Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования – детский
оздоровительно-образовательный центр – «Центр поддержки детства»
Программа принята
Методическим советом МБУ ДО «ЦПД»
Протокол от_______________№________
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУ ДО «ЦПД»
________________К.И. Охват
приказ от _________№ _____
Социальный заказ
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа
«Умные пальчики»
Направленность: социально-гуманитарная
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год
Количество часов: 144
Автор-составитель:
Рыженкова Анастасия Михайловна,
педагог дополнительного образования, ВКК
Екатеринбург, 2024 г.
I. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Умные пальчики» относится к
программам социально-гуманитарной направленности. Программа направлена на развитие
общей моторики обучающихся 5-7 лет и формирование социальных навыков,
способствующих успешной адаптации детей к дальнейшему обучению.
Нормативно-правовые акты, на основе которых разработана программа «Умные
пальчики»:
Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в
Российской Федерации».
Концепция развития дополнительного образования до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р.
Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным образовательным программам».
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 №
09-3242 с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.04.2017 №
ВК-1232/09 с методическими рекомендациями по организации независимой оценки
качества дополнительного образования детей.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г.
№ 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ».
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Положение о промежуточной и итоговой аттестации обучающихся МБУ ДО
«ЦПД».
Устав МБУ ДО «ЦПД».
Актуальность
программы.
Проведенные
исследования
отечественных
и
зарубежных психологов, физиологов и педагогов показывают, что формирование
мышления и речи ребенка непосредственное связаны с развитием его общей и мелкой
моторики. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов рук, точнее 2
пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития моторики, умеет логически
рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь.
Современный ребенок стал больше времени проводить с гаджетами, его мышечная
активность снизилась. Мышечное бездействие особенно в сочетании с нервным
напряжением, отрицательно сказывается на здоровье дошкольника. Поэтому возрастает
актуальность программ, направленных на системное развитие моторики и двигательной
активности. Реализация программы «Умные пальчики» создает условия для успешной
социализации ребенка и последующему получению образования.
Новизна
данной
программы
определяется
двумя
аспектами:
психолого-
педагогическим сопровождением ребенка в процессе обучения и таким подбором
содержания, которое позволяет обучающимся получать качественное образование в
условиях учреждений дополнительного образования. В отличие от программы Р. Юдиной
«Физическое оздоровление детей дошкольного возраста» программа «Умные пальчики»
предусматривает помимо практических навыков формирование нравственных и моральных
качеств обучающихся через включение в занятия упражнений воспитательного характера,
на развитие коммуникативных навыков. Индивидуальный, личностно-ориентированный
подход к ребёнку позволяет создать «ситуации успеха» для каждого обучающегося. Данная
методика повышает эффективность и результативность обучения. Подбор заданий
осуществляется на основе метода наблюдения педагогом за практической деятельностью
обучающихся на занятии. Это является особенно важной задачей на фоне существующего
дефицита внимания к личности ребенка.
Индивидуальный
подход,
дифференцированное
обучение
способствуют
полноценному развитию детей дошкольного возраста и создают основания для комфортной
социальной адаптации ребенка к школе.
Педагогическая
целесообразность
реализации
программы
обусловлена
возрастными потребностями детей дошкольного возраста, и связана с необходимостью
выстраивания их оптимальной физической активности, активизацией защитных сил
организма детей в организованной игровой деятельности. Это обеспечит повышение
эффективности процесса общего развития и высвобождению скрытых творческих и
оздоровительных
возможностей.
Обучающиеся
через
коммуникацию
и
игровую
деятельность лучше усваивают материал, приобщаются к творческой и познавательной
деятельности, учатся работать в группах и индивидуально.
Цель программы: создание условий для развития общей моторики детей 5-7 лет,
развития базовых компетенций здоровьесбережения, формирования первичных форм
социализации, способствующих успешной адаптации детей к дальнейшему обучению.
3
Задачи программы:
Образовательные:
Формировать базовые знания, умения и навыки для развития мелкой моторики.
Способствовать формированию представлений об эмоциях и чувствах.
Обучить навыкам устной речевой деятельности.
Содействовать формированию простейших логико-математических представлений.
Развивающие:
Стимулировать проявление любознательности, наблюдательности и внимания.
Содействовать формированию познавательной активности.
Способствовать формированию эмпатии, умения слушать собеседника и вести
диалог.
Содействовать формирование и укреплению волевой компетенции в соответствии с
возрастом.
Воспитательные:
Помогать формированию у каждого обучающегося уверенности в своих силах.
Воспитывать гуманные и уважительные отношения в группе.
Способствовать воспитанию гражданских качеств.
Содействовать воспитанию трудолюбия, самостоятельности и ответственности.
Адресат программы: обучающиеся 5-7 лет, получающие образование в
учреждениях разного типа и статуса. Набор детей в группы проводится без
предварительного отбора. Программа построена с учётом возрастных и психофизических
особенностей.
Возрастные особенности обучающихся учитываются при комплектовании групп и
распределении учебной нагрузки.
В соответствии с возрастной периодизацией Д.Б. Эльконина для ребенка 5-7 лет
характерно:
социальная ситуация: уход от общей со взрослымы активности к самостоятельной;
ведущий тип деятельности: сюжетно-ролевая игра;
формирование особенностей внутренних переживаний у ребенка и их влияние на
поведенческую сферу, что может проявляться в угрызениях совести;
установление полноценных отношений ребенка с социумом, выполнение полезной,
одобряемой обществом деятельности как психологическое новообразование.
Дошкольный возраст (5-7 лет) характеризуется развитием образного мышления.
Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования
объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д.
4
Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут
применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить:
схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного
моделирования;
комплексные представления, отражающие представления детей о системе
признаков, которыми могут обладать объекты;
представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений
(представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня
и ночи, об увеличении и уменьшении объектов результате различных воздействий,
представления о развитии и т.п.
совершенствование
мыслительных
приемов:
сравнение,
анализ,
синтез,
абстрагирование, обобщение, что является основой словесно - логического
мышления.
продолжают
развиваться устойчивость,
распределение,
переключаемость
внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
в сюжетно-ролевых играх дети осваивают навыки коммуникации, необходимые в
школе.
Все указанные особенности учтены при составлении и реализации программы
«Умные пальчики».
Программа «Умные пальчики» относится к одноуровневым программам и
представлена базовым уровнем.
Базовый уровень обеспечивает освоение обучающимися специальных знаний,
умений, навыков и создает общую картину изучаемого содержания программы;
предполагает повторение и закрепление полученных знаний, введение элементов
самостоятельной творческой деятельности. Реализация программы обеспечивает участие
обучающихся в конкурсах разного уровня.
Распределение количества часов: 144 часа, 4 часа х 36 недель.
Форма, вид и режим занятий.
Форма организации обучения – очная: групповая, парная со сменным составом,
индивидуальная, индивидуально-групповая.
В условиях сложной эпидемиологической ситуации, а также по запросу
обучающихся, родителей (законных представителей) или в целях интенсификации
процесса обучения
допускается форма дистанционного обучения с применением
электронных форм.
5
Виды занятий: беседа, дидактическая игра, практикум, игровой тренинг, занятиепутешествие, занятие-сказка, мастер-класс, самостоятельная работа. Виды занятий
направлены на развитие общей моторики обучающихся 5-7 лет, формирование социальных
навыков, способствующих успешной адаптации детей к дальнейшему обучению.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа с перерывом на 10 мин. Учебный час для
детей 5-6 лет – 30 мин. Для детей 7-лет – 40 мин. Наполняемость учебной группы от 12 до
15 человек.
Структура занятия
1. Организация начала занятия включает:
Обеспечение наличия всех необходимых для работы материалов; проведение
инструктажей.
Актуализацию знаний.
2. Постановка целей и задач занятия.
3. Теоретическая часть:
Ознакомление с новым материалом.
4. Практическая часть:
Первичное закрепление навыков.
5. Проверка первичного усвоения знаний.
6. Организация рефлексивного обсуждения.
7. Рекомендации для самостоятельной работы.
Организационная часть занятий обеспечивает: наличие всех необходимых для
работы материалов, пособий и иллюстраций; проведение бесед и инструктажей по технике
безопасности, по соблюдению правил дорожного движения, проведение инструктажей по
особенностям поведения в условиях террористической угрозы.
Теоретическая работа проводится в форме бесед, анализа трудностей, возникающих
у обучающихся, показа иллюстраций.
Практические занятия включают: игровые занятия, выполнение упражнений на
закрепление пройденного материала, выполнение упражнений творческого характера.
Связь между учебно-тематическими и практическими вопросами прослеживается
через
выполнение
дидактические
обучающимися
принципы
последовательность
и
заданий
организаций
системность
творческого
занятий:
характера.
