Творческая лаборатория, 1 год

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования – детский
оздоровительно-образовательный центр – «Центр поддержки детства»

Программа принята
Методическим советом МБУ ДО «ЦПД»
Протокол от_______________№_______

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУ ДО «ЦПД»
________________К.И. Охват
приказ от ________ № _____

Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа

«Творческая лаборатория
(развитие детей средствами декоративно-прикладного искусства)

Направленность: художественная
Возраст обучающихся: 9-12
Срок реализации: 1 год
Количество часов:144

Автор-составитель:
Соловьёва Ксения Владимировна,
педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2024 г.

I.

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа «Творческая лаборатория»
относится

к

программам

художественной

направленности.

Она

способствует

формированию художественной культуры обучающихся 9-12 лет, создает условия для
развития творческого воображения детей.
Нормативно-правовые

акты,

на

основе

которых

разработана

программа

«Творческая лаборатория»:
 Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в
Российской Федерации».
 Концепция развития дополнительного образования до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р.
 Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным образовательным программам.
 Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015
№ 09-3242 с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).
 Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.04.2017
№ ВК-1232/09 с методическими рекомендациями по организации независимой
оценки качества дополнительного образования детей.
 Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития
воспитания в РФ на период до 2025 года.
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г.
№ 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную

деятельность,

электронного

обучения,

дистанционных

образовательных технологий при реализации образовательных программ».
 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
 СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
 Положение о промежуточной и итоговой аттестации обучающихся МБУ ДО
«ЦПД».
 Устав МБУ ДО «ЦПД».

2

Актуальность программы. В наши дни народное декоративное творчество
переживает новый этап – словно заново открывается красота произведений древнего
традиционного искусства, воплощающий многовековой опыт художественного вкуса и
жизненной мудрости человека труда.
Приобщение

подрастающего

поколения

к

различным

видам

прикладного

искусства, связанного с рукодельными работами, можно считать значимой частью
обучения и воспитания детей.
Занятия декоративно-прикладным творчеством дают неиссякаемые возможности
для разностороннего развития личности. Обучение видению прекрасного в жизни,
творческая деятельность, радость от осознания красоты – все это воздействует на ум,
душу, волю, обогащает духовный мир подрастающего поколения.
Актуальность данной программы заключается в том, что за счет развития
креативного мышления обучающиеся могут приобрести практические навыки ручного
труда, которые могут использоваться в повседневной жизни (для украшения одежды, быта
и т.д.), выразить себя в творчестве, сориентироваться в получении различных творческих
профессий (дизайнер, оформитель и др.).
Новизна данной программы определяется сочетанием уникального содержания и
использованием

в

обучении

методики

индивидуально-личностного

подхода.

Индивидуальный, личностно-ориентированный подход к ребёнку позволяет создать
«ситуации успеха» для каждого обучающегося, что повышает эффективность и
результативность

обучения. Подбор заданий

осуществляется

на основе

метода

наблюдения педагогом за практической деятельностью обучающихся на занятии. Это
особенно важно при существующем дефиците внимания к личности ребенка.
Новизна программы заключается в построении программы на принципах
компетентностного подхода в образовании, а именно, на интеграции традиционных и
нетрадиционных изобразительно-декоративно-прикладных техник.
Педагогическая

целесообразность

определяется

возможностью

раскрытия

природных задатков и творческого потенциала обучающихся, развития у них навыков
продуктивной коммуникации.
Цель программы: формирование у детей художественной культуры, развитие
художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно прикладного искусства через традиционные и нетрадиционные декоративно-прикладные
техники.
Задачи:
Образовательные:
 Познакомить

обучающихся

с

основными

понятиями

и

закономерностями
3

декоративно-прикладного искусства.
 Научить обучающихся приемам работы в традиционных и нетрадиционных
техниках с применением разных материалов.
 Научить обучающихся использовать знания, полученные на уроках окружающего
мира, технологии, изобразительного искусства, истории для создания композиций
различного характера.
Развивающие:
 Развивать умение слушать собеседника и вести диалог.
 Развивать коммуникативные способности продуктивного взаимодействия с
участниками учебной группы.
 Способствовать развитию навыков целеполагания и планирования.
 Развивать «художественную грамотность» и культуру ручного труда.
Воспитательные:
 Воспитывать нравственные, эстетические и личностные качества обучающихся:
доброжелательность, трудолюбие, честность, порядочность, ответственность,
аккуратность.
 Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Адресат программы: обучающиеся 9-12 лет, получающие образование в
учреждениях разного типа и статуса. Набор детей в группы проводится без
предварительного отбора. Программа построена с учётом возрастных и психофизических
особенностей. Возрастные особенности обучающихся учитываются при комплектовании
групп и распределении учебной нагрузки.
В соответствии с возрастной периодизацией Д.Б. Эльконина для ребенка 9-11 лет
характерно:
 социальная ситуация: взаимодействие со значимыми взрослыми извне;
 ведущий тип деятельности: интеллектуальная и непосредственно учебная
активность;
 возникновение чувства взрослости;
 возникновение представлений относительно самого себя, как полностью взрослого
человека, непреодолимая нужда в признании социума, стремление добиться этого
как психологическое новообразование.
Для обучающихся 12 лет:
 социальная ситуация: общение с ровесниками, отказ от взаимодействия со
взрослыми;

