Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр поддержки детства»
Программа принята
Методическим советом МБУ ДО «ЦПД»
Протокол от_______________№_____
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУ ДО «ЦПД»
_______________ К.И. Охват
приказ от _________№ ____
Социальный заказ
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа
«Разноцветный мир»
Направленность: художественная
Возраст обучающихся: 7-14 лет
Форма реализации: очная
Срок реализации: 1 год
Количество часов: 144
Автор-составитель:
Архипова Елена Сергеевна,
педагог дополнительного образования
Екатеринбург, 2025 г.
I.
Дополнительная
Пояснительная записка
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Разноцветный мир» (далее - Программа) относится к программам художественной
направленности. Она способствует формированию визуальной культуры обучающихся 714 лет и создает условия для развития творческих способностей обучающихся средствами
изобразительного искусства.
Нормативно-правовые акты, на основе которых разработана Программа:
Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в
Российской Федерации».
Концепция развития дополнительного образования до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р.
Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным образовательным программам.
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015
№ 09-3242 с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.04.2017
№ ВК-1232/09 с методическими рекомендациями по организации независимой
оценки качества дополнительного образования детей.
Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития
воспитания в РФ на период до 2025 года.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г.
№ 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ».
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Положение о промежуточной и итоговой аттестации обучающихся МБУ ДО
«ЦПД».
Устав МБУ ДО «ЦПД».
2
Актуальность программы «Разноцветный мир» продиктована особенностями
современной действительности. Для того чтобы обучающиеся были успешны в жизни и
могли грамотно ориентироваться в потоке визуальной информации, а главное, без ущерба
для своего здоровья, необходимо формировать в детях основы визуальной культуры,
основы визуальной грамотности. Творческое развитие детей, расширение его внутреннего
творческого пространства не может осуществляться на пустом месте. Этим пространством
становится художественная культура, в которой запечатлен опыт творческой деятельности
и самосовершенствования многих поколений людей. Обеспечить практику творческого
развития обучающихся в формировании культуры восприятия поможет программа
«Разноцветный мир».
Актуальность данной программы заключается в том, что работа с различными
материалами в разнообразных техниках будит фантазию, развивает эстетический вкус,
творческую
активность,
мелкую
моторику
рук,
имеет
большое
значение
для
всестороннего развития детей. Содержание программы характеризуется разнообразием
материалов, используемых в работе, разнообразием ручных операций и видов
деятельности, разнообразием познавательных сведений.
Новизна данной программы определяется сочетанием уникального содержания и
использованием
в
обучении
методики
индивидуально-личностного
подхода.
Индивидуальный, личностно-ориентированный подход позволяет создать «ситуации
успеха» для каждого обучающегося, что повышает эффективность и результативность
обучения. Подбор заданий осуществляется на основе метода наблюдения педагогом за
практической деятельностью обучающихся на занятии. Новизна данной программы
определяется интегративным характером содержания, особенностями применяемой
театральной технологии и ведущего метода обучения: эстетическая игра. Программа
построена на принципах компетентностного подхода в образовании, а именно, на
интеграции традиционных и нетрадиционных изобразительно-декоративно-прикладных
техник.
Педагогическая
целесообразность
определяется
возможностью
раскрытия
природных задатков и творческого потенциала обучающихся, развития у них навыков
продуктивной коммуникации.
Цель программы: развитие творческого потенциала обучающихся 7-14 лет
средствами изобразительной деятельности, формирование визуальной грамотности
обучающихся
посредством
традиционных
и
нетрадиционных
изобразительных
декоративно-прикладных техник.
Задачи:
Образовательные:
3
Познакомить
обучающихся
с
основными
понятиями
и
закономерностями
изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Научить обучающихся приемам работы в традиционных и нетрадиционных
техниках с применением разных материалов.
Научить обучающихся использовать знания, полученные на уроках окружающего
мира, технологии, изобразительного искусства, истории для создания композиций
различного характера.
Развивающие:
Способствовать формированию навыков целеполагания и планирования учебных
действий.
Развивать умение слушать собеседника и вести диалог.
Развивать коммуникативные способности продуктивного взаимодействия с
участниками учебной группы.
Развивать «визуальную грамотность» и культуру ручного труда.
Воспитательные:
Воспитывать
личностные
качества
обучающихся:
доброжелательность,
трудолюбие, ответственность, самостоятельность.
Воспитывать общественно-активную личность с гражданской позицией.
Способствовать формированию установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Адресат программы: обучающиеся 7-14 лет, получающие образование в
учреждениях разного типа и статуса. Набор детей в группы проводится без
предварительного отбора. Программа построена с учётом возрастных и психофизических
особенностей.
Возрастные особенности обучающихся учитываются при комплектовании групп
и распределении учебной нагрузки.