доступность
обучения-воспитания,
учет
и
Основные
наглядность,
возрастных
и
индивидуальных особенностей детей. На занятиях созданы условия для творческого
развития обучающихся.
Формы подведения итогов реализации программы
6
участие в выставках различного уровня;
викторины;
командные и индивидуальные состязания на создание творческой работы;
фотоотчеты с занятий;
тематические праздники.
Планируемые результаты освоения программы
Предметные результаты:
Освоены ключевые знания, умения и навыки для развития мелкой моторики.
Сформированы базовые представления о чувствах и эмоциях.
Сформированы навыки устной речевой деятельности.
Освоены основные структурные логико-математические представления.
Метапредметные.
Регулятивные результаты:
Освоен волевой навык работы по инструкции при выполнении заданий разного
уровня сложности.
Сформирован навык слушать взрослого.
Освоено умение организовывать рабочее место и планировать учебные действия.
Коммуникативные результаты:
Сформировано умение слушать собеседника и вести диалог.
Освоено умение сотрудничать в команде.
Познавательные:
Продемонстрирована
познавательная
активность
через
проявление
любознательности и умение задавать вопросы.
Сформировано умение наблюдать и быть внимательным.
Личностные результаты.
Присвоены нормы культуры поведения.
Дети демонстрируют уверенность в своих силах и возможностях, активно
принимают участие в конкурсах.
Усвоены правила уважительных и доброжелательных отношений в группе.
Сформированы представления о гражданской позиции через любовь к родному
краю.
Воспитательная деятельность по реализации программы
Воспитательная работа строится на основе системы воспитания МБУ ДО «ЦПД»,
которая представлена в воспитательной программе Центра поддержки детства.
7
Цель воспитательной работы: формирование уважительного отношения к
старшим, людям труда, педагогам, сверстникам; формирование умения работать в команде;
формирование способности к анализу и представлению своей нравственной позиции; воли,
настойчивости, ответственности и самостоятельности.
Целевые установки воспитательной работы реализуются через выполнение
воспитательных и развивающих задач программы, которые выражаются в личностных и
метапредметных результатах.
Основной формой воспитания и обучения является учебное занятие. В ходе
учебных занятий в соответствии с предметным и метапредметным содержанием программы
обучающиеся усваивают информацию, имеющую воспитательное значение; получают
опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и утверждаются ценностные,
нравственные ориентации; осознают себя способными к нравственному выбору.
Продуктивное участие в занятиях, в дискуссиях, в выполнении творческих задач
способствуют усвоению и применению правил поведения и коммуникации, формированию
позитивного и конструктивного отношения к событиям, в которых участвуют обучающиеся
объединения «Умные пальчики». В игровых занятиях проявляются и развиваются
личностные качества обучающихся: эмоциональность, активность, нацеленность на успех,
готовность к командной деятельности и взаимопомощи. Итоговые мероприятия
способствуют закреплению ситуации успеха, развивают коммуникативные умения,
ответственность, благоприятно воздействуют на эмоциональную сферу детей.
Методы воспитательной работы
Убеждение.
Упражнение.
Пример.
Опора на нравственные идеалы.
Поощрение.
Метод убеждения в дополнительном образовании вполне естественен, так как
посещение учреждений дополнительного образования не носит обязательного характера, и
применение жестких методов приведет к потере обучающегося. Особое место занимают
краткие, яркие и занимательные беседы, объяснения, рассказы о нравственном поведении.
Наибольший эффект дают индивидуальные беседы авторитетных и близких к
обучающемуся людей, убеждение на собственном опыте, использование литературных
произведений, притч, сказок, увлечение творческим поиском и добрым делом.
Через метод упражнений происходит формирование опыта поведения.
8
Пример,
как
метод
педагогического
воздействия
основывается
на
стремлении
обучающегося подражать человеку-педагогу, которого с ним связывает интересное дело,
который является для него авторитетным помощником. Общаясь с людьми, наблюдая и
анализируя
живые
образцы
высокой
нравственности,
патриотизма,
трудолюбия,
мастерства, верности долгу и т. д., воспитанник глубже и нагляднее осмысливает сущность
и содержание социально-нравственных отношений.
Метод поощрения — это стимул самоутверждения, осознание, фиксация
собственного успеха. В дополнительном образовании каждый ребенок может быть более
успешен, чем в основном образовании.
Календарный план воспитательной работы в рамках реализации программы
Занятия проводит – ПДО объединения «Умные пальчики»
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Название
Сроки
мероприяти
я
День знаний сентябрь
Форма проведения
Практический
результат
Квест-игра на площадке
«ЦПД»
Мастер-класс на площадке
«ЦПД»
Фото- и
видеоматериалы
Фото- и
видеоматериалы с
октябрь
Поэтический вечер на
площадке «ЦПД»
Фото- и
видеоматериалы с
выступлением детей
Фото- и
видеоматериалы с
выступлением детей
Фото- и
видеоматериалы с
выступлением детей
«Безопасная
дорога от
дома до
«ЦПД»
«День
пожилого
человека»,
совместно с
родителями
Осенний
калейдоскоп
сентябрь
октябрь
Квест-игра на площадке
«ЦПД»
«День
друга»
(домашние
питомцы)
Новогодние
праздники
совместно с
родителями
«День
защитника
Отечества»
совместно с
родителями
Конкурс
чтецов ко
дню Победы
декабрь
Поэтический вечер на
площадке «ЦПД»
декабрь
Поэтический вечер на
площадке «ЦПД»
Фото- и
видеоматериалы с
выступлением детей
февраль
Поэтический вечер на
площадке «ЦПД»
Фото- и
видеоматериалы с
выступлением детей
апрель
Поэтический вечер на
площадке «ЦПД»
Фото- и
видеоматериалы с
выступлением детей
9
9.
совместно с
родителями
Выпускные
май
вечера и
награждения
детей по
итогам
учебного
года
Круглый стол на площадке
«ЦПД»
Презентации
Учебный план
№
1.
2.
Тема
Вводное занятие.
Инструктаж по ТБ
Ориентировка во времени
Кол-во
часов
2
В том числе
Теория
Практика
2
-
6
2
4
3.
Правила дыхания: дыхание
в движении, глубокое
дыхание
10
4
6
4.
Гибкость и регуляция
вестибулярного аппарата
Движение в группе
10
4
6
8
2
6
6.
Сказочное путешествие в
мир звуков и букв
18
8
10
7.
Графические упражнения
10
4
6
8.
Движение. Движения
подражания
Игры и действия с
предметами
8
2
6
8
2
6
10.
Бумагопластика и
аппликация
12
4
8
11.
Пальчиковая гимнастика
10
4
6
12.
Таинственный замок фигур
и чисел
20
8
12
13.
Лепка
12
4
8
5.
9.
Форма
контроля
Беседа,
анкетирование
Беседа,
упражнение
Беседа,
упражнение,
творческое
задание
Беседа,
упражнение
Беседа,
упражнение
Беседа,
упражнение,
наблюдение
Беседа,
упражнение,
наблюдение
Беседа,
упражнение
Беседа,
творческое
задание,
наблюдение
Беседа,
упражнение,
творческое
задание,
наблюдение
Беседа,
упражнение,
наблюдение
Беседа,
упражнение,
наблюдение
Беседа,
творческое
задание,
10
14.
15.
Движение в природе.
Образы движения
Заключительное занятие
Всего:
8
2
6
2
-
2
144
52
92
наблюдение
Беседа,
упражнение
Мониторинг
результатов
деятельности за
год
Содержание учебного плана
Тема 1. Вводное занятие.
Теория. Знакомство. Определение целей и задач объединения.
Входной контроль /
анкетирование, беседа. Инструктаж по ТБ, правила посещения Центра, ППБ, БДД.
Тема 2. Ориентировка во времени.
Теория. Знакомство с понятиями: год, месяц, день недели, время года, время суток.
Особенности времен года: весна, лето, осень, зима.
Практика. Определение дней недели: какой день недели был вчера, позавчера, какой
сегодня, какой будет завтра и послезавтра. Использование в речи понятий: долго, дольше,
скоро, скорее, потом, быстро, медленно, давно.
Тема 3. Правила дыхания: релаксация, дыхание в движении, глубокое дыхание.
Теория. Роль дыхания. Роль правильного дыхания при релаксации. Роль правильного
дыхания при выполнении упражнений в движении. Понятие глубокого дыхания.
Практика. Хлопки в такт дыхания, выполнение глубоких вдохов и выдохов в движении;
задержка дыхания в движении и покое, на вдохе и выдохе. Специальные упражнения для
согласования движений с дыханием. Своевременные вдохи и выдохи без задержки при
выполнении динамических упражнений.