4

 ведущая деятельность: глубокое, личное взаимодействие и общение с людьми
такого же возраста, освоение различных норм и правил социального поведения и
взаимодействия в обществе;
 формирование и проявление самосознания, эго-идентичности;
 способность к рефлексии и к осознанию собственной индивидуальности как
психологическое новообразование.
Все указанные особенности учтены при составлении и реализации программы
«Творческая лаборатория».
Программа

относится

к

разноуровневым

программам,

представлена

ознакомительным и базовым уровнем.
Ознакомительный уровень: предполагает знакомство с основными понятиями и
приемами декоративно-прикладного искусства. Базовый уровень: повторение и
закрепление полученных знаний, включение новых знаний и умений, введение элементов
самостоятельной творческой деятельности.
Определение

уровня программы, который будет осваивать обучающийся,

происходит в первый учебный месяц посредством анкетирования, беседы с обучающимся
и его родителями, самостоятельного выполнения творческих заданий. Прежде всего
обучающиеся заполняют входную анкету, где отражают свои навыки, круг интересов,
пишут о том, что хотят узнать и чему научиться за время освоения программы.
Допускается включение в программу базового уровня для обучающихся, ранее не
посещавших занятий ознакомительного уровня, но имеющих достаточные знания, умения
и навыки. После собеседования с таким обучающимся согласовывается индивидуальный
план прохождения ключевых тем, дается список рекомендованной для самостоятельного
изучения литературы. Индивидуальный образовательный маршрут включает в себя план,
который составляется совместно с обучающимся на основе его целей и предпочтений и
предполагает

определенные

результаты

в

виде

промежуточных

проектов,

самостоятельных творческих работ, которые фиксируются в портфолио достижений
обучающегося.
Распределение количества часов: 144 часа: 4 ч. х 36 недель.
Форма, вид и режим занятий.
Форма организации обучения – очная: групповая, парная со сменным составом,
индивидуальная, индивидуально-групповая.
В условиях сложной эпидемиологической ситуации, а также по запросу
обучающихся, родителей (законных представителей) или в целях интенсификации
процесса обучения

предполагается форма обучения с применением дистанционных

технологий.
5

Виды занятий: беседа, дидактическая игра, практикум, тренинг, мастер-класс,
самостоятельная

работа.

Виды

занятий

направлены

на

создание

условий

для

интеллектуального, творческого и эстетического развития обучающихся в процессе
занятий декоративно-прикладным творчеством.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа с перерывом на 10 мин. Учебный час–
40 мин. Наполняемость учебной группы от 12 до 15 человек.
Важнейшим

условием

эффективности

обучения

является

удовлетворение

потребности обучающихся в эмпатии, доверии и искренности. Это условие определяет
гуманистическое содержание программы «Творческая лаборатория».
Структура занятия
1. Организация начала занятия включает:
 Обеспечение наличия всех необходимых для работы материалов; проведение
инструктажей.
 Актуализацию знаний.
2. Постановка целей и задач занятия.
3. Теоретическая часть:
 Ознакомление с новым материалом.
4. Практическая часть:
 Первичное закрепление навыков.
5. Проверка первичного усвоения знаний.
6. Организация рефлексивного обсуждения.
7. Рекомендации для самостоятельной работы.
Организационная часть занятий обеспечивает: наличие всех необходимых для
работы материалов, пособий и иллюстраций; проведение бесед и инструктажей по
технике безопасности, по соблюдению правил дорожного движения, проведение
инструктажей по особенностям поведения в условиях террористической угрозы.
Теоретическая работа с детьми проводится в форме бесед, диспутов, анализе
техник и приемов декоративно-прикладного искусства, разборе трудных ситуаций при
работе с различными материалами.
Практическая часть включает в себя навыки изготовления художественных работ
и изделий. В процессе реализации программы используются разнообразные методы
обучения:

объяснительно-иллюстративный,

рассказ,

беседа,

работа

с

книгой,

демонстрация, упражнение, практический.
Практические занятия включают: игровые занятия, инсценировки по темам,
дискуссии, игровые тренинги, мастер-классы, выполнение упражнений на закрепление
6

пройденного материала, выполнение упражнений творческого характера, представление
результатов работы.
Связь между учебно-тематическими и практическими вопросами прослеживается
через

выполнение

дидактические

обучающимися

принципы

последовательность

и

заданий

организаций

системность

творческого

занятий:

характера.