Младший школьный возраст (7-10 лет) обусловлен большой подвижностью. В этой
связи весьма важно практиковать на занятиях различные виды учебной работы
(применять наглядность, методы объяснения сочетать с беседой и т.д.), проводить
физкультпаузы (физкультминутки).
Не менее важное значение имеют особенности развития психики и познавательной
деятельности этой группы обучающихся. Существенным фактором в этом отношении
является связанное с развитием мозга совершенствование их нервной системы.
Интенсивное
развитие
нервно-психической
деятельности,
высокая
возбудимость,
подвижность и острое реагирование на внешние воздействия сопровождаются быстрым
4
утомлением, что требует умелого переключения с одного вида деятельности на другой. У
обучающихся 7-10 лет интенсивно развивается вторая сигнальная система, связанная с
абстрактным мышлением и речью. Это создает условия для усвоения многих вопросов
материала не только на уровне представлений, но и на уровне теоретических понятий.
Однако это не снимает задачи развития к них аналитико-синтетического мышления при
усвоении изучаемого материала, необходимости учить их разделять целое на части,
вычленять существенные и менее существенные признаки изучаемых предметов и
явлений, делать сравнения, выводы и теоретические обобщения и т.д.
У обучающихся среднего школьного возраста (относительно данной программы
это обучающиеся 11-14 лет) также наблюдается большая подвижность, стремление к
деятельности и практическому приложению своих сил в труде. Стремясь к постижению
глубинных причин изучаемых явлений, они задают много вопросов при изучении нового
материала, требуют от педагога большей аргументации выдвигаемых положений и
убедительного доказательства. На этой основе у них развивается абстрактное
(понятийное) мышление и логическая память. Закономерный характер этой особенности
их мышления и памяти проявляется только при соответствующей организации
познавательной деятельности. Поэтому весьма важно обращать внимание на придание
процессу обучения проблемного характера, учить обучающихся самим находить и
формулировать проблемы, вырабатывать у них аналитико-синтетические умения,
способность к теоретическим обобщениям. Не менее существенной задачей является
развитие навыков самостоятельной учебной работы, проявлять самостоятельность и
творческий подход при выполнении заданий.
Все указанные особенности учтены при составлении и реализации программы
«Разноцветный мир».
Программа относится к одноуровневым программам и представлена базовым
уровнем.
Базовый уровень обеспечивает освоение обучающимися специальных знаний,
умений, навыков и создает общую картину изучаемого содержания программы;
предполагает повторение и закрепление полученных знаний, введение элементов
самостоятельной творческой деятельности. Реализация программы создает условия для
участия обучающихся в конкурсах разного уровня.
Срок освоения программы – 1 год.
Распределение количества часов: 144 часа, 4 часа х 36 недель.
Форма, вид и режим занятий.
5
Форма организации обучения – очная: групповая, парная со сменным составом,
индивидуальная, индивидуально-групповая.
В условиях сложной эпидемиологической ситуации, а также по запросу
обучающихся, родителей (законных представителей) или в целях интенсификации
процесса обучения предполагается форма обучения с применением дистанционных
технологий.
Виды
занятий:
беседа,
дидактическая
игра,
игровой
тренинг,
занятие-
импровизация, мастер-класс, практикум, дискуссия, самостоятельная работа. Виды
занятий направлены на создание условий для интеллектуального и эстетического развития
обучающихся в процессе овладения навыками визуальной грамотности, техникой ИЗО и
декоративно-прикладного искусства.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа с перерывом на 10 мин. Учебный час 40 мин. Наполняемость учебной группы от 12 до 15 человек.
Важнейшим
условием
эффективности
обучения
является
удовлетворение
потребности обучающихся в эмпатии, доверии и искренности. Это условие определяет
специфику образовательной программы «Разноцветный мир».
Структура занятия
1. Организация начала занятия включает:
Обеспечение наличия всех необходимых для работы материалов; проведение
инструктажей.
Актуализацию знаний.
2. Постановка целей и задач занятия.
3. Теоретическая часть:
Ознакомление с новым материалом.
4. Практическая часть:
Первичное закрепление навыков.
5. Проверка первичного усвоения знаний.
6. Организация рефлексивного обсуждения.
7. Рекомендации для самостоятельной работы.
Организационная часть занятий обеспечивает: наличие всех необходимых для
работы материалов, пособий и иллюстраций; проведение бесед и инструктажей по
технике безопасности, по соблюдению правил дорожного движения, проведение
инструктажей по особенностям поведения в условиях террористической угрозы.
6
Теоретическая работа с детьми проводится в форме бесед, анализе техник и
приемов декоративно-прикладного искусства, ИЗО, разборе различных ситуаций при
работе с различными материалами.
Практическая часть включает в себя навыки изготовления художественных работ
и изделий. В процессе реализации программы используются методы обучения: практикообъяснительно-иллюстративный: рассказ, беседа, работа с книгой, демонстрация,
упражнение, творческое задание.