Тема 4. Гибкость и регуляция вестибулярного аппарата.
Теория. Понятие «гибкость». Значение гибкости для физического здоровья. Что такое
равновесие и для чего оно человеку?
Практика. Упражнения «Качалочка», «Цапля», «Ловкий чертенок», «Карусель».
Упражнения «Стойкий оловянный солдатик», «Деревья», «Бабочки-лягушки», «Уголок».
Тема 5. Движение в группе.
Теория. Что такое ритм? Для чего он нужен человеку? Что такое темп? Отличие ритма от
темпа.
Практика. Различные упражнения в группе из 2-х, 3-х и более детей. Перестроение из
круга в колонну, из колонны в линеечку и обратно. Совместное выполнение различных
движений: хоровод, построения, движения друг за другом, диагональ.
Тема 6. Сказочное путешествие в мир звуков и букв.
11
Теория. «Речь». «Устная речь». «Письменная речь». Всегда ли человек мог говорить.
Значение речи в жизни человека. Как устроено предложение. История появления
письменности. Алфавит.
Развитие звуковой культуры речи: знакомство с миром звуков: гласные и согласные.
Развитие звуковой зоркости. Тайна слова: дифференциация понятий «звук» и «буква».
Слоги как дружное соседство звуков. Слова на определенный звук.
Практика. Игры: «Буква спряталась», «Кто в теремочке живет», «Построим домик»,
«Собери гербарий», «Ответственная буква», «Кружева слов», «На одну букву», «Подбери
рифму», «Ставь ударение». Разгадывание тайн местоположения звуков в слове. Игра:
«Какой звук слышит сосед?» Развитие звуковой зоркости. Тайна слова: дифференциация
понятий «звук» и «буква». Дружное соседство букв и звуков. Найди в тексте, где спряталась
волшебная буква. Сколько слов на определенный звук. Определение количества слогов в
слове. Решение кроссвордов.
Тема 7. Графические упражнения.
Теория. Виды штриховки: простая, комбинированная. Рисование по клеточкам, по образцу
и под диктовку. Виды графических упражнений. Особенности работы с трафаретами.
Практика. Выполнение различных видов штриховки: простая, комбинированная.
Рисование по клеточкам: по образцу и под диктовку. Графические игры: дорисуй, обведи
по контуру, построй фигуру, симметричную данной. Работа с трафаретами. Графические
диктанты: «Жеребенок», «Котенок», «Щенок, «Крокодил», «Волк», «Ключик», «Дом»,
«Черепаха», «Жираф».
Тема 8. Движение. Движения подражания.
Теория. Понятие эмоции и их значение. Виды эмоций. Что такое настроение? Какое бывает
настроение? Понятие образа.
Практика. Изображение эмоциональных состояний: радость, печаль; образ соответственно
теме и вхождение в него; движения-подражания животным, друг другу.
Тема 9. Игры и действия с предметами.
Теория. Нанизывание бус и пуговиц. Плетение косичек из ниток, венков из цветов.
Различные виды шнуровки. Сортировка круп. Игры с массажными мячами и предметами
разной фактуры.
Практика. Игры на развитие тактильной памяти: «Волшебный мешочек», «Не ошибись
Петрушка», «Мышки-кошки», «Хоровод», «Морские чудеса», «В сказочном лесу»,
«Мягкие лапки», «Необычные следы», «Украшение для мамы», «Я - волшебник».
Тема 10. Бумагопластика и аппликация.
12
Теория. Знакомство с различными видами бумаги; инструментами, необходимыми для
работы с бумагой: ножницы, кисточка, гладилка, их назначение и применение; свойствами
бумаги: толстая – тонкая, мягкая – жесткая. Понятия «диагональ», «сторона», «центр».
Знакомство с различными видами углов: раскрывающиеся, нераскрывающиеся. Техника
безопасности при работе с бумагой и ножницами.
Практика.
Изготовление
объемных
масок,
тематических
открыток,
конвертов.
Изготовление изделий способом оригами простых конструкций: «Рыбка», «Лягушонок
смотрит на солнышко», «Елочка в лесу», «Цыплята», «Осенний листок», «Волшебное
яблочко», «Волшебный клубок», «Игрушки маме, папе, бабушке, дедушке», «Лес».
Тема 11. Пальчиковая гимнастика.
Теория. Виды пальчиковой гимнастики, направленные на развитие мелкой моторики руки.
Виды пальчиковых игр.
Практика. Набор упражнений, направленных на развитие мелкой моторики руки, т.е.
совместных действий систем организма ребенка: мышечной, зрительной, нервной, костной,
формирующих способность выполнять точные, мелкие движения пальцами и кистями.
Пальчиковые игры, сопровождающиеся стишками и потешками. Сжимание – разжимание
пальцев, кулачков. Упражнения для ладоней. Упражнения для подушечек пальцев.
Растягивание пальцев. Напряжение-расслабление пальцев. Массаж кистей рук. Игры:
«Рыбки», «Птички», «Барашек», «Ослик», «Юла», «Кит», «Кенгуру», «Верблюд», «Слон»,
«Бабочка», «Самолет», «Машина».
Тема 12. Таинственный замок фигур, цифр и чисел.
Теория. «Как люди научились считать». Из истории математики. Как люди научились
записывать цифры. Цифры у разных народов. Римские и арабские цифры.
Живая
математика: линия, луч, отрезок, круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник,
многоугольник. Свойства фигур. Числа от 0 до 10, порядковый счет в пределах 10 (первый,
второй...), прямой и обратный счет в пределах 10, нахождение и сравнение чисел-соседей.
Примеры на «сложение» и «вычитание». Знаки «меньше», «больше». Математические
действия: уменьшить и увеличить «на», «до».
Практика. Сказка про ноль. Рассказ «Все началось с пятерни». Пословицы и крылатые
слова про цифры. Задачи в стихах. «Думай, считай, отгадывай!» (задачи на
сообразительность). Игры: «Найди свое место», «По порядку номеров», «Назови число»,
«Узнай свое число» - (закрепление знаний натурального ряда чисел).
Игры: «Удивительный квадрат», «Разные фигуры из одних и тех же частей», «Разноцветные
фигуры», «Треугольное домино», «Точки и черточки». Работа в тетрадях на печатной
13
основе и разрезанными фигурами. Выполнение аппликации по собственному замыслу
«Веселые человечки» - (развитие фантазии и воображения, развитие мелкой моторики рук).
Выделение из ряда фигур «лишних», не подходящих по 1-2 признакам; группировка фигур
по 1-2 признакам. Деление фигур на равные и неравные части. Сборка целых фигур из 4-8
частей. Прямой и обратный счет от 0 до 10. Примеры на «+» и «-». Решение логических
задач.
Тема 13. Лепка.
Теория. Работа с материалами: пластилин, соленое тесто. Приемы работы различными
инструментами: стек, скалка. Приемы изготовления изделий путем вытягивания, сминания,
скатывания, отщипывания, придавливания из целого куска. Техника безопасности при
работе с пластилином и тестом. Изготовление из пластилина объемных игрушек, картин
путем размазывания по контуру изделия.
Практика. Изготовление из теста объемных игрушек, подсвечников, брелоков, украшений:
«Медальон для мамы», «Домашнее животное», «Дикое животное», «Ягоды», «Грибы»,
«Змея», «Цветы и травы», «Машина», «Шалаш».
Тема 14. Движение в природе. Образы движения.
Теория. Особенности движений в природе. Виды движений в природе. Образ как способ
выражения движения. Статические и динамические упражнения.
Практика. Переключение с медленного ритма на быстрый и более быстрый и наоборот;
определение на слух музыки природы: дождь, ветер и т.д. Выполнение композиций под
различную музыку самостоятельно и в группе.
Тема 15. Заключительное занятие.
Практика. Подведение итогов деятельности за год. Вручение поощрений. Актуализация
знаний по ТБ, ПДД, ППБ в период летних каникул.
II. Организационно-педагогические условия реализации программы.
Календарный учебный график (Приложение № 1).
Срок
обучения
1 год
Дата
Зимние
Дата
Кол-во
начала каникулы окончания учебных
обучения
обучения
недель
15
29.12.2431 мая
36
сентября 08.01.25
Кол-во
учебных
дней
72
Кол-во
учебных
часов
144
Режим
занятий
2 раза в
неделю
по 2
часа
Выходные дни: 4 ноября; 23 февраля; 8 марта; 1-3 мая; 9-10 мая, которые выпадают
по расписанию.
Время аттестационных мероприятий: 4 неделя декабря и 3 неделя мая.