доступность

обучения-воспитания,

и

учет

Основные
наглядность,

возрастных

и

индивидуальных особенностей детей. На занятиях созданы условия для творческого
развития обучающихся.
Декоративно-прикладная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением
окружающей действительности, на занятиях с детьми изучается обще-эстетический контекст,
освоение его широких понятий помогает обучающимся осознанно включаться в творческий
процесс.
Формы подведения итогов реализации программы
 Конкурсы разного уровня.
 Проекты.
 Творческие работы.
 Фотоотчеты с занятий.
 Составление альбома лучших работ.
Планируемые результаты
К планируемым результатам освоения программы:
Предметные результаты:
 Освоены

основные

понятия

и

закономерности

изобразительного

и

традиционных

и

декоративно-прикладного искусства.
 Обучающиеся

овладели

приемами

работы

в

нетрадиционных техниках с применением разных материалов.
 Обучающиеся показывают в своих художественных работах знания,
полученные на уроках окружающего мира, технологии, истории для
создания композиций различного характера.
Метапредметные результаты:
 Обучающиеся овладели навыком слушать собеседника и вести диалог.
 Обучающиеся

демонстрируют

коммуникативные

способности

продуктивного взаимодействия с участниками учебной группы.
 Освоены навыки целеполагания и планирования учебных действий для
достижения результата.
 Обучающиеся демонстрируют в работах «художественную грамотность» и
7

эстетический вкус.
 Освоена культура ручного труда.
Личностные результаты:
 Усвоены правила уважительных и доброжелательных отношений в группе.
 Сформированы

навыки

самодисциплины,

самостоятельности,

ответственности.
 Сформированы навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Воспитательная деятельность по реализации программы
Воспитательная работа строится на основе системы воспитания МБУ ДО «ЦПД»,
которая представлена в воспитательной программе «Центра поддержки детства».
Цель воспитательной работы: формирование уважительного отношения к
старшим, людям труда, педагогам, сверстникам; формирование умения работать в
команде; формирование способности к анализу и представлению своей нравственной
позиции; воли, настойчивости, ответственности и самостоятельности.
Целевые установки воспитательной работы реализуются через выполнение
воспитательных и развивающих задач программы, которые выражаются в личностных и
метапредметных результатах.
Основной формой воспитания и обучения обучающихся является учебное
занятие. В ходе учебных занятий в соответствии с предметным и метапредметным
содержанием

программы

обучающиеся

усваивают

информацию,

имеющую

воспитательное значение; получают опыт деятельности, в которой формируются,
проявляются и утверждаются ценностные, нравственные ориентации; осознают себя
способными к нравственному выбору.
Продуктивное участие в занятиях, в дискуссиях, в выполнении творческих задач
способствуют

усвоению

и

применению

правил

поведения

и

коммуникации,

формированию позитивного и конструктивного отношения к событиям, в которых
участвуют обучающиеся объединения «Разноцветный мир». В игровых занятиях
проявляются и развиваются личностные качества обучающихся: эмоциональность,
активность,

нацеленность

на

успех,

готовность

к

командной

деятельности

и

взаимопомощи. Итоговые мероприятия способствуют закреплению ситуации успеха,
развивают рефлексивные и коммуникативные умения, ответственность, благоприятно
воздействуют на эмоциональную сферу обучающихся.
Методы воспитательной работы
 Убеждение.
 Проблемное задание.
8

 Рефлексия.
 Упражнение.
 Пример.
 Опора на нравственные идеалы.
 Поощрение.
Метод убеждения в дополнительном образовании вполне естественен, так как
посещение учреждений дополнительного образования не носит обязательного характера,
и применение жестких методов приведет к потере обучающегося. Особое место занимают
краткие, яркие и занимательные беседы, объяснения, рассказы о нравственном поведении.
Наибольший эффект дают индивидуальные беседы авторитетных и близких к
обучающемуся людей, убеждение на собственном опыте, использование литературных
произведений, притч, сказок, увлечение творческим поиском и добрым делом.
Через метод упражнений происходит формирование опыта поведения.
Пример,

как

метод

педагогического

воздействия

основывается

на

стремлении

обучающегося подражать человеку-педагогу, которого с ним связывает интересное дело,
который является для него авторитетным помощником. Общаясь с людьми, наблюдая и
анализируя

живые

образцы

высокой

нравственности,

патриотизма,

трудолюбия,

мастерства, верности долгу и т. д., воспитанник глубже и нагляднее осмысливает
сущность и содержание социально-нравственных отношений.
Метод поощрения — это стимул самоутверждения, осознание, фиксация
собственного успеха. В дополнительном образовании каждый ребенок может быть более
успешен, чем в основном образовании.
Календарный план воспитательной работы в рамках реализации программы
Занятия проводит – ПДО объединения «Творческая лаборатория»
№
1.
2.

3.

4.
5.

Название
мероприятия
День знаний

Сроки

Форма проведения

сентябрь Квест-игра на
площадке «ЦПД»
«Безопасная
сентябрь Мастер-класс на
дорога от дома
площадке «ЦПД»
до «ЦПД»
«День пожилого октябрь Поэтический вечер на
человека»,
площадке «ЦПД»
совместно
с
родителями
Осенний
октябрь Квест-игра на
калейдоскоп
площадке «ЦПД»
«День
друга» декабрь Поэтический вечер на
(домашние
площадке «ЦПД»

Практический результат
Фото- и видеоматериалы
Фото- и видеоматериалы
Фото- и видеоматериалы с
выступлением детей
Фото- и видеоматериалы с
выступлением детей
Фото- и видеоматериалы с
выступлением детей
9

6.

7.

8.

9.