Практические занятия включают: игровые занятия, инсценировки по темам,
дискуссии, игровые тренинги, мастер-классы, выполнение упражнений на закрепление
пройденного материала, выполнение упражнений творческого характера, представление
результатов работы.
Связь между учебно-тематическими и практическими вопросами прослеживается
через
выполнение
дидактические
обучающимися
принципы
последовательность
и
заданий
организаций
системность
творческого
занятий:
характера.
доступность
обучения-воспитания,
и
учет
Основные
наглядность,
возрастных
и
индивидуальных особенностей детей. На занятиях созданы условия для творческого
развития обучающихся.
Декоративно-прикладная и изобразительная деятельность неразрывно связана с
эстетическим видением окружающей действительности, на занятиях с детьми изучается общеэстетический контекст, усвоение его широких понятий поможет обучающимся осознанно
включиться в творческий процесс.
Формы подведения итогов реализации программы
Творческое задание
Упражнение
Опрос
Педагогическое наблюдение
Беседа
Анализ результатов
Планируемые результаты
Предметные результаты:
Освоены
основные
понятия
и
закономерности
изобразительного
и
традиционных
и
декоративно-прикладного искусства.
Обучающиеся
овладели
приемами
работы
в
7
нетрадиционных техниках с применением разных материалов.
Обучающиеся показывают в своих художественных работах знания,
полученные на уроках окружающего мира, технологии, истории для
создания композиций различного характера.
Метапредметные результаты:
Освоены навыки целеполагания и планирования учебных действий для
достижения результата.
Обучающиеся овладели навыком слушать собеседника, вести диалог.
Обучающиеся проявляют коммуникативные способности продуктивного
взаимодействия с участниками учебной группы.
Обучающиеся демонстрируют в работах «визуальную грамотность».
Освоена культура труда.
Личностные результаты:
Усвоены правила уважительных и доброжелательных отношений в группе.
Сформированы навыки самостоятельности, ответственности, трудолюбия.
Обучающиеся показывают общественно-активную гражданскую позицию
через участие в конкурсах, фестивалях, в мероприятиях МБУ ДО «ЦПД».
Обучающиеся демонстрируют установку на безопасный и здоровый образ
жизни.
Воспитательная деятельность по реализации программы
Воспитательная работа строится на основе системы воспитания МБУ ДО «ЦПД»,
которая представлена в воспитательной программе «Центра поддержки детства».
Цель воспитательной работы: формирование уважительного отношения к
старшим, людям труда, педагогам, сверстникам; формирование умения работать в
команде; формирование способности к анализу и представлению своей нравственной
позиции; воли, настойчивости, ответственности и самостоятельности.
Целевые установки воспитательной работы реализуются через выполнение
воспитательных и развивающих задач программы, которые выражаются в личностных и
метапредметных результатах.
Основной формой воспитания и обучения обучающихся является учебное
занятие. В ходе учебных занятий в соответствии с предметным и метапредметным
содержанием
программы
обучающиеся
усваивают
информацию,
имеющую
воспитательное значение; получают опыт деятельности, в которой формируются,
8
проявляются и утверждаются ценностные, нравственные ориентации; осознают себя
способными к нравственному выбору.
Продуктивное участие в занятиях, в дискуссиях, в выполнении творческих задач
способствуют
усвоению
и
применению
правил
поведения
и
коммуникации,
формированию позитивного и конструктивного отношения к событиям, в которых
участвуют обучающиеся объединения «Разноцветный мир». В игровых занятиях
проявляются и развиваются личностные качества обучающихся: эмоциональность,
активность,
нацеленность
на
успех,
готовность
к
командной
деятельности
и
взаимопомощи. Итоговые мероприятия способствуют закреплению ситуации успеха,
развивают рефлексивные и коммуникативные умения, ответственность, благоприятно
воздействуют на эмоциональную сферу обучающихся.
Методы воспитательной работы
Убеждение
Проблемное задание
Рефлексия
Упражнение
Пример
Опора на нравственные идеалы
Поощрение
Метод убеждения в дополнительном образовании вполне естественен, так как
посещение учреждений дополнительного образования не носит обязательного характера,
и применение жестких методов приведет к потере обучающегося. Особое место занимают
краткие, яркие и занимательные беседы, объяснения, рассказы о нравственном поведении.
Наибольший эффект дают индивидуальные беседы авторитетных и близких к
обучающемуся людей, убеждение на собственном опыте, использование литературных
произведений, притч, сказок, увлечение творческим поиском и добрым делом.
Через метод упражнений происходит формирование опыта поведения.
Пример,
как
метод
педагогического
воздействия
основывается
на
стремлении
обучающегося подражать человеку-педагогу, которого с ним связывает интересное дело,
который является для него авторитетным помощником. Общаясь с людьми, наблюдая и
анализируя
живые
образцы
высокой
нравственности,
патриотизма,
трудолюбия,
мастерства, верности долгу и т. д., воспитанник глубже и нагляднее осмысливает
сущность и содержание социально-нравственных отношений.