14
Режим организации занятий определяется календарным учебным графиком и
соответствует нормам, утвержденным СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
Формы аттестации и оценочные материалы
В целях обеспечения контроля качества результатов освоения ДООП «Умные
пальчики» и на основании «Положения о промежуточной и итоговой аттестации
обучающихся МБУ ДО «ЦПД» применяются следующие виды контроля:
Текущий контроль. Осуществляется на каждом занятии. Каждый приобретенный
навык, закрепленный через упражнения, служит основой для получения новых знаний и
умений.
Тематический контроль. Проходит по завершению изучения темы. Кроме педагога,
контролером своих знаний и навыков является сам обучающийся. Он может сравнить свои
навыки и умения с навыками и умениями своих товарищей, оценить свой уровень и
стремиться к улучшению своих результатов.
Промежуточная аттестация предусмотрена после завершения изучения тем.
Методы: педагогическое наблюдение и кейс-метод ситуационного анализа при решении
конкретных упражнений-ситуаций. Решение специально подобранных упражнений и задач
позволяет определить проблемные зоны обучающихся в изучении тем.
Итоговая
аттестация
фиксирует
уровень
сформированности
предметных
результатов, метапредметных и личностных. Методы: педагогическое наблюдение и кейсметод активного проблемно – ситуационного анализа при решении конкретных
упражнений-ситуаций.
Формами
отслеживания
роста
результативности
освоения
программы также является: участие обучающихся в конкурсах.
Средством педагогического наблюдения служит технология проблемного диалога.
Оценка и анализ результата обучения помогает педагогу выявить динамику освоения
образовательной программы и дать рекомендации обучающимся.
Учет достижений обучающихся осуществляется педагогом дополнительного
образования, проводящим занятия в группе.
Диагностические материалы представлены в Приложении № 2. Результаты
диагностики и педагогического наблюдения заносятся в карту мониторинга динамики
развития обучающегося в соответствии с разработанными критериями в рамках
компетентностного подхода (Приложение № 3).
Оценочные материалы
15
№
п/п
Форма
контрольнооценочного
материала
1.
Беседа
2.
Опрос
3.
Наблюдение
4.
Упражнение
5.
Творческое
задание
Краткая характеристика формы
Уровень освоения
Оценочные
средства,
позволяющие
включить
обучающихся
в
процесс
обсуждения вопроса,
проблемы и оценить их умение выражать
свою мысль, умение взаимодействовать в
группе,
инициативность.
Вербально-коммуникативная
форма
взаимодействия между педагогом и
обучающимся посредством получения от
обучающегося
ответов
на
заранее
сформулированные вопросы.
Целенаправленное и организованное
восприятие учебных ситуаций с
последующей систематизацией фактов и
осуществлением выводов.
Планомерно организованное повторное
выполнение практического действия с
целью усвоения учебного материала.
Упражнение лежит в основе приобретения
и закрепления правил развития общей
моторики.
Упражнение
является
определяющей формой, в рамках которой
осуществляются все компоненты процесса
учения - уяснение содержания действия,
его
закрепление,
обобщение
и
автоматизация.
Частично регламентированное задание,
имеющее нестандартное решение и
позволяющее диагностировать умения
интегрировать знания различных областей,
творческий
подход,
умение
аргументировать
собственную
точку
зрения, взаимодействовать в коллективе.
Может выполняться в индивидуальном
порядке или группой обучающихся.
Низкий уровень
(обучающихся не
овладел в
достаточной степени
знаниями и
умениями,
предусмотренных
программой);
Средний уровень
(обучающийся
усвоил знания и
умения программы и
справляется с
заданием с помощью
педагога);
Высокий уровень
(ребенок освоил
практически весь
объем знаний,
предусмотренных
программой за
конкретный период
и выполняет задания
самостоятельно).
Методическое обеспечение реализации программы
В основе заданий, которые предлагается выполнять детям в рамках реализации
программы «Умные пальчики» лежат методы и приемы социоигровой технологии Е.Е.
Шулежко, методы и приемы театральной технологии А.П. Ершовой, В.М. Букатова.
Важное место при реализации программы имеет специально организованная игровая
деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий.
16
Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная
программа построена так, что большую часть материала обучающиеся не просто активно
запоминают, а фактически сами же и открывают, разгадывают, расшифровывают. При этом
развиваются
мыслительные
приемы:
сравнение,
анализ,
синтез,
обобщение,
абстрагирование. Также развиваются все виды памяти, внимание, воображение, речь,
расширяется словарный запас.
Дошкольное детство – время становления первооснов личности, индивидуальности.
Это наиболее благоприятный период для развития любознательности, общих и
специальных способностей ребенка. Благодаря особому процессу познания, который
осуществляется эмоционально-практическим путем, каждый дошкольник становится
маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира.
Программа «Умные пальчики»:
носит развивающий характер;
помогает освоить специфику социальных отношений со сверстниками и с
взрослыми;
обеспечивает формирование ценностных установок;
ориентирует на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его
ближайшего развития;
организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды
деятельности, готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности в
сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
Принципы реализации программы:
Принцип культуросообразности: формирование у детей
общечеловеческих,
общенациональных и региональных ценностей.
Принцип природосообразности: стимулирование у детей ответственности за
экологические последствия своих действий и поведения.
Принцип
креативности:
стимулирование
образно-логического
мышления,
стимулирование сообразительности.
Принцип коллективности: умение работать в группе. Приобретение опыта участия в
групповой работе.
Принцип индивидуально-личностной ориентации: помощь ребенку в трудной
ситуации и установлению добрых отношений с педагогом и детьми, устойчивому
эмоционально-положительному самочувствию.
Принцип гуманистической направленности: отношение к детям как к ответственным
17
субъектам собственного развития. Ориентация учебно-воспитательного процесса на
личностные возможности ребенка, его интересы, потребности. Создание ситуации
успеха, поощрение успехов, пусть даже небольших.
Опора на личный опыт детей: стимулирование практической направленности
занятий с обязательным обсуждением того, где и как можно применять новые знания
и умения.
Исследования отечественных и зарубежных психологов, физиологов и педагогов
показывают, что развитие когнитивных способностей находится в тесной взаимосвязи с
развитием двигательной активности ребенка, оказывая большое влияние на его общее
развитие. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем
успешнее осуществляется развитие лингвистических и математических способностей.
Программа «Умные пальчики» включает в себя учебно-игровую деятельность,
направленную на:
формирование первичных математических и лингвистических представлений;
формирование рациональных, экономных, осознанных движений и накопление
двигательного опыта;
формирование кинестетического опыта работы с различными материалами.
Большое внимание в программе «Умные пальчики» уделяется пальчиковым
играм. Пальчиковая гимнастика:
помогает развивать речь;
развивает эмоциональную выразительность;
повышает работоспособность головного мозга;
развивает внимание, память, воображение;
способствует развитию пространственного мышления;
снимает тревожность.
Пальчиковые игры очень эмоциональны и увлекательны. Дети с удовольствием
принимают участие в таких играх.
Пальчиковые игры отображают реальность окружающего мира – предметы,
животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе игр ребенок повторяет
движения взрослых, активизирует моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость,
умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде
деятельности.
Пальчиковые игры развивают не только ловкость и точность рук, но и ум ребенка,
стимулируют развитие творческих способностей, фантазии, смекалки и речи. Они хорошие
помощники для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развить координацию.
18
Кроме пальчиковых игр в программе используются графические упражнения и
графические диктанты, способствующие развитию мелкой моторики и координации
движений рук. Графические задания формируют у ребенка зрительное восприятие и
внимание, помогают развить орфографическую зоркость, справиться с неусидчивостью и
рассеянностью. Регулярные занятия с графическими диктантами развивают у ребенка
произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук,
координацию
движений,
усидчивость.
Выполнения
графических
упражнений
в
дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом.
Включение в программу дидактических игр по воспитанию, познавательных бесед,
направленных на ознакомление с окружающим миром, развитие творческих и
коммуникативных способностей детей, основанных на их собственной творческой
деятельности, также является отличительной чертой данной программы.
В основе заданий, которые предлагается выполнить детям в рамках реализации
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Умные пальчики»
лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети
всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что
большую часть материала обучающиеся не просто активно запоминают, а фактически сами
же и открывают, разгадывают, расшифровывают. При этом развиваются мыслительные
приемы: сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование. Также развиваются все
виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.
Формы и методы работы
Методы обучения опираются на образное мышление детей. Девиз программы –
учиться с радостью.
Основным методом обучения выступает игровой метод, использование которого
сочетается с приёмами личностно-ориентированного подхода: обучение в сотрудничестве,
дискуссия и ролевая игра.
Игровой тренинг - применяется с целью налаживания контакта внутри группы и
формирования коммуникативной компетенции дошкольников. Сюжетная линия внутри
каждого занятия формирует мотивацию детей к деятельности, развивает их познавательную
сферу. Игровой тренинг является одновременно и формой проведения занятий, и методом.
