюстраций к
собственной книге или
по выбранному
произведению. Макет
книги
Заключительное
занятие

Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание

Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание

Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание

Итоговый просмотр
работ, обсуждение.
Мониторинг
результатов
деятельности за год

Всего 144

№

1.

2.

3.

4.

5.

Календарный учебный график
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Художник-иллюстратор»
Год обучения: второй
Режим занятий: занятия 2 раза в неделю по 2 академических часа
Место проведения: МБУ ДО «ЦПД», кабинет № 4
Сроки
Форма занятия
Часы
Тема
Форма контроля
проведени
я
1 неделя
Комбинированное
2
Вводное занятие
Анкетирование
сентября
занятие с элементами
игры
1 неделя
Комбинированное
2
Виды композиции в Беседа, опрос,
сентября
занятие: беседа с
иллюстрации
упражнение,
использованием
творческое задание
дидактических игр
2 неделя
Дидактическая игра
2
Виды композиции в Беседа, опрос,
сентября
иллюстрации
упражнение,
творческое задание
2 неделя
Игровой тренинг
2
Виды композиции в Беседа, опрос,
сентября
иллюстрации
упражнение,
творческое задание
3 неделя
Комбинированное
2
Виды композиции в Беседа, опрос,
сентября
занятие: беседа с
иллюстрации
упражнение,
32

6.

3 неделя
сентября

7.

4 неделя
сентября

8.

4 неделя
сентября

9.

1 неделя
октября

10.

1 неделя
октября

11.

использованием
дидактических игр
Самостоятельная
работа

творческое задание
2

Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических игр
Тренинг

2

Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических игр
Мастер-класс

2

2 неделя
октября

Самостоятельная
работа

2

12.

2 неделя
октября

2

13.

3 неделя
октября

Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических игр
Дидактическая игра

14.

3 неделя
октября

Мастер-класс

2

15.

4 неделя
октября

2

16.

4 неделя
октября

Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических игр
Самостоятельная
работа

17.

5 неделя
октября

2

18.

5 неделя

Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических игр
Дидактическая игра

2

2

2

2

2

Виды композиции в Беседа, опрос,
иллюстрации
упражнение,
творческое задание
Виды композиции в Беседа, опрос,
иллюстрации
упражнение,
творческое задание
Виды композиции в Беседа, опрос,
иллюстрации
упражнение,
творческое задание
Виды композиции в Беседа, опрос,
иллюстрации
упражнение,
творческое задание
Рисование скетчей.
Создание
персонажей и их
взаимодействие
Рисование скетчей.
Создание
персонажей и их
взаимодействие
Рисование скетчей.
Создание
персонажей и их
взаимодействие
Рисование скетчей.
Создание
персонажей и их
взаимодействие
Рисование скетчей.
Создание
персонажей и их
взаимодействие
Рисование скетчей.
Создание
персонажей и их
взаимодействие
Рисование скетчей.
Создание
персонажей и их
взаимодействие
Рисование скетчей.
Создание
персонажей и их
взаимодействие
Рисунок. Рисование

Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
33

октября

скетчей

19.

1 неделя
ноября

Игровой тренинг

2

Рисунок. Рисование
скетчей

20.

1 неделя
ноября

Мастер-класс

2

Рисунок. Рисование
скетчей

21.

2 неделя
ноября

Самостоятельная
работа

2

Рисунок. Рисование
скетчей

22.

2 неделя
ноября

2

Рисунок. Рисование
скетчей

23.

3 неделя
ноября

Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических игр
Дидактическая игра

2

Рисунок. Рисование
скетчей

24.

3 неделя
ноября

2

Цветоведение

25.

4 неделя
ноября

Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических игр
Мастер-класс

2

Цветоведение

26.

4 неделя
ноября

2

Цветоведение

27.

1 неделя
декабря

Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических игр
Дидактическая игра

2

Цветоведение

28.

1 неделя
декабря

Игровой тренинг

2

Цветоведение

29.

2 неделя
декабря

Дидактическая игра

2

Цветоведение

30.

2 неделя
декабря

Игровой тренинг

2

Цветоведение

31.

3 неделя
декабря

2

Цветоведение

32.

3 неделя
декабря

Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических игр
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических игр

2

Декоративная
композиция

упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
34

33.

4 неделя
декабря

Творческий тренинг

2

Декоративная
композиция

34.

4 неделя
декабря

2

Декоративная
композиция

35.

2 неделя
января

Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических игр
Мастер-класс

2

Декоративная
композиция

36.