9
Метод поощрения — это стимул самоутверждения, осознание, фиксация
собственного успеха. В дополнительном образовании каждый ребенок может быть более
успешен, чем в основном образовании.
Воспитательные методы Ю. К. Бабанского
В воспитательной практике при реализации Программы активно используется
классификация методов воспитания, в основу которой положена концепция деятельности,
в ней выделены три группы методов воспитания по их месту в процессе воспитания
(Ю. К. Бабанский):
Методы формирования сознания личности (взглядов, оценок): рассказ, объяснение,
беседа, диспут, пример (рассказ, показ, обсуждение, анализ образца, литературного
и (или) жизненного факта, личности).
Методы организации деятельности, опыта поведения: положительный опыт
поведения, общественное мнение, приучение и упражнение, воспитывающие
ситуации.
Методы стимулирования деятельности и поведения: соревнование, поощрение,
наказание, создание ситуации успеха.
Календарный план воспитательной работы в рамках реализации программы
Занятия проводит – ПДО объединения «Разноцветный мир»
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Название
мероприятия
День знаний
«Безопасная
дорога от дома
до «ЦПД»
«День пожилого
человека»,
совместно с
родителями
Осенний
калейдоскоп
«День друга»
(домашние
питомцы)
Новогодние
праздники
совместно с
родителями
«День
защитника
Отечества»
совместно с
Сроки
Форма проведения
Практический результат
сентябрь Квест-игра на
площадке «ЦПД»
сентябрь Мастер-класс на
площадке «ЦПД»
Фото- и видеоматериалы
октябрь
Поэтический вечер на
площадке «ЦПД»
Фото- и видеоматериалы с
выступлением детей
октябрь
Квест-игра на
площадке «ЦПД»
Поэтический вечер на
площадке «ЦПД»
Фото- и видеоматериалы с
выступлением детей
Фото- и видеоматериалы с
выступлением детей
декабрь
Поэтический вечер на
площадке «ЦПД»
Фото- и видеоматериалы с
выступлением детей
февраль
Поэтический вечер на
площадке «ЦПД»
Фото- и видеоматериалы с
выступлением детей
декабрь
Фото- и видеоматериалы
10
8.
9.
родителями
Конкурс чтецов
ко дню Победы
совместно с
родителями
Выпускные
вечера и
награждения
детей по итогам
учебного года
апрель
Поэтический вечер на
площадке «ЦПД»
Фото- и видеоматериалы с
выступлением детей
май
Круглый стол на
площадке «ЦПД»
Презентации
Учебный план
№
Тема
п/п
Вводное занятие.
1.
Организация рабочего места.
Знакомство с материалами и
инструментами
2.
Знакомство с народными
промыслами. Цветоведение
Кол-во
часов
В том числе
Теория Практика
Формы контроля
4
2
2
Беседа
Педагогическое
наблюдение
36
12
24
Творческое задание
Упражнение
Опрос
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Анализ результатов
Творческое задание
Упражнение
Опрос
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Анализ результатов
Творческое задание
Упражнение
Опрос
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Анализ результатов
Творческое задание
Упражнение
Опрос
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Анализ результатов
Творческое задание
Упражнение
Опрос
Педагогическое
наблюдение
3.
Декоративное рисование
24
8
16
4.
Лепка
20
8
12
5.
Рисование методом тычка
16
2
14
6.
Аппликация
20
8
12
11
7.
Пескография
20
8
12
8.
Организация итоговой
выставки
4
2
2
144
50
94
Итого:
Беседа
Анализ результатов
Творческое задание
Упражнение
Опрос
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Анализ результатов
Мониторинг
результатов
творческой
деятельности за
год.
Содержание учебного плана
Тема 1. Вводное занятие. Организация рабочего места. Знакомство с материалами и
инструментами.
Теория. Знакомство. Определение целей и задач объединения.
Входной контроль /
анкетирование, беседа. Инструктаж по ТБ, правила посещения Центра, ППБ, БДД.
Подготовка к занятию в кружке. Поддержание порядка на рабочих местах, их уборка.
Знакомство с материалами и инструментами для работы: карандаши, кисточки,
фломастеры, краски. Основные приемы работы. Выполнение последовательных операций.
Экономный
расход
материалов.
Культура
представления
детских
декоративно-
прикладных изделий и изобразительных работ в нетрадиционных техниках в виде
наглядной демонстрации.
Тема 2. Знакомство с народными промыслами. Цветоведение.