питомцы)
Новогодние
праздники
совместно
с
родителями
«День
защитника
Отечества»
совместно
с
родителями
Конкурс чтецов
ко дню Победы
совместно
с
родителями
Выпускные
вечера
и
награждения
детей по итогам
учебного года

декабрь

Поэтический вечер на
площадке «ЦПД»

Фото- и видеоматериалы с
выступлением детей

февраль

Поэтический вечер на
площадке «ЦПД»

Фото- и видеоматериалы с
выступлением детей

апрель

Поэтический вечер на
площадке «ЦПД»

Фото- и видеоматериалы с
выступлением детей

май

Круглый стол на
площадке «ЦПД»

Презентации

Учебный план
№
п/п
1.

2.
3.
4.

Тема
Вводное
занятие.
Организация рабочего
места. Знакомство с
материалами
и
инструментами
Основы декоративноприкладного искусства
Композиция с
орнаментами
Виды росписей

Лепка
традиционных
русских игрушек
6. Аппликация и поделки
из различных по фактуре
материалов
7. Фигурки из картона.
Подвижная кукла
8. Заключительное занятие.
Организация итоговой
выставки
Итого:
5.

В том числе
Кол-во
часов Теория Практика

Формы контроля

4

2

2

Беседа. Наблюдение.
Анкетирование.

36

10

26

24

8

16

24

8

16

16

4

12

20

4

16

Беседа. Творческое
задание. Наблюдение
Беседа. Творческое
задание. Наблюдение
Беседа. Творческое
задание. Наблюдение
Беседа. Творческое
задание. Наблюдение
Беседа. Творческое
задание. Наблюдение

16

4

12

4

2

2

144

42

102

Беседа. Творческое
задание. Наблюдение
Мониторинг
результатов творческой
деятельности за год.

10

Содержание учебного плана
Тема 1. Вводное занятие. Организация рабочего места. Знакомство с материалами и
инструментами.
Теория. Знакомство. Определение целей и задач объединения.

Входной контроль /

анкетирование, беседа. Инструктаж по ТБ, правила посещения Центра, ППБ, БДД.
Подготовка к занятию в кружке. Поддержание порядка на рабочих местах, их уборка.
Знакомство с материалами и инструментами для работы: карандаши, кисточки,
фломастеры, краски. Основные приемы работы. Выполнение последовательных операций.
Экономный

расход

материалов.

Культура

представления

детских

декоративно-

прикладных изделий и изобразительных работ в нетрадиционных техниках в виде
наглядной демонстрации.
Практика. Анкетирование.
Тема 2. Основы декоративно-прикладного искусства.
Теория. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства (ДПИ).
Изучение народных промыслов и предметов старинного быта. Виды декоративноприкладного искусства: дымковская игрушка, городецкие и хохломские изделия, гжель.
Основы цветоведения. Закономерности восприятия цвета, способы и методы достижения
цветовой гармонии на палитре. Основы композиции. Орнамент. Виды и структура
орнаментов.
Практика. Построение геометнического орнамента, «Арабеска». Традиционные русские
узоры. «Роспись Северной Двины». «Золотая Хохлома». «Расписная Гжель». «Прикамская
роспись».
Тема 3. Композиция с орнаментами.
Теория. Знакомство с классификацией орнаментов. Символический, геометрический,
предметный, растительный и животный орнамент. Закономерности орнаментальных
построений. Понятие о композиции орнамента. Статичные и динамичные композиции
орнамента. Геометрические и изобразительные орнаменты.

Орнамент по характеру

композиции. Орнамент в полосе.
Практика.

Создание

орнаментов

на

примере

русско-народных

росписей.

«Геометрические узоры». «Простые элементы мезенской росписи». «Роспись деревянной
доски». «Чудесные ленточки». «Резвые лошадки». «Филимоновские орнаменты». «Моя
Фантазия».
Тема 4. Виды росписей.
Теория. Знакомство с особенностями русских традиционных росписей, сюжетами в
изображении, элементами и узорами. Мезенская, Городецкая, Хохломская роспись.
Цветочная полоса. Сюжетная роспись.
11

Практика. Создание декоративного панно (Мезенская роспись).

Создание росписи

«Цветочная лента» по мотивам Городецкой росписи. «Хохломская птица на ветке».
Сюжетная композиция «Чаепитие», «Прогулка».
Тема 5. Лепка традиционных русских игрушек.
Теория. Формирование навыков работы с пластилином и глиной. Изучение форм в
народной игрушке, своеобразного стиля, выразительной росписи. Подготовка материалов
для создания глиняной игрушки. Техника лепки: раскатывание, скатывание, вдавливание
пальцем, прищипывание, сплющивание, оттягивание, присоединение. Лепка предметов
округлой формы. Скатывание глины круговыми движениями: шарики, мячики, яблочки.
Лепка из глины самой игрушки. Роспись игрушки. Дымковская игрушка.
Практика. Создание дымковской игрушки.

«Дымковская лошадка».