Формы:
Пальчиковые игры, игровые упражнения на координацию; игровые упражнения на
речевое развитие; игровые упражнения на зрительную память; игровые упражнения на
быстроту реакции; игровые упражнения на внимание.
19
Изобразительная деятельность - работа с пластилином, картоном, бумагой,
соленым тестом, природным материалом, крупой; работа с ножницами; аппликация;
рисование нетрадиционными способами.
Графическая деятельность - графические диктанты, графические задания;
графические упражнения и работа в тетради.
Двигательно-оздоровительная деятельность - физкультминутки; подвижные
упражнения на координацию движений; упражнения на двигательную функцию рук и ног.
Беседа - постановка творческих задач; создание ситуации успеха; обсуждение
времени года, месяца.
По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности данная
программа является комплексной, так как в ней осуществляется разносторонняя поддержка
детей: психологическая, оздоровительная, социально-адаптационная.
Материально-техническое обеспечение
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Наименование
Учебный кабинет с рабочими местами для каждого
обучающегося
Бумага белая
Бумага цветная
Ножницы
Набор цветных карандашей
Музыкальный центр
Коврики гимнастические
Дорожки массажные
Мячи массажные
Обручи
Количество
1
100
50
15
15
1
15
3
15
5
Кадровое обеспечение
Педагоги со средним профессиональным или высшим образованием, владеющие
знаниями и опытом в работе с обучающимися дошкольного возраста, обладающие
знаниями в области педагогики и психологии.
Информационное обеспечение
Цифровые образовательные ресурсы:
Презентации по темам занятий;
Диски с музыкальные записи танцевальной музыки;
Диски с видеозаписями практических заданий.
20
Литература для педагога
1. Анищенкова, Е.С. Пальчиковая гимнастика: методическое пособие / Е.С.
Анищенкова. – Москва: АСТ, 2022. – 64 с.
2. Безруких,
М.М.
Ориентиры
развития
ребёнка.
Как
отследить
динамику
интеллектуального, эмоционального и физического развития детей: учебное
пособие / М.М. Безруких. – Москва: Просвещение, 2023. – 40 с.
3. Безрукова, О. А. Русский язык для детей в картинках. Книга для учителя со
сценариями занятий и наглядный материал для детей: учебное пособие / О.А.
Безрукова. – Москва: Русская речь, 2023. – 76 с.
4. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика: учебное пособие / Л.Р. Болотина. - Москва:
Юрайт, 2023. – 218 с.
5. Букатов, В.М.; Ершова. А.П. Режиссура урока: методическое пособие / Букатов В.М.,
Ершова А.П. Москва: Образовательные проекты, - 2021. – 408 с.
6. Визель, Т.Г. На языке букв (письменная речь и ее нарушения): учебное пособие / Т.Г.
Визель. – Москва: Линка-Пресс, 2024. – 144 с.
7. Выготский, Л.С. Психология ребенка: учебная литература / Л.С. Выготский. –
Москва: Перспектива, 2020. – 148 с.
8. Коркин, В.П. Начинайте с акробатики: учебное пособие / В.П. Коркин. – Москва:
RUGRAM, 2020.- 127 с.
9. Котелевская, В.В. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах: учебное пособие /
В.В. Котелевская. – Ростов на Дону: Феникс, 2021. – 256 с.
10. Лопухина, И. Логопедия. Звуки, буквы и слова. Упражнения в стихах: учебное
пособие / И. Лопухина. – СПБ: Дельта, 2021. – 144 с.
11. Праведникова, И.И. IQ тренинг с переменками. Строчка за строчкой. Учимся
понимать образную речь: учебное пособие / И.И. Праведникова. – Москва: АЙРИСПРЕСС, 2024. – 48 с.
12. Сулим, Е.В. Игровой стретчинг для дошкольников: учебное пособие / Е.В. Сулим.Москва: Творческий Центр СФЕРА, 2020. – 112 с.
13. Сычёва, Г.Е. Формирование элементарных математических представлений у
дошкольников: учебное пособие / Г.Е. Сычёва. – Москва: Гном, 2023 . – 56 с.
14. Утробина, К.К. Подвижные игры с детьми 5-7 лет. Сценарии: методическое пособие
/ К.К. Утробина. - Москва: Гном, 2023. – 152 с.
15. Хвостовцев, А.Ю. Детки-непоседки. Пальчиковые игры для детей: практическое
пособие / А.Ю. Хвостовцев. – Новосибирск: Издательство сибирского университета,
2020. - 65 с.
21
16. Шадриков, В.Д. Психология деятельности человека: учебное пособие / В.Д.
Шадриков. – Москва: Институт психологии РАН, 2021. – 464 с.
17. Шулешко, Е.Е. Детская жизнь на пути согласия и социоигровой стиль ведения
занятий: методическое пособие / Е.Е. Шулешко. – Москва: ТЦ Сфера, 2021. – 128 с.
Интернет-ресурсы:
1. Безруких. М. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5-7
лет // [Электронный ресурс]. URL: https://dob.1sept.ru/article.php?ID=200200607
2. Веселые обучалки // [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kindergenii.ru
3. Дошкольное
образование
//
[Электронный
ресурс].
URL:
https://dob.1sept.ru/?from=portal
4. Ушакова, Е.Е. Основные положения методики творческих игр на уроках ритмики
[Электронный ресурс]. - URL: http://www.openclass.ru
Список литературы для обучающихся и родителей
1. Бакланова, Т.И. Музыка для детей: музыкальные путешествия и встречи. В гостях у
народов России: учебная литература / Т.И. Бакланова. – Москва: АСТ, 2019. – 144 с.
2. Михайлова, М.А.; Воронина, Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого
движения: учебная литература / Михайлова М.А., Воронина Н.В. - Ярославль:
Академия развития, 2020. - 112 с.
3. Сулим, Е.В. Игровой стретчинг для дошкольников: учебное пособие / Е.В. Сулим.Москва: Творческий Центр СФЕРА, 2020. – 112 с.
4. 4.Сычёва, Г.Е. Формирование элементарных математических представлений у
дошкольников: учебное пособие / Г.Е. Сычёва. – Москва: Гном, 2023. – 56 с.
5. Утробина, К.К. Подвижные игры с детьми 5-7 лет. Сценарии: методическое пособие
/ К.К. Утробина. - Москва: Гном, 2023. – 152 с.
6. Хвостовцев, А.Ю. Детки-непоседки. Пальчиковые игры для детей: практическое
пособие / А.Ю. Хвостовцев. – Новосибирск: Издательство сибирского университета,
2020. - 65 с.
Приложение № 1
Календарный учебный график
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Умные пальчики»
22
1.
2.
3.
4.
5.
Сроки
проведения
3 неделя
сентября
3 неделя
сентября
4 неделя
сентября
4 неделя
сентября
1 неделя
октября
Форма занятия
Часы
Тема
Форма контроля
Вводное занятие
2
Вводное занятие
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических
игр
Дидактическая
игра
Самостоятельная
работа
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических
игр
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических
игр
Игровой тренинг
2
Ориентировка во
времени
2
Ориентировка во
времени
Ориентировка во
времени
Правила дыхания:
дыхание в
движении,
глубокое дыхание
Наблюдение,
упражнение
опрос
2
Правила дыхания:
дыхание в
движении,
глубокое дыхание
Беседа, упражнение
2
Правила дыхания:
дыхание в
движении,
глубокое дыхание
Правила дыхания:
дыхание в
движении,
глубокое дыхание
Правила дыхания:
дыхание в
движении,
глубокое дыхание
Гибкость и
регуляция
вестибулярного
аппарата
Творческое задание
Гибкость и
регуляция
вестибулярного
аппарата
Гибкость и
регуляция
вестибулярного
аппарата
Упражнение
Гибкость и
регуляция
Упражнение
2
2
6.
1 неделя
октября
7.
2 неделя
октября
8.
2 неделя
октября
Мастер-класс
2
9.
3 неделя
октября
Самостоятельная
работа
2
10.
3 неделя
октября
2
11.
4 неделя
октября
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических
игр
Занятие-сказка
12.
4 неделя
октября
2
13.
5 неделя
октября
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических
игр
Занятиепутешествие
2
2
Анкетирование,
беседа
Беседа,
наблюдение
Беседа,
упражнение
Творческое задание
Наблюдение, опрос
Беседа, упражнение
Беседа, упражнение
23
14.
5 неделя
октября
Самостоятельная
работа
2
15.
1 неделя
ноября
2
16.