Теория. Знакомство с особенностями прикладной работы. Изучение убранства «Русской
избы». Предметы старинного быта избы: ухват, чугунок, заслонка, дрова, устьица, окошко
«печи». Потешки, пословицы, сказки. Виды декоративно-прикладного искусства:
дымковская игрушка, городецкие и хохломские изделия, гжель, русская матрешка и ее
история. Основы цветоведения. Закономерности восприятия цвета, способы и методы
достижения цветовой гармонии на палитре.
Практика. «Светла горница». «Что летом родится, - зимой пригодится!». «Дымковская
игрушка». «Развеселый Городец». «Золотая Хохлома». «Расписная Гжель». «Матрешки».
«Филимоновские игрушки».
Тема 3. Декоративное рисование.
Теория. Продолжение знакомства с декоративным рисованием. Ритм и симметрия.
Техника декоративного рисования. Основные понятия - цвет, композиция, элементы
формы,
взаимосвязь
между
всеми
компонентами
узора.
Изучение
орнамента:
12
геометрический, растительный, симметричный, несимметричный. Технические навыки в
пользовании кистью: легко касаться бумаги, делая точки; действовать всей поверхностью
кисти, проводя полосы, свободно двигать ею в разных направлениях; техника мазков.
Практика. «Коврик» - якутский орнамент. «Золотые узоры» - травный орнамент в полосе.
«Хохломские ложки». «Дымковская барыня». «Благородная матрешка». «Городецкий
узор». «Бордюры» узор в полосе по мотивам Гжели. Гжельская посуда: мазковая роспись
букета. «Декоративная рыбка».
Тема 4. Лепка.
Теория. Формирование навыков работы с пластилином как в объеме, так и в технике
пластилинографии. Техника лепки: раскатывание, скатывание, вдавливание пальцем,
прищипывание, сплющивание, оттягивание, присоединение. Раскатывание комочка
пластилина между ладонями прямыми движениями: карандаши, столбики для забора,
колбаски. Соединение концов валика, для получения кольца: бублик, баранки, колёсики.
Раскатывание между ладонями конусообразной формы морковки путём вытягивания
одной стороны. Лепка предметов округлой формы.
Скатывание глины круговыми
движениями: шарики, мячики, яблочки. Лепка предметов, состоящих из нескольких
частей: пирамидка, снеговик. Накладывание одной части на другую с придавливанием и
соединением частей.
Практика. «Дымковская лошадка». «Барышни крестьянки». «Наша деревушка».
«Городец - вместо красок пластилин». «Гжель бело-голубое чудо!». «Пластилиновая
осень». Хохлома. «Хохлома на тарелочке». «Пластилиновая Матрешка». «Моя семья
Матрешек».
Тема 5. Рисование методом тычка.
Теория. Многоцветное изображение предметов и персонажей. Рисование поролоновым
тычком по трафарету, сухой кистью с краской. Гармоничный подбор цвета для своего
рисунка.
Практика. «Одуванчики». «Колоски». «Зайчонок». «Курочка с цыплятами». «Хозяин
тайги». «Пушистый котенок». «Времена года». «Цветы в саду». «Сладкоежки». «Фрукты –
овощи».
Тема 6. Аппликация.
Теория. Операции по обработке бумаги: складывание, сгибание; резание; разрывание и
обрывание; наклеивание. Преобразование одних геометрических фигур в другие:
прямоугольник в квадрат, квадрат в круг, квадрат в треугольник.
Практика. Из бумаги «Дымковская птичка» по мотивам Городецкой росписи.
«Декоративная тарелка» по мотивам гжели. «Полная чаша» по мотивам хохломской
росписи. «Нашей Барыне наряд!». Аппликация из природного материала «Морское дно».
13
«Сделай птице хвост».
Тема 7. Пескография.
Теория. Рисование песком, манкой на стекле, темном контрастном фоне. История
появления искусства. Знакомство с материалом, его свойствами и инструментами:
кварцевым песком, крупой манкой. Формы перехода рисунка из одного в другой, создание
образа и действия путем приемов рисования. Техника рисования – «светлым по темному»
и «темным по светлому», их комбинирование. Съемка процесса на фото и видео.
Практика. «Улитки». Упражнение на выполнение линий, кругов. «Цветы для мамы»:
изображение цветов разными способами, сочинение и изображение своего букета.
«Новогодняя
праздник
история»
России»:
иллюстрация
изображение
сказки «Снеговик-почтовик».
пасхального
натюрморта.
«Православный
«Цветочная
поляна»
изображение пейзажа. «Смена времен года» изображение изменения дерева в разные
времена года.
Тема 8. Организация итоговой выставки.
Практика. Выставка творческих работ, выполненных руками обучающихся. Лучший
пример, показывающий усвоение и закрепление программы.
II. Организационно-педагогические условия реализации программы.
Календарный учебный график (Приложение № 1).
Срок
обучения
1 год
Дата
Зимние
Дата
начала
каникулы окончания
обучения
обучения
15
30.12. 31 мая
сентября
08.01.