«Барышня-

кретьянка». «Барашек».
Тема 6. Аппликация и поделки из различных по фактуре материалов.
Теория. Понятие аппликация, виды аппликации. Материалы для занятия аппликаций.
Нетрадиционные техники в создании композиции. Подделки из природного материала.
Предметная, сюжетная и декоративная аппликация с использованием различного
материала: пищевые продукты - макароны, крупы, соль, сахар, бросовый материал;
сочетание различных материалов - засушенные листья и нитки.
Практика. Создание аппликации «Животное», «Декоративная тарелка». Аппликация из
природного материала «Натюрморт». «Цветы». Объёмная поделка.
Тема 7. Фигурки из картона. Подвижная кукла.
Теория. Знакомство с материалом. Подготовка эскизов, шаблонов, схем. Определение с
размером куклы. Изготовление куклы из картона, бумаги, пряжи, ниток, проволоки и
ткани. Подвижная кукла-дергунчик. Картонные фигурки животных.
Практика. «Кукла Маша». «Котик». «Совушка». Кукла-дергунчик. Картонные фигурки
«Олень», «Лисица», «Слон».
Тема 8. Заключительное занятие. Организация итоговой выставки.
Теория. Подведение итогов деятельности за год. Вручение поощрений и грамот.
Актуализация знаний по ТБ, ПДД, ППБ в период летних каникул.
Практика. Выставка творческих работ, выполненных руками обучающихся.
II. Организационно-педагогические условия реализации программы.
Календарный учебный график (Приложение № 1).
Срок
обучения
1 год

Дата
Зимние
Дата
начала
каникулы окончания
обучения
обучения
15
29.12.2431 мая

Кол-во
учебных
недель
36

Кол-во
учебных
дней
72

Кол-во
учебных
часов
144

Режим
занятий
2 раза в
12

сентября

неделю
по 2 часа
Выходные дни: 4 ноября; 23 февраля; 8 марта; 1-3 мая; 9-10 мая, которые выпадают
08.01.25

по расписанию.
Время аттестационных мероприятий: 4 неделя декабря и 3 неделя мая.
Режим организации занятий определяется календарным учебным графиком и
соответствует нормам, утвержденным СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
Оценка и контроль результатов
В целях обеспечения контроля качества результатов освоения ДООП «Творческая
лаборатория» и на основании «Положения о промежуточной и итоговой аттестации
обучающихся МБУ ДО «ЦПД» применяются следующие виды контроля:
Текущий контроль. Осуществляется на каждом занятии. Каждый приобретенный
навык, закрепленный через упражнения, служит основой для получения новых знаний и
умений.
Тематический контроль. Проходит по завершению изучения темы.

Кроме

педагога, контролером своих знаний и навыков является сам обучающийся. Он может
сравнить свои навыки и умения с навыками и умениями своих товарищей, оценить свой
уровень и стремиться к улучшению своих результатов.
Промежуточная аттестация предусмотрена после завершения изучения тем.
Методы: педагогическое наблюдение и кейс-метод активного ситуационного анализа при
решении

конкретных

упражнений-ситуаций.

Решение

специально

подобранных

упражнений и задач позволяет определить проблемные зоны обучающихся в изучении
тем.
Итоговая аттестация фиксирует уровень сформированности знаний, умений,
навыков. Методы: педагогическое наблюдение и кейс-метод активного ситуационного
анализа при решении конкретных упражнений-ситуаций. Результаты диагностики
заносятся в карту мониторинга динамики развития обучающегося. Оценка и анализ
результата обучения за определенное время помогает педагогу выявить положительную
или отрицательную динамику освоения образовательной программы.
Цель диагностических мероприятий – проследить динамику развития и рост
мастерства обучающихся.
Диагностический контроль дает возможность определить уровень мотивации выбора
и устойчивости интереса, воспитанности обучающихся, творческих способностей,
отношение к трудовой деятельности.
13

Результативность

выполнения

программы

отслеживается

путем

проведения

диагностики по следующим направлениям:
 Мотивация

выбора

творческого

объединения

и

устойчивости

интереса

обучающихся.
 Уровень воспитанности.
 Уровень творческих способностей (цветовое восприятие).
Цель

первичной

диагностики

-

определение

уровня

мотивации,

подготовленности и развитости обучающихся в начале обучения.
Для определения уровня мотивации используется анкета для учащихся «Мои
интересы».

Определение уровня творческих способностей проходит с помощью

творческих заданий «Диагностика цветового восприятия».
Для определения уровня воспитанности разработаны следующие критерии:
соблюдение норм поведения, взаимоотношения, Я–концепция (умение аргументировать
свою позицию, самокритичность, уверенность в себе, лидерские качества).
Проведение исследования на начальном этапе дает возможность педагогу
подобрать

оптимальный

объем

учебного

материала,

определить

точки

роста

обучающихся.
Для определения динамики развития и роста мастерства обучающихся проводится
анализ результатов по показателям диагностики, зафиксированным в таблице «Результаты
диагностического контроля».
Это

позволяет

сделать

вывод

о

степени

результативности

реализации

образовательной программы, выявить одаренных детей и разработать для них
индивидуальный образовательный маршрут с целью достижения высоких результатов в
данном направлении.
Формой итогового контроля является выставка творческих работ.
Выставка проводится с целью определения уровня мастерства, культуры, техники
использования творческих продуктов, а также с целью выявления и развития творческих
способностей обучающихся. По итогам выставки лучшим участникам может выдаваться
творческий приз. Критерием оценки умений считается выполнение индивидуальных
творческих работ, а также участие в конкурсах и выставках разного уровня.
Результаты диагностики и педагогического наблюдения заносятся в карту
мониторинга динамики развития обучающегося в соответствии с разработанными
критериями в рамках компетентностного подхода (Приложение № 2).
Оценка и анализ результата обучения помогает педагогу выявить положительную
или отрицательную динамику освоения образовательной программы.