1 неделя
ноября
2 неделя
ноября
2 неделя
ноября
3 неделя
ноября
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических
игр
Мастер-класс
Игровой тренинг
2
Практикум
2
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических
игр
Практикум
2
17.
18.
19.
2
20.
3 неделя
ноября
21.
4 неделя
ноября
Занятиепутешествие
2
22.
4 неделя
ноября
2
23.
1 неделя
декабря
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических
игр
Занятие-сказка
24.
1 неделя
декабря
2
25.
2 неделя
декабря
26.
2 неделя
декабря
27.
3 неделя
декабря
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических
игр
Занятиепутешествие,
практикум
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических
игр
Самостоятельная
работа
2
2
2
2
2
вестибулярного
аппарата
Гибкость и
регуляция
вестибулярного
аппарата
Движение в
группе
Опрос
Беседа, наблюдение
Движение в
группе
Движение в
группе
Движение в
группе
Сказочное
путешествие в
мир звуков и букв
Упражнение
Сказочное
путешествие в
мир звуков и букв
Сказочное
путешествие в
мир звуков и букв
Сказочное
путешествие в
мир звуков и букв
Наблюдение,
упражнение
Сказочное
путешествие в
мир звуков и букв
Сказочное
путешествие в
мир звуков и букв
Наблюдение,
упражнение
Сказочное
путешествие в
мир звуков и букв
Сказочное
путешествие в
мир звуков и букв
Наблюдение,
упражнение
Сказочное
путешествие в
мир звуков и букв
Опрос
Наблюдение,
упражнение
Опрос
Беседа, наблюдение
Наблюдение,
упражнение
Беседа, упражнение
Беседа, упражнение
Беседа, упражнение
24
28.
3 неделя
декабря
29.
4 неделя
декабря
4 неделя
декабря
30.
31.
32.
33.
2 неделя
января
2 неделя
января
3 неделя
января
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических
игр
Мастер-класс
2
Графические
упражнения
Беседа, наблюдение
2
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических
игр
Игровой тренинг
2
Графические
упражнения
Графические
упражнения
Наблюдение,
упражнение
Беседа, упражнение
Упражнение
Самостоятельная
работа
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических
игр
Занятиепутешествие
2
Графические
упражнения
Графические
упражнения
Движение.
Движения
подражания
Движение.
Движения
подражания
Движение.
Движения
подражания
Движение.
Движения
подражания
Игры и действия с
предметами
Наблюдение,
упражнение
Игры и действия с
предметами
Игры и действия с
предметами
Игры и действия с
предметами
Бумагопластика и
аппликация
Творческое задание
Бумагопластика и
аппликация
Бумагопластика и
аппликация
Упражнение
2
2
34.
3 неделя
января
35.
4 неделя
января
Игровой тренинг
2
36.
4 неделя
января
Практикум
2
37.
5 неделя
января
2
38.
5 неделя
января
1 неделя
февраля
1 неделя
февраля
2 неделя
февраля
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических
игр
Игровой тренинг
Мастер-класс
2
Самостоятельная
работа
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических
игр
Занятие-сказка,
практикум
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
2
39.
40.
41.
42.
43.
2 неделя
февраля
3 неделя
февраля
2
2
2
2
2
Опрос
Беседа, упражнение
Наблюдение,
упражнение
Наблюдение,
упражнение
Беседа, наблюдение
Творческое задание,
наблюдение
Творческое задание
Беседа, наблюдение
Творческое задание
25
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
3 неделя
февраля
4 неделя
февраля
4 неделя
февраля
1 неделя
марта
1 неделя
марта
2 неделя
марта
2 неделя
марта
3 неделя
марта
3 неделя
марта
дидактических
игр
Занятие -сказка
2
Практикум
2
Самостоятельная
работа
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических
игр
Занятие-сказка
2
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических
игр
Практикум
2
Самостоятельная
работа
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических
игр
Занятиепутешествие
2
2
2
2
2
53.
4 неделя
марта
54.
4 неделя
марта
Практикум
2
55.
1 неделя
апреля
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических
игр
Практикум
2
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических
игр
Самостоятельная
работа
2
56.
1 неделя
апреля
57.
2 неделя
апреля
58.
2 неделя
апреля
2
2
2
Бумагопластика и
аппликация
Бумагопластика и
аппликация
Бумагопластика и
аппликация
Пальчиковая
гимнастика
Упражнение
Пальчиковая
гимнастика
Пальчиковая
гимнастика
Наблюдение,
упражнение
Наблюдение,
упражнение
Пальчиковая
гимнастика
Пальчиковая
гимнастика
Таинственный
замок фигур и
чисел
Наблюдение,
упражнение
Наблюдение
Таинственный
замок фигур и
чисел
Таинственный
замок фигур и
чисел
Таинственный
замок фигур
чисел
Наблюдение,
упражнение
Творческое задание
Творческое задание
Беседа, наблюдение
Беседа, упражнение
Наблюдение
Беседа, упражнение
и
Таинственный
замок фигур и
чисел
Таинственный
замок фигур и
чисел
Наблюдение,
упражнение
Таинственный
замок фигур и
чисел
Упражнение,
Опрос
Беседа, наблюдение
26
59.
3 неделя
апреля
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических
игр
Практикум
2
Таинственный
замок фигур и
чисел
Беседа, упражнение
60.
3 неделя
апреля
2
Наблюдение,
упражнение
4 неделя
апреля
Самостоятельная
работа
2
62.
4 неделя
апреля
2
63.
2
Лепка
Творческое задание
64.
5 неделя
апреля
1 неделя мая
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических
игр
Занятие-сказка
Таинственный
замок фигур и
чисел
Таинственный
замок фигур и
чисел
Лепка
61.
2
Лепка
Беседа, наблюдение
65.
2 неделя мая
2
Лепка
Творческое задание
66.
2 неделя
мая
3 неделя
мая
3 неделя
мая
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических
игр
Занятиепутешествие
Практикум
2
Лепка
Творческое задание
Самостоятельная
работа
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических
игр
Игровой тренинг,
практикум
2
Лепка
Творческое задание
2
Движение в
природе. Образы
движения
Беседа, наблюдение
2
Наблюдение,
упражнение
Занятиепутешествие,
практикум
Самостоятельная
работа
2
Викторина
2
Движение в
природе. Образы
движения
Движение в
природе. Образы
движения
Движение в
природе. Образы
движения
Заключительное
занятие
67.
68.
69.
4 неделя
мая
70.
4 неделя
мая
71.
5 неделя
мая
72.
5 неделя
мая
2
Упражнение
Беседа, наблюдение
Наблюдение,
упражнение
Упражнение
Мониторинг
результатов
деятельности за год
Всего 144
Приложение № 2
Диагностические методики для оценки достижения
запланированных результатов
27
Диагностические
материалы
сформированы
на
основании
«Комплекта
диагностических материалов по оценке и учету индивидуальных особенностей развития
детей 5-7 лет» под редакцией академика РАО М.М. Безруких.
Диагностические мероприятия проводят педагог дополнительного образования,
реализующий программу «Умные пальчики» и психолог МБУ ДО «ЦПД».
А. Методика проведения диагностики уровня личностного развития
Личностное развитие определяет успешность психологической адаптации ребенка в
школе. Личностное развитие – это результат взаимодействия ребенка и окружающих
взрослых. Эффективное взаимодействие с окружающими сверстниками и взрослыми– залог
успешной адаптации в новых условиях деятельности при новом социальном статусе –
ученика.
Оценку личностного развития ребенка невозможно провести в ходе краткосрочной
беседы. Наблюдение родителей, их ответы на вопросы будут более объективными. Поэтому
оценка уровня сформированности личностного развития проводится на основании
анкетирования (заполняется родителями).
Перед заполнением анкеты педагогам следует объяснить родителям, что
используется балльная система: 3 балла – за полное соответствие указанному качеству или
поведению, 2 балла – за неполное соответствие, 1 балл – за отсутствие данного качества.
Дополнительным сведением для заполнения анкеты может стать поведение ребенка в быту.
Анкета № 1
Личностное развитие
Баллы
3
2
1 балл
балла балла
1. Способность «заниматься, учиться», а не только играть
2. Стремление к достижению результата способность
достаточно объективно его оценить
3. Способность дифференцировать «что такое хорошо и что
такое плохо», умение оценивать свои поступки
4. Проявление активного познавательного интереса (к новым
видам деятельности, к миру взрослых, к окружающему миру
и т.п.)
5. Стремление к личным достижениям («Я уже знаю,
умею…»), самоутверждению, признанию
Описание параметров оценки выполнения задания и определения уровня
личностного развития ребенка
Для того чтобы оценить ответы на вопросы блока 1 «Личностное развитие», нужно
использовать балльную оценку сформированности определенного качества или поведения.