Кол-во
учебных
недель
36
Кол-во
учебных
дней
72
Кол-во
учебных
часов
144
Режим
занятий
2 раза в
неделю
по 2 часа
Выходные дни: 4 ноября; 23 февраля; 8 марта; 1-3 мая; 9-10 мая, которые выпадают
по расписанию.
Время аттестационных мероприятий: 4 неделя декабря и 3 неделя мая.
Режим организации занятий определяется календарным учебным графиком и
соответствует нормам, утвержденным СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
14
Оценка и контроль результатов
В целях обеспечения контроля качества результатов освоения ДОП «Разноцветный
мир» и на основании «Положения о промежуточной и итоговой аттестации обучающихся
МБУ ДО «ЦПД» применяются следующие виды контроля:
Текущий контроль. Осуществляется на каждом занятии. Каждый приобретенный
навык, закрепленный через упражнения, служит основой для получения новых знаний и
умений.
Тематический контроль. Проходит по завершению изучения темы.
Кроме
педагога, контролером своих знаний и навыков является сам обучающийся. Он может
сравнить свои навыки и умения с навыками и умениями своих товарищей, оценить свой
уровень и стремиться к улучшению своих результатов.
Промежуточная аттестация предусмотрена после завершения изучения тем.
Методы: педагогическое наблюдение и кейс-метод активного ситуационного анализа при
решении
конкретных
упражнений-ситуаций.
Решение
специально
подобранных
упражнений и задач позволяет определить проблемные зоны обучающихся в изучении
тем.
Итоговая
аттестация
фиксирует
уровень
сформированности
предметных
результатов, метапредметных и личностных. Метод: педагогическое наблюдение и кейсметод активного ситуационного анализа при решении конкретных упражнений-ситуаций.
Результативность освоения программы проявляется в участии обучающихся в творческих
конкурсах разного уровня, в мероприятиях МБУ ДО «ЦПД».
Оценка и анализ результата обучения помогают педагогу выявить динамику
освоения образовательной программы и дать рекомендации обучающимся.
Учет достижений обучающихся осуществляется педагогом дополнительного
образования, проводящим занятия в группе.
Диагностические материалы представлены в Приложении № 2. Результаты
диагностики заносятся в карту мониторинга результатов обучения в соответствии с
разработанными критериями в рамках компетентностного подхода (Приложение № 3).
Метод диагностики: педагогическое наблюдение.
Для
отслеживания
результатов
освоения
программы
разработан
оценочно-
результативный блок.
15
Оценочные материалы
№
п/п
1.
Форма
контрольнооценочного
материала
Беседа
2.
Педагогическ
ое
наблюдение
3.
Творческое
задание
4.
Упражнение
5.
Анализ
результатов
Опрос
Краткая характеристика формы
Уровень освоения
Оценочные средства, позволяющие
включить обучающихся в процесс
обсуждения спорного вопроса, проблемы и
оценить их умение
аргументировать собственную точку
зрения, умения взаимодействовать в
команде, инициативность и быстроту
мышления.
Наблюдение как метод исследования,
описание набора признаков, доступных
восприятию и раскрывающих поведение
обучающихся, его движения,
координацию, последовательность,
точность, правильность, автоматизм,
уверенность, речь и голос.
Частично регламентированное задание,
имеющее нестандартное решение и
позволяющее диагностировать умения
интегрировать знания различных областей,
творческий подход, умение
аргументировать собственную точку
зрения, взаимодействовать в коллективе.
Может выполняться в индивидуальном
порядке или группой обучающихся.
Планомерно организованное повторное
выполнение практического действия с
целью усвоения учебного материала.
Упражнение лежит в основе приобретения
и закрепления знаний и умений.
Упражнение является определяющей
формой, в рамках которой осуществляются
все компоненты процесса учения уяснение содержания действия, его
закрепление, обобщение и автоматизация.
Анализ результатов один из действенных
методов мониторинга, с помощью
которого по заранее намеченной схеме
изучаются результаты учебнопрофессиональной деятельности:
графические материалы, технические
изделия, творческие работы.
Вербально-коммуникативная форма
взаимодействия между педагогом и
обучающимся посредством получения от
обучающегося ответов на заранее
сформулированные вопросы.
Низкий уровень
(обучающихся не
овладел в достаточной
степени знаниями и
умениями,
предусмотренных
программой);
Средний уровень
(обучающийся усвоил
знания и умения
программы и
справляется с
заданием с помощью
педагога);
Высокий уровень
(ребенок освоил
практически весь
объем знаний,
предусмотренных
программой за
конкретный период, и
выполняет задания
самостоятельно).