14

Оценочные материалы
№
п/п

1.

2.

3.

4.

Форма
контрольнооценочного
материала
Беседа

Краткая характеристика формы

Оценочные
средства,
позволяющие
включить обучающихся в процесс
обсуждения спорного вопроса, проблемы
и оценить их умение
аргументировать собственную точку
зрения, умения взаимодействовать в
команде, инициативность и быстроту
мышления.
Анкетирование Технические средства для конкретного
исследования,
применяемые
в
социологических,
социальнопсихологических
и
других
исследованиях.
Система анкетирования предназначена
для
интерактивного
формирования
анкеты, обработки анкетных данных, в
которых
выполняются
следующие
процедуры: создание и редактирование
анкет для разного рода пользователей;
анкетирование; проведение обработки
анкетных данных с помощью разного
вида отчётов.
Наблюдение
Наблюдение как метод исследования,
описание набора признаков, доступных
восприятию и раскрывающих психику
человека поведение человека, его
движения,
темп,
координация,
последовательность,
точность,
правильность, автоматизм, уверенность,
речь и голос.
Творческое
Частично регламентированное задание,
задание
имеющее нестандартное решение и
позволяющее диагностировать умения
интегрировать
знания
различных
областей, творческий подход, умение
аргументировать собственную точку
зрения, взаимодействовать в коллективе.
Может выполняться в индивидуальном
порядке или группой обучающихся.

Уровень освоения

Низкий уровень
(обучающихся не
овладел в достаточной
степени знаниями и
умениями,
предусмотренных
программой);
Средний уровень
(обучающийся усвоил
знания и умения
программы и
справляется с заданием
с помощью педагога);
Высокий уровень
(ребенок освоил
практически весь объем
знаний,
предусмотренных
программой за
конкретный период и
выполняет задания
самостоятельно).

Методическое обеспечение реализации программы
Развитие творческих способностей - одна из важных задач дополнительного
образования.

Отличительной

особенностью программы

«Творческая

лаборатория»

является то, что работа ведется не только с традиционными материалами и
инструментами, но и с нетрадиционными материалами: разные виды бумаги, соленое
15

тесто, ткани, нитки, кожа, поролон, мыльные пузыри, крупы, песок, бросовые подручные
материалы и т.д. Можно придумать свою необычную технику. Это создает условия для
развития детского интеллекта, воображения, умения мыслить нестандартно. При прямом
контакте пальцев рук с различными по фактуре материалами дети не только познают
свойства каждого материала, но и учатся визуализировать, работать с конкретными
образами. Даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную, если
применяется на основе нетрадиционных материалов.
На основе полученных знаний дети учатся создавать свои индивидуальные
продукты творческой деятельности через визуальный образ изделия. Открытие в себе
неповторимой индивидуальности поможет ребенку в дальнейшем реализовать себя в
учебе, творчестве, в общении с другими.
Особенности

преподавания

декоративно-прикладному

искусству.

Декоративная работа в материале связана с развитием чувства композиции, чувства
материала, с процессом создания плоскостных и объёмных декоративных композиций
поэтапно – от разработки композиционных эскизов до завершающего этапа. В процессе
восприятия важен момент любования, эстетического переживания сопровождаемый
живой эмоциональной реакцией обучающихся на увиденный образ. По мере дальнейшего
рассмотрения произведений декоративного искусства усиливается смысловой компонент
визуального восприятия. Важным компонентом на завершающей стадии занятия является
обсуждение детских работ. При обсуждении работ необходимо учитывать следующие
критерии: декоративность

-

выразительное

решение

(композиция,

форма,

цвет,

изобразительные элементы и т.д.); содержательность - полнота реализации в творческом
задании полученных знаний; оригинальность - работа фантазии и привнесение элементов
новизны.
Занятия

проводятся

в

групповой

форме

с

использованием

личностно-

ориентированного подхода (с учетом возрастных, психических, психофизических и
индивидуальных особенностей обучающегося).
Методика проведения предусматривает сочетание теории и практики в течение
одного занятия.
Теоретический материал дается в начале занятия, в форме информации или беседы,
сопровождаемой вопросами (вопросно-ответный метод). Объяснение теоретического
материала и практических занятий сопровождается демонстрацией различного рода
наглядных материалов (объяснительно-иллюстративный метод). Основная цель показа
готовых изделий – стимулировать обучающихся к созданию лучшей работы, а также
вызвать желание творить самому, изменять и совершенствовать, а не выполнять точную
копию изделия.
16

При изучении новых тем разделов программы используется монологический метод,
когда педагог рассказывает, показывает точный образец действий, при этом обучающиеся
слушают, запоминают и выполняют действия по образцу.
Применение метода совместной творческой деятельности, когда индивидуально
выполненные элементы объединяются в одну большую коллективную работу, позволяет
развить самостоятельность, коммуникативность, творческое мышление, фантазию
обучающихся.
Часто используется такая форма занятий как «Сам себе мастер», при которой у
обучающихся появляется возможность

самостоятельного творческого подхода к

разработке и созданию новых образцов изделия. Такая творческая деятельность позволяет
развить

самостоятельность,

мышление,

фантазию,

воображение,

способность

к

реализации собственного замысла.
Формы занятий
Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся это индивидуальный подход к каждому ребенку. Но и важен и принцип обучения и
воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых,
индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в
программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Кроме того,
выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных,
друзей, ветеранов войны и труда.
Для реализации программы используются несколько форм занятий: вводное
занятие - педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями
организации

обучения

и

предлагаемой

программой

работы

на

текущий

год.