28
Например, в блоке «Личностное развитие» в первой графе «Способность заниматься,
учиться, а не только играть, может выполнять задание самостоятельно, а не только в
присутствии взрослого» в 3 балла оценивается способность ребенка при помощи взрослых
разобраться в условиях задания (сложить пазл, построить из него фигуру по образцу,
срисовать геометрическую фигуру и т.п.) и самостоятельно выполнить его. В 2 балла
оценивается способность ребенка выполнить какое-либо задание при подсказке и помощи
взрослых. В 1 балл оценивается неспособность ребенка выполнить какое-либо задание даже
с помощью взрослого.
Максимальный балл – 15, минимальный – 5 баллов.
В том случае, если ребенок получил от 11 до 15 баллов можно высоко оценить
уровень его личностного развития, при оценке в 6-10 баллов можно прогнозировать
школьные трудности и снижение учебной мотивации. При оценке до 6 баллов обучение в
школе возможно только при индивидуальном подходе к ребенку, специальной тактике
обучения, повышении мотивации, познавательного интереса.
Диагностика уровня эмоционального развития
Важность диагностики эмоциональной сферы дошкольников определяется особой и
дифференцированной ролью эмоций в формировании познавательных процессов,
организацией поведения и социальной адаптацией на этом этапе развития. Положительные
эмоции оказывают активирующее влияние на развитие интеллектуальной сферы
При обследовании эмоционального статуса ребенка используется два этапа анализа:
Первый этап оценки эмоционального статуса – ответы родителей на вопросы анкеты
№ 2, блок «Эмоциональное развитие».
Анкета № 2
Баллы
Эмоциональное развитие
3
2
балла балла
1 балл
1. Обычно уравновешен, доброжелателен
2. Радуется новым игрушкам, играм, обновкам
3. Адекватно ведет себя в различных ситуациях (при
просмотре мультипликационных фильмов, чтении
книг и т.п.)
4. Воспринимает шутку, готов пошутить сам
5. Способен сопереживать
29
В. Диагностика уровня сформированности метапредметных результатов
(внимание, мышление, самоорганизация, волевое развитие) и предметных результатов
(речь, мелкая моторика, графические умения, зрительно-пространственное восприятие и
зрительно-моторные координации)
Проведение обследования проводится на основе анкетирования родителей.
Анкетирование включает следующие блоки:
речевое развитие;
развитие тонко-координированных движений руки и графических умений;
развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных
координаций;
развитие внимания и памяти;
мышление (вербально-логическое и наглядно-образное мышление);
развитие самоорганизации (организации произвольной деятельности).
Анкета № 3
Баллы
Показатели
3
2
балла балла
5. Когнитивное развитие
5.1. Речевое развитие
1. Умеет самостоятельно рассказать знакомую сказку
или составить рассказ по картинкам
2. Способен к простейшему звуковому анализу слов
(может выделить звук в начале, середине и конце
слова)
3. Обладает хорошим словарным запасом,
позволяющим выразить мысль, описать событие,
ответить на вопрос, задать вопрос и т.п.
4. Грамматически правильно строит предложения,
правильно использует предлоги, приставки, союзы
5. Способен правильно произносить все звуки
родного языка
5.2. Развитие моторики и графических умений
1. Уверенно владеет всеми бытовыми действиями (еда
вилкой, ложкой, расстегивание, застегивание пуговиц,
чистка зубов, одевание, раздевание, шнурование
ботинок и т.п.)
2. Способен манипулировать мелкими предметами
(складывать мозаику, собирать бусины, пуговицы в
коробку, складывать пазлы и т.п.)
3. Правильно и легко выполняет упражнения
пальчиковой гимнастики
1 балл
30
4. Умеет правильно держать ручку и чертить прямые
ровные линии (вертикальные и горизонтальные)
5. Может нарисовать круг и овал
5.3. Зрительно-пространственное восприятие и зрительно-моторные
координации
1. Способен выделять и классифицировать фигуры
(буквы, цифры, предметы) по форме, размеру, цвету и
другим признакам
2. Способен копировать фигуры, буквы, цифры,
соблюдая размерность и направление всех штрихов и
элементов
3. Способен находить часть от целой фигуры,
конструировать фигуры из деталей по образцу (схеме)
4. Способен различать пространственное
расположение фигур и деталей в пространстве и на
плоскости (над, под, на, за, перед, возле, сверху,
снизу, справа, слева и т.п.)
5. Способен срисовывать (копировать) простые
геометрические фигуры, сочетания фигур,
пересекающиеся линии, соблюдая размеры,
соотношение и направление штрихов
5.4. Развитие внимания и памяти
1. Способен работать не отвлекаясь 5-10 минут, даже
если деятельность не очень интересна или трудна.
2. Способен переключиться с одного вида
деятельности на другой
3. Способен найти различия на 2-х похожих
картинках
4. Хорошо помнит сюжеты прочитанных сказок,
увиденных мультфильмов, экскурсий и спектаклей
5. Легко учит стихи
5.5. Мышление (общее развитие)
1. Способен к обобщению и классификации (находит
общее, различие предметов, явлений, процессов;
способен выделить лишний предмет)
2. Способен сделать простой, логический вывод
3. Понимает смысл и последовательность событий (на
картинках, в простом рассказе, в жизни).
4. Имеет элементарный запас сведений о себе, своей
семье, быте, умеет ими пользоваться
5.6. Самоорганизация (организация произвольной деятельности)
1. Ребенок воспринимает инструкцию (задание) и по
инструкции выполняет действие, не нужно несколько
раз повторять инструкцию
2. Ребенок не торопится, не суетиться, доводит работу
до конца
3. Ребенок способен работать самостоятельно
4. Способен оценить качество своей работы (найти
ошибки и исправить их)
31
5. При неудаче не сердится, принимает помощь
взрослых, с подсказкой выполняет задание, не
отказывается продолжать работу.
Ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йирасека
Задания графического теста направлены на определение развития тонкой моторики
руки и координации зрения и движений руки. Кроме того, тест позволяет определить в
общих чертах интеллектуальное развитие ребёнка (рисунок мужской фигуры по памяти).
Задание «срисовывание письменных букв» и «срисовывание группы точек» выявляют
умение ребёнка подражать образцу – умение, необходимое в школьном обучении. Эти
задания также позволяют определить, может ли ребёнок сосредоточенно, не отвлекаясь
работать некоторое время над не очень привлекательным для него заданием.
Тест Керна – Йиерасека может применяется как в группе, так и индивидуально.
Первое задание – рисование мужской фигуры по памяти. Второе – срисовывание
письменных букв. Третье – срисовывание группы точек. Результат каждого задания
оценивается по пятибалльной системе (1высший балл; 5низший балл), а затем вычисляется
суммарный итог по 3 –м заданиям.
Развитие детей, получившим в сумме по 3-м заданиям:
- от 3-х до 6-ти баллов, рассматриваются как выше среднего;
- от7-и до 11-ти баллов, как средний уровень;
- от12-ти до 15-ти баллов – ниже нормы.
Инструкция по применению теста
Ребёнку (группе детей) предлагают бланк теста. На первой стороне бланка
содержатся данные о ребёнке и оставлено свободное место для рисования мужской фигуры,
на обороте в верхней левой части помещён образец письменных букв, а в нижней части образец группы точек. Правая часть этой стороны листа оставлена свободной для
воспроизведения
образцов
ребёнком.
В
качестве
бланка
может
служить
лист
машинописной бумаги, ориентированный так, чтобы нижняя часть его оказалась длинней
боковой. Карандаш перед испытуемым кладут так, чтобы он был на одинаковом расстоянии
от обеих рук (в случае, если ребёнок окажется левшой, экспериментатор должен сделать
соответствующую запись в протоколе). Бланк кладётся перед ребёнком чистой стороной.
Инструкция к заданию №1:
«Здесь (показывают каждому ребёнку) нарисуй какого-нибудь мужчину. Так как
сможешь». Больше никаких пояснений, помощи или привлечения внимания к ошибкам и
недостаткам рисунка не допускается. Если дети всё же начнут расспрашивать, как рисовать,
экспериментатор всё равно должен ограничиться одной фразой: «Рисуй так, как сможешь».
32
Если ребёнок не приступает к рисованию, то следует подойти к нему и подбодрить,
например, сказать: «Рисуй, у тебя всё получится». Иногда ребята задают вопрос, нельзя ли
вместо мужчины нарисовать женщину, в этом случае надо ответить, что все рисуют
мужчину и им тоже надо рисовать мужчину. Если ребёнок уже начал рисовать женщину,
то следует разрешить дорисовать её, а затем попросить, чтобы он нарисовал рядом ещё и
мужчину. Следует иметь в виду, что бывают случаи, когда ребёнок категорически
отказывается рисовать мужчину. Опыт показывает, что такой отказ может быть связан с
неблагополучием в семье ребёнка, когда отца либо вообще нет в семье, либо он есть, но от
него исходит какая-либо угроза. По окончании рисования фигуры человека детям говорят,
чтобы они перевернули лист бумаги на другую сторону.