16
Методическое обеспечение реализации программы
Развитие творческих способностей - одна из важных задач дополнительного
образования. Особенностью программы «Разноцветный мир» является то, что работа
ведется не только с традиционными материалами и инструментами, но и с
нетрадиционными материалами: разные виды бумаги, соленое тесто, ткани, нитки, кожа,
поролон, мыльные пузыри, крупы, песок, бросовые подручные материалы и т.д. Можно
рисовать, чем хочешь и как хочешь. Можно придумать свою необычную технику. Это
создает условия для развития детского интеллекта, воображения, умения мыслить
нестандартно. При прямом контакте пальцев рук с краской, крупами и т.д. дети не только
познают свойства каждого материала, но и учатся визуализировать, работать с
конкретными образами. Обучающиеся обретают навыки визуальной грамотности.
Работа с использованием нетрадиционных техник начинается от простого к
сложному: рисование тычками из поролона, ватными палочками, печатание плодами,
листьями, мятой бумагой, техника кляксографии, набрызг. Даже самая традиционная
техника
может
превратиться
в
оригинальную,
если
применяется
на
основе
нетрадиционных материалов.
На основе полученных знаний ребята учатся создавать свои индивидуальные
продукты творческой деятельности через визуальный образ изделия. Открытие в себе
индивидуального стиля поможет обучающимся в дальнейшем реализовать себя в учебе,
творчестве, в установлении продуктивной коммуникации со сверстниками и взрослыми.
Среди традиционных техник рисования можно выделить: работа с гуашью,
рисование акварельными красками, цветными восковыми мелками, пастель, простыми и
цветными карандашами, фломастерами. При обучении рисованию карандашом создается
линейная форма, затем вырисовывается части рисунка и добавляются детали, рисунок
выполняется в цвете. Такая последовательность развивает аналитическое мышление нарисовав одну часть, ребенок видит, над какой частью нужно работать дальше.
Линейные контуры рисунка помогают изобразить задуманную композицию в цвете.
Красками легко передать цветовое богатство окружающей жизни: ясное небо, закат
солнца, синее море. Вместе с тем овладеть линией, штрихом, пятном как средствами
выразительности, научиться правильно держать карандаш и кисть - сложная задача,
решить которую обучающийся самостоятельно не сможет. Таким образом появляется
необходимость организации взаимодействия ученик-педагог, при котором каждый
обучающийся правильно воспринимает способы действия в рисовании от педагога.
Нетрадиционные техники рисования:
Тычок жесткой полусухой кистью
17
Печать поролоном, пробками
Восковые мелки (свеча) и акварель
Печатанье листьев и цветов, плодов
Рисование ватными палочками
Рисование песком
Набрызг
Рисование мыльными пузырями, мятой бумагой
Кляксография трубочкой
Монотипия пейзажная, предметная
Пластилинография
Коллаж
Огромный плюс нетрадиционного подхода к рисованию — это осуществление
индивидуального подхода к ребенку - возможность учитывать его желания и интересы.
Практикуемая на занятиях коллективная форма творчества сближает их взгляды. Задача
педагога - научить обучающихся использовать при создании художественной работы
разнообразные материалы, таким образом постигая нетрадиционные техники в
изобразительном и декоративно-прикладном искусстве.
Особенности
преподавания
декоративно-прикладному
искусству.
Декоративная работа в материале связана с развитием чувства композиции, чувства
материала, с процессом создания плоскостных и объёмных декоративных композиций
поэтапно – от разработки композиционных эскизов до завершающего этапа. В процессе
восприятия важен момент любования, эстетического переживания сопровождаемый
живой эмоциональной реакцией обучающихся на увиденный образ. По мере дальнейшего
рассмотрения произведений декоративного искусства усиливается смысловой компонент
визуального восприятия. Важным компонентом на завершающей стадии занятия является
обсуждение, анализ детских работ. При обсуждении работ необходимо учитывать
следующие критерии: декоративность - выразительное решение (композиция, форма,
цвет, изобразительные элементы и т.д.); содержательность - полнота реализации в
творческом задании полученных знаний; оригинальность - работа фантазии и привнесение
элементов новизны.
Методы
Для качественного развития творческой деятельности юных творцов программой
предусмотрено применение таких методов как репродуктивный (воспроизводящий);
иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
проблемный (педагог ставит проблему и вместе с ребятами ищет пути её решения);
18
эвристический (проблема формулируется обучающимися, ими и предлагаются способы её
решения. Среди методов практикуются и такие, как беседа, объяснение, игра, выставки,
праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические
занятия.
В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе,
завершается занятие просмотром работ и их обсуждением. В период обучения происходит
постепенное усложнение материала. Широко применяются мастер - классы, когда педагог
вместе с обучающимися выполняет творческую работу, последовательно комментируя все
стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения
работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления.
Эффективность освоения программы «Разноцветный мир» зависит от наличия
у обучающихся мотивации. Ведущую роль в стимулирующих методах играет
межличностное отношение педагога и обучающихся.