Ознакомительное занятие - педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или
иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно
теоретические знания).

Тематическое занятие - детям предлагается работать над

иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию
творческого воображения ребёнка. Занятие - импровизация - на таком занятии
обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и
использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка,
раскрепощают его и пользуются популярностью. Занятие проверочное - (на повторение)
помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и
выявить детей, которым нужна помощь педагога.
Игровое занятие - строится в виде соревнования в игровой форме для
стимулирования творчества детей.

Комбинированное занятие - проводится для

решения нескольких учебных задач. Итоговое занятие - подводит итоги работы детского
17

объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров
творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.
Формы организации творческой деятельности детей на занятиях:
 Коллективная.
 В парах.
 Индивидуальная.
Информационно-методическое обеспечение
 Проект «Arts and Culture»: https://artsandculture.google.com/
 Третьяковская галерея: https://artsandculture.google.com/…/the-state-tretyakov-gal…
 Музей истории искусств, Вена: https://bit.ly/3d08Zfm
 Цифровые архивы Уффици: https://www.uffizi.it/en/pages/digital-archives
 Электронное собрание музея Лувр: https://www.louvre.fr/en/media-en-ligne
 Государственный Русский музей: https://bit.ly/2IOQDjq
Материально-техническое обеспечение


Учебный кабинет.



Технические средства обучения (мультимедийное оборудование, компьютер).



Выставочные стенды;

Материалы:


офисная цветная и белая бумага;



влажные салфетки;



декоративные элементы;



карандаши;



ножницы;



клей ПВА;



клеевые карандаши;



пластилин;



соленое тесто (мука, соль);



ткань разного качества;



столы, стулья;



расходные материалы;

 подручный материал (одноразовые тарелки для работы на занятиях, ватные диски,
шпагат, и другое).

18

Кадровое обеспечение
Педагоги со средним профессиональным или высшим образованием, владеющие
знаниями и умениями в различных видах изобразительного искусства, обладающие
знаниями в области педагогики и психологии.
Литература для педагогов
1. Бардина, Р.Л. Изделия художественных народных промыслов и сувениров / Р.Л.
Бардина. – М.: Высшая школа, 2014.
2. Горичева, В.С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина / В.С. Горичева. –
Ярославль: Академия развития, 2015.
3. Горяева, Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека / Н.А. Горяева.– М.:
Просвещение, 2014.
4. Заварова, Л.В. Композиция в декоративном искусстве/ Л.В. Заварова.– Киев, 2014.
5. Кустодиев, Б. Живопись, рисунок, книжная графика, театрально-декорационное
искусство. – М., 2018.
6. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания / Н.М.
Сокольникова. – М.: АСАДЕМА, 2016.
Литература для обучающихся и родителей
1. Горичева, В.С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина / В.С. Горичева. –
Ярославль: Академия развития, 2015.
2. Горяева, Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека / Н.А. Горяева. –
М.: Просвещение, 2014.

19

Приложение №1
Календарный учебный график
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Творческая лаборатория»
на 2024/2025 учебный год
Количество учебных недель – 36, количество часов - 144 ч.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа.
Место проведения: МБУ ДО «ЦПД», кабинет № 17.
№
1.

Сроки
проведения
3 неделя
сентября

Форма занятия

Часы

Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических
игр
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических
игр
Мастер-класс
Практикум

4

Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических
игр
Тренинг
Практикум

4

Тема

Форма контроля

Организация
рабочего места.
Знакомство с
материалами и
инструментами
Основы
декоративноприкладного
искусства

Анкетирование
Беседа
Наблюдение

Основы
декоративноприкладного
искусства
Основы
декоративноприкладного
искусства

Беседа.
Наблюдение.
Творческое
задание
Беседа.
Наблюдение.
Творческое
задание

4

Основы
декоративноприкладного
искусства

Беседа.
Наблюдение.
Творческое
задание

Основы
декоративноприкладного
искусства
Основы
декоративноприкладного
искусства
Основы
декоративноприкладного
искусства

Беседа.
Наблюдение.
Творческое
задание
Беседа.
Наблюдение.
Творческое
задание
Беседа.
Наблюдение.
Творческое
задание

Основы
декоративноприкладного
искусства

Беседа.
Наблюдение.
Творческое
задание

2.

4 неделя
сентября

3.

5неделя
сентября

4.

2 неделя
октября

5.

3 неделя
октября

6.

4 неделя
октября

Практикум

4

7.

5 неделя
октября

Практикум

4

8.

1 неделя
ноября

4

9.

2 неделя
ноября

Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических
игр
Практикум

4

4

4

Беседа.
Наблюдение.
Творческое
задание

20

10.