2 неделя
января

Дидактическая игра

2

Декоративная
композиция

37.

3 неделя
января

Мастер-класс

2

Декоративная
композиция

38.

3 неделя
января

2

Живопись

39.

4 неделя
января

Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических игр
Мастер-класс

2

Живопись

40.

4 неделя
января

2

Живопись

41.

5 неделя
января

Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических игр
Самостоятельная
работа

2

Живопись

42.

5 неделя
января

2

Живопись

43.

1 неделя
февраля

Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических игр
Мастер-класс

2

Живопись

44.

1 неделя
февраля

2

Живопись

45.

2 неделя
февраля

Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических игр
Дидактическая игра

2

Графика

46.

2 неделя
февраля

2

Графика

47.

3 неделя

Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических игр
Дидактическая игра

2

Графика

Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
35

февраля
48.

3 неделя
февраля

Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических игр
Дидактическая игра

2

Графика

49.

4 неделя
февраля

2

Графика

50.

4 неделя
февраля

Самостоятельная
работа

2

Графика

51.

1 неделя
марта

Мастер-класс

2

Графика

52.

1 неделя
марта

2

Леттеринг

53.

2 неделя
марта

Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических игр
Дидактическая игра

2

Леттеринг

54.

2 неделя
марта

2

Леттеринг

55.

3 неделя
марта

Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических игр
Самостоятельная
работа

2

Леттеринг

56.

3 неделя
марта

Дидактическая игра

2

Леттеринг

57.

4 неделя
марта

Дидактическая игра

2

Леттеринг

58.

4 неделя
марта

2

Комиксы

59.

1 неделя
апреля

Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических игр
Дидактическая игра

2

Комиксы

60.

1 неделя
апреля

2

Комиксы

61.

2 неделя
апреля

Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических игр
Игровой тренинг

2

Комиксы

упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
36

62.

2 неделя
апреля

Самостоятельная
работа

2

Комиксы

63.

3 неделя
апреля

2

Комиксы

64.

3 неделя
апреля

Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических игр
Игровой тренинг

2

Комиксы

65.

4 неделя
апреля

2

Комиксы

66.

4 неделя
апреля

Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических игр
Дидактическая игра

2

67.

5 неделя
апреля

Мастер-класс

2

68.

1 неделя
мая

Дидактическая игра

2

69.

2 неделя
мая

Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических игр

2

70.

2 неделя
мая

Мастер-класс

2

71.

3 неделя
мая

Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических игр

2

Создание
иллюстраций к
собственной книге или
по выбранному
произведению. Макет
книги
Создание
иллюстраций к
собственной книге или
по выбранному
произведению. Макет
книги
Создание
иллюстраций к
собственной книге или
по выбранному
произведению. Макет
книги
Создание
иллюстраций к
собственной книге или
по выбранному
произведению. Макет
книги
Создание
иллюстраций к
собственной книге или
по выбранному
произведению. Макет
книги
Создание
иллюстраций к
собственной книге или
по выбранному
произведению. Макет

Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание
Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание

Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание

Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание

Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание

Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание

Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание

37

72.

3 неделя
мая

Самостоятельная
работа

2

73.

4 неделя
мая

Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических игр

2

74.

4 неделя
мая

Дидактическая игра

2

75.

5 неделя
мая

Мастер-класс

2

76.

5 неделя
мая

Комбинированное
2
занятие: беседа с
использованием
дидактических игр
Всего 152

книги
Создание
иллюстраций к
собственной книге или
по выбранному
произведению. Макет
книги
Создание
иллюстраций к
собственной книге или
по выбранному
произведению. Макет
книги
Создание
иллюстраций к
собственной книге или
по выбранному
произведению. Макет
книги
Создание
иллюстраций к
собственной книге или
по выбранному
произведению. Макет
книги
Заключительное
занятие

Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание

Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание

Беседа, опрос,
упражнение,
творческое задание

Итоговый просмотр
работ, обсуждение

Мониторинг
результатов
деятельности за год

38

Приложение № 2
Диагностические материалы (задания) для проведения промежуточной и
итоговой аттестации обучающихся по программе «Художник-иллюстратор»
Промежуточная аттестация
Задание № 1.
«Дорисуй, начатое другим»
Обучающимся предлагаются небольшие листы бумаги размером 15 х 15, 15 х 20 см (не
более), на которых дано линейное изображение (карандаш или фломастер): полукруг, точка,
полоса, кривая линия, часть треугольника и др.
Листы с изображениями готовятся педагогом заранее.
Перед выполнением задания, даются пояснения:
• предлагается рассмотреть рисунок, повертеть в его руках и выбрать понравившееся
положение;
• затем шариковой ручкой, карандашом или фломастером дорисовать (закончить)
изображение так, как хочется;
• важно соблюдать одно условие – поверхность всего листа должна работать, то есть
при рисовании необходимо стараться выстраивать изображение таким образом, чтобы вся
поверхность листа использовалась максимально.
Задание № 2.
«Из кляксы сделать образ»
Задание напоминает предыдущее, но в отличие от него обучающимся предлагается не
рисунок, а клякса (пятно), которую педагог ставит на листе бумаги прямо на глазах у ребят.
Формат бумаги может быть несколько больше по размеру (20 х 20 см или альбомный лист),
так как краска может сильно растекаться.
Пояснения к заданию:
• необходимо превратить кляксу в какое-то животное, птицу, человека, цветок, дерево и
что-то другое;
• с получившейся кляксой нужно поиграть, например, осторожно на нее подуть (пока
краска не высохла), и она будет разливаться на бумаге в разные стороны в зависимости от
того, в каком направлении дуть. Например, можно красиво «выдуть» различные волнистые
фигуры (усы, лапы, бороду, хвост, уши и др.);
• после этого тонкой кисточкой или с помощью специальной палочки, заточенной в
виде лопатки подрисовать то, что подскажет воображение и закончить рисунок.
39

Задание № 3.
«Иллюстрация к колыбельной песне»
На занятии обязательно прослушивается одна или две колыбельные песни.
Необходимо сравнить этот жанр с обычной песней. Выделить характерные выразительные
особенности колыбельной песни и сделать иллюстрацию.
Пояснения к заданию:
• в решении композиции постараться максимально выразить через цвет характер
мелодии, ее настроение;
• выразительные сюжетные образы должны подчиняться настроению и колориту
мелодии;
• работу выполнить в технике гуаши, возможно сочетание с аппликацией в отрывной
технике.
Итоговая аттестация
Задание № 4.
«Выполнение линейного рисунка фруктов через образующие линии».
Это задание выполняется с натуры. Нужно с помощью линии нарисовать точный
контур изображаемого предмета.
Ход работы.
1 этап. Вначале с помощью простого карандаша нужно нарисовать образ яблока как
можно точнее с натуры, затем с помощью фломастера или гелиевой ручки обвести его.
(Фломастер и гелиевая ручка помогают обучающимся рисунку точнее и старательнее
выполнять задания, потому что они не стираются ластиком).
2 этап.
Один из изображаемых фруктов нужно выполнить с помощью штриха, нанеся
образующие линии по законам светотени.
Задание № 5.
Зарисовка животного с помощью выразительного средства графики. Штрих. Это
задание выполняется с натуры или по фотографии. Штрих удобен для обработки предметной
формы. Задача штриха: передача тона, фактуры, объема и «движения» формы.
Ход работы.
1 этап. Вначале с помощью простого карандаша нужно выполнить набросок
животного.

40

2 этап. На втором этапе набрать тональность животного с помощью штриха.
Приступая к детальной прорисовке животного, необходимо внимательно проследить за всеми
оттенками светотеней на деталях формы и их переходами с одной поверхности на другую.
Моделируя форму животного, очень важно правильно работать тоновыми отношениями,
начиная от самого светлого до самого тёмного и их промежуточных тонов (блик, свет,
полутень и тень).

41

Приложение № 3
Итоговая технологическая карта для внесения результатов обучающихся
Для оценки каждой из характеристик используется следующая шкала:
в – параметр проявляется часто
х – параметр проявляется скорее часто, чем редко
с – параметр проявляется скорее редко, чем часто
н – параметр проявляется редко
ФИ
Уровень освоенности
понятий
изобразительной
деятельности

1.

в

2.

х

Предметные результаты
Уровень владения
Умение передать
техниками и
художественными
приемами при
средствами образ и
создании
эмоции в
художественной
художественной
работы
работе
х
х
в

Уровень
словарного запаса

х

с

Метапредметные результаты
Умение
Умение вступать в
предъявлять
коммуникацию
результаты
своей работы

х

ФИ

Умение
демонстрировать
эстетический вкус в
работах

1.

в

х

х

Умение определять
цель учебных
действий и
составлять план
достижения цели
х

2.

х

в

с

х

ФИ
Уровень эмпатии

1.

в

2.

в

Личностные результаты
Уровень
Умение
креативности
сотрудничать со
сверстниками
х
х
в

в

Уровень развития
самостоятельности,
ответственности
х
в

42


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».