Инструкция к заданию №2:
«Посмотри, здесь что-то написано. Ты ещё не умеешь писать, но попробуй, может
быть, у тебя получится точно так же. Хорошенько посмотри, как это написано, и вот здесь,
рядом, на свободном месте напиши так же». Предлагается скопировать фразу:
«Я ем суп», написанную письменными буквами. Если какой-нибудь ребёнок
неудачно угадает длину фразы и одно слово не поместиться в строчке, следует обратить
внимание на то, что можно написать это слово выше или ниже. Следует иметь в виду, что
встречаются дети, которые уже умеют читать письменный текст, и тогда они, прочитав,
предложенную им фразу, пишут её печатными буквами. В этом случае необходимо иметь
образец иностранных слов, также написанных письменными буквами.
Инструкция к заданию №3:
«Посмотри, здесь нарисованы точки
***
***
***
*
Попробуй вот здесь, рядом, нарисовать точно так же».
При этом нужно показать, где ребёнок должен рисовать, поскольку следует
считаться с возможным ослаблением концентрации внимания у некоторых детей.
Отмечают также, вертится ли ребёнок слишком много, роняет ли карандаш и ищет его под
столом, начал ли рисовать, несмотря на указания, в другом месте или вообще обводит
контур образца, желает ли убедиться в том, что рисует красиво.
Оценка результатов теста
Задание №1 – рисование мужской фигуры.
33
1 балл - выставляется при выполнении следующих условий: нарисованная фигура
должна иметь голову, туловище, конечности. Голова с туловищем соединена с шеей и не
должна быть больше туловища. На голове есть волосы (возможно, они закрыты шапкой
или кепкой) и уши, на лице – глаза, нос, рот, руки заканчиваются пятипалой кистью. Ноги
внизу отогнуты. Фигура имеет мужскую одежду и нарисована так называемым
синтетическим способом (контурным), заключающимся в том, что вся фигура (голова, шея,
туловище, руки, ноги) рисуются сразу как единое целое, а не составляется из отдельных
законченных частей. При таком способе рисования всю фигуру можно обвести одним
контуром, не отрывая карандаша от бумаги. На рисунке видно, что руки и ноги как бы
«растут» из туловища, а не прикреплены к нему. В отличие от синтетического более
примитивный аналитический способ рисования предполагает изображение отдельно
каждой из составляющих частей фигуры. Так, например, сначала рисуется туловище, а
затем к нему прикрепляются руки и ноги.
2 балла. Выполнение всех требований на единицу, кроме синтетического способа
рисования. Три отсутствующие детали (шея, волосы, один палец руки, но не часть
лица) можно не учитывать, если фигура нарисована синтетическим способом.
3 балла. Фигура должна иметь голову, туловище, конечности. Руки и ноги
нарисованы двумя линиями(объёмные). Допускается отсутствие шеи, волос, ушей, одежды,
пальцев и ступней.
4 балла. Примитивный рисунок головы с туловищем. Конечности (достаточно
одной пары) нарисованы одной линией каждая.
5
баллов. Отсутствует
чёткое
изображение
туловища («головоножка»
или
преобладание «головоножки») или обеих пар конечностей. Каракули.
Задание №2 – копирование слов, написанных письменными буквами.
1 балл. Хорошо и полностью разборчиво скопирован написанный образец.
Буквы превышают размер букв образца не более чем в два раза. Первая буква по
высоте явно соответствует прописной букве. Буквы чётко связаны в три слова.
Скопированная фраза отклоняется от горизонтальной линии не более чем на 30 градусов.
2 балла. Всё ещё разборчиво скопирован образец. Размер букв и соблюдение
горизонтальной линии не учитываются.
3 балла. Явная разбивка надписи минимум на две части. Можно понять хотя бы
четыре буквы образца.
4 балла. С образцом совпадают хотя бы две буквы. Воспризведённый образец всё
ещё создаёт строку надписи.
5 баллов. Каракули.
34
Задание №3 – срисовывание группы точек
1 балл. Почти совершенное копирование образца. Допускается незначительное
отклонение одной точки от строки или колонки. Уменьшение образца допустимо, а
увеличение не должно быть более чем вдвое. Рисунок должен быть параллелен образцу.
2 балла. Число и расположение точек должно соответствовать образцу. Можно не
учитывать отклонение не более трёх точек на половину ширины зазора между строкой и
колонкой.
3 балла. Рисунок в целом соответствуют образцу, не превышая его по ширине и
высоте более чем вдвое. Число точек может не соответствовать образцу, но их не должно
быть больше 20 и меньше 7. Допускается любой поворот, даже на 180 градусов.
4 балла. Контур рисунка не соответствует образцу, но всё же состоит из точек.
Размеры образца и количество точек не учитываются. Иные формы (например, линии) не
допускаются.
5 баллов. Каракули.
По
классификации положительными считаются первые
три
группы .
Дети,
набравшие количество баллов от плюс 24 до плюс 13, считаются готовыми к школьному
обучению.
Общая оценка результатов тестирования
Готовыми к дальнейшему обучению считаются дети, получившие по первым трём
субтестам от 3 до 6 баллов.
7-9 баллов – дети представляют средний уровень развития готовности к школьному
обучению. 9-11 баллов – дети требуют дополнительного исследования для получения более
объективных данных. 12-15 баллов – следует особо обратить внимание на эту группу
детей (обычно это отдельные ребята), т. к. это составляет развитие ниже норы. Такие дети
нуждаются
в
тщательном
индивидуальном
обследовании
интеллекта,
развитии
личностных, мотивационных качеств.
Таким образом, можно говорить, что методика Керна - Йиерасека даёт
предварительную ориентировку в уровне развития готовности дошкольника дальнейшему
школьному обучению.
Полученные результаты диагностических мероприятий по отслеживанию
уровня сформированности планируемых результатов освоения программы «Умные
пальчики» в обобщенном плане, с акцентом на цели и задачи программы заносятся в
технологическую таблицу результатов.
35
Приложение № 3
Технологическая карта результатов мониторинга освоения программы
«Умные пальчики»
Результаты/
Критерии
ФИО ребенка
параметры
Уровень эмоциональной выразительности речи
Предметные
результаты
Умение различать букву и цифру
Умение задавать вопросы
Умение составлять смысловое высказывание по
теме
Знание различных пальчиковых игр
Умение применять пальчиковую гимнастику
Умение выполнять прямой и обратный счет от "1"
до "10"
Умение различать «слог» и «слово»
Умение ориентироваться в пространстве
Умение составлять календарь на основе знаний о
днях недели, месяца
Умение составлять сказки на основе представлений
о волшебном мире цифр
Умение работать в тетради
Знание режима дня и основ ЗОЖ
Средний балл
Степень эмоциональной выразительности при
«Умные эмоции»
чтении, выступлении
Умение представить себя другим
Сложность эмоций:
умение показать различные эмоциональные
состояния литературного персонажа
Умение эмоционально положительно реагировать
на выступление других ребят
Умение эмоционально проявлять дружескую
поддержку
Уверенность в своих силах и возможностях
Средний балл
Уровень эмпатии
Личностные
результаты
Уважительное отношение в группе
Навыки самостоятельности
Навыки самодисциплины
Наличие гражданской позиции через любовь к
родному краю
Наличие желания участвовать в конкурсах
Установка на здоровый образ жизни
Средний балл
Метапредметные
результаты
Регулятивные результаты:
- навык работы по инструкции при выполнении
заданий разного уровня сложности;
-умение слушать взрослого;
- умение организовывать рабочее место;
-умение планировать учебные действия.
36
Коммуникативные результаты:
- умение слушать собеседника и вести диалог;
- навык коммуникации и сотрудничества внутри
учебной группы;
- навык сотрудничества со сверстниками в разных
социальных ситуациях
Познавательные результаты:
- познавательная активность через проявление
любознательности и умение задавать вопросы;
-выполнение логических операций сравнения,
классификации, обобщения;
-наличие умения наблюдать и быть внимательным.
Общий балл
Низкий уровень: обучающихся не овладел в достаточной степени знаниями и умениями,
предусмотренных программой.
Средний уровень: обучающийся усвоил знания и умения программы и справляется с
заданием с помощью педагога.
Высокий уровень: обучающийся освоил практически весь объем знаний,
предусмотренных программой за конкретный период и выполняет задания самостоятельно.
37