3 неделя
ноября

Самостоятельная
работа

4

Основы
декоративноприкладного
искусства
Композиция с
орнаментами

Беседа.
Наблюдение.
Творческое
задание
Беседа.
Наблюдение.
Творческое
задание

11.

4 неделя
ноября

4

12.

5 неделя
ноября

Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических
игр
Мастер-класс
Практикум

4

Композиция с
орнаментами

Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических
игр
Тренинг
Практикум

4

Композиция с
орнаментами

Беседа.
Наблюдение.
Творческое
задание
Беседа.
Наблюдение.
Творческое
задание

13.

1неделя
декабря

14.

2 неделя
декабря

4

Композиция с
орнаментами

15.

3 неделя
декабря

Практикум

4

Композиция с
орнаментами

16.

4 неделя
декабря

Самостоятельная
работа

4

Композиция с
орнаментами

17.

3 неделя
января

4

Виды росписей

18.

4 неделя
января

Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических
игр
Мастер-класс
Практикум

4

Виды росписей

19.

5 неделя
января

Тренинг
Практикум

4

Виды росписей

20.

1 неделя
февраля

4

Виды росписей

21.

2 неделя
февраля

Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических
игр
Дидактическая
игра
практикум

4

Виды росписей

Беседа.
Наблюдение.
Творческое
задание
Беседа.
Наблюдение.
Творческое
задание
Беседа.
Наблюдение.
Творческое
задание
Беседа.
Наблюдение.
Творческое
задание
Беседа.
Наблюдение.
Творческое
задание
Беседа.
Наблюдение.
Творческое
задание
Беседа.
Наблюдение.
Творческое
задание
Беседа.
Наблюдение.
Творческое
задание
21

22.

3 неделя
февраля

Практикум
Самостоятельная
работа

4

23.

4 неделя
февраля

4

24.

1 неделя
марта

Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических
игр
Мастер-класс
Практикум

25.

2 неделя
марта

Практикум

4

26.

3 неделя
марта

Самостоятельная
работа

4

27.

4 неделя
марта

Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических
игр

4

28.

5неделя
марта

4

Аппликация и
поделки из
различных по
фактуре материалов

Беседа.
Наблюдение.
Творческое
задание

29.

2 неделя
апреля

Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических
игр
Мастер-класс
Практикум

4

30.

3 неделя
апреля

Тренинг
Практикум

4

31.

4 неделя
апреля

Самостоятельная
работа

4

32.

5неделя
апреля

4

Беседа.
Наблюдение.
Творческое
задание
Беседа.
Наблюдение.
Творческое
задание
Беседа.
Наблюдение.
Творческое
задание
Беседа.
Наблюдение.
Творческое
задание

33.

2 неделя мая

Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических
игр
Мастер-класс
Практикум

Аппликация и
поделки из
различных по
фактуре материалов
Аппликация и
поделки из
различных по
фактуре материалов
Аппликация и
поделки из
различных по
фактуре материалов
Фигурки из картона.
Подвижная кукла

Фигурки из картона.
Подвижная кукла

Беседа.
Наблюдение.
Творческое
задание

4

4

Виды росписей

Беседа.
Наблюдение.
Творческое
задание
Лепка традиционных Беседа.
русских игрушек
Наблюдение.
Творческое
задание
Лепка традиционных Беседа.
русских игрушек
Наблюдение.
Творческое
задание
Лепка традиционных Беседа.
русских игрушек
Наблюдение.
Творческое
задание
Лепка традиционных Беседа.
русских игрушек
Наблюдение.
Творческое
задание
Беседа.
Аппликация и
Наблюдение.
поделки из
Творческое
различных по
задание
фактуре материалов.

22

34.

3 неделя мая

Тренинг
Практикум

4

Фигурки из картона.
Подвижная кукла

35.

4 неделя мая

Самостоятельная
работа

4

Фигурки из картона.
Подвижная кукла

36.

5 неделя мая

Заключительное
итоговое занятие

4

Организация
итоговой выставки

Беседа.
Наблюдение.
Творческое
задание
Беседа.
Наблюдение.
Творческое
задание
Мониторинг
результатов
деятельности за
год

Всего 144
.

23

Приложение № 2
Итоговая технологическая карта результатов обучения по программе
«Творческая лаборатория»
Для оценки каждой из характеристик используется следующая шкала:
в – параметр проявляется часто
х – параметр проявляется скорее часто, чем редко
с – параметр проявляется скорее редко, чем часто
н – параметр проявляется редко
ФИ

Предметные результаты
Уровень
освоенности
понятий ДПИ

Уровень
владения
техниками и
приемами при
ДПИ

в
х

х
в

1.
2.

Умение передать
художественными
средствами образ и
эмоции в
художественной
работе
х
с

Уровень
словарного запаса

х
х

ФИ
Умение
демонстрировать
эстетический вкус в
работах
в
х

1.
2.
ФИ

Уровень
эмпатии
1.
2.

в
в

Метапредметные результаты
Умение
Умение вступать в
предъявлять
коммуникацию
результаты
своей работы
х
в

х
с

Личностные результаты
Уровень
Умение
креативности
сотрудничать со
сверстниками
х
х
в
в

Умение определять
цель учебных
действий и
составлять план
достижения цели
х
х

Уровень развития
самостоятельности,
ответственности
х
в

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».