Группа методов стимулирования мотивации:
Методы эмоционального стимулирования — создание ситуаций успеха, поощрение
и порицание, использование игр и игровых форм, постановка системы перспектив.
Методы развития познавательного интереса — формирование готовности
восприятия
учебного
материала,
выстраивание
вокруг
материала
поля
практического применения, метод стимулирования занимательным содержанием,
создание ситуации творческого поиска.
Методы формирования ответственности и обязательности — перспектива
конечного результата продукта деятельности.
Для эффективной реализации программы «Разноцветный мир» используется
комплексный подход в применении форм и методов работы, чтобы они соответствовали
интересам и потребностям обучающихся.
Комплексный подход включает в себя:
Визуальный компонент — наглядная подача материала самим педагогом,
знакомство с новыми приемами и техниками при создании художественной работы
или художественного изделия. Просмотр образцовых художественных работ
мастеров.
Теоретический компонент — объяснение правил работы с инструментами и
материалами с учетом возрастных особенностей обучающихся.
Практический компонент — освоение способов создания художественной работы,
комбинации, закрепление путем многократного повторения, тренировка памяти. На
19
практических занятиях используется видеосъемка /с согласия родителей (законных
представителей) и обучающихся/.
Рефлексивный компонент — предполагает обращение к видеозаписи практических
занятий для анализа и сравнения, что позволяет оценить достоинства и недочёты
работы.
Технология обучения в сотрудничестве
Данная технология позволяет организовать обучение в тех формах, которые
традиционно применяются на занятиях ИЗО. Технология обучения в сотрудничестве на
занятиях включает индивидуально-групповую работу и командно-игровую работу. В
первом случае обучающиеся разбиваются на группы в несколько человек. Группам дается
определенное задание, например, самостоятельно создать художественное изделие. Это
эффективная
работа
Разновидностью
для
усвоения
нового
индивидуально-групповой
материала
работы
каждым
может
обучающимся.
служить,
например,
индивидуальная работа в команде. Каждая команда придумывает свой идею, композицию
и показывает друг другу. Члены команды просматривают варианты, ведется обсуждение,
указываются достоинства и недочеты.
Для эффективной работы и достижения высокого творческого результата
используются следующие формы занятий:
Индивидуальная форма — работа с наиболее одаренными детьми, с детьми, не
усвоившими пройденный материал, отстающими детьми.
Групповая форма — группы формируются на основе дифференцированного
подхода к обучению, группа может насчитывать от 3 до 5 человек.
Коллективная форма — форма применяется для проведения выставок.
Одной из инноваций во время обучения детей по ДОП «Разноцветный мир»
является использование методов и приемов театральной технологии (В.М. Букатов,
А.П. Ершова). Методы театральной технологии помогают обучающимся выражать свои
эмоции в создании творческого продукта. При поддержке и с помощью личного примера
педагога
обучающиеся
приобретают
навыки
генерирования идей
для
создания
художественных работ на свободную тему, навыки формирования экспертной оценки.
Данные методы применяются при создании индивидуальных или групповых
художественных композиций. Методы театральной технологии помогают обучающимся
справиться со страхами, быть уверенными в себе.
Методы театральной технологии имеют огромный воспитательный потенциал: дети
овладевают умением вступать в продуктивную коммуникацию друг с другом, не боятся
быть открытыми и искренними; развивают эмпатию; помогают детям овладеть
20
«пристройками»
к
партнеру,
осваивают
вербальные
и
невербальные
способы
взаимодействия.
Театральная педагогика обладает богатым арсеналом средств творческого развития
обучающихся и для создания мотивирующей обучающей среды. Также использование
театральных технологий способствует повышению профессионализма педагога и
мотивирует его на творчество в своей педагогической деятельности.
Применение методов и приемов театральной технологии на занятиях помогает
решать образовательные задачи, предоставляя в педагогический арсенал:
Принципы синтеза видов искусств.
Режиссуру построения игровой ситуации.
Технологию развития воображения на основе игрового ассоциативного тренинга.
Создание необходимой атмосферы к каждой теме занятия, наполненной чувствами
и мыслями.
Образовательные технологии, которые помогают достичь планируемых результатов
при реализации ДОП «Разноцветный мир
№
Название
современных
образовательных
технологий,
внедряемых в
образовательный
процесс
1. Здоровьесберегающие
технологии
2. Проблемное обучение
Цель применения
Результат применения
образовательной технологии
(методическая и практическая
направленность применения)
Укрепление здоровья
обучающегося,
воспитание
валеологической
культуры
Использование данных технологий
позволяют равномерно во время
занятия распределять различные
виды заданий, чередовать
мыслительную деятельность с
упражнениями и творческими
заданиями; определять время подачи
сложного учебного материала,
выделять время на проведение
самостоятельной работы - на
создание своей художественной
работы, что дает положительную
динамику в результатах освоения
программы.
Создание в учебной
Применение данной технологии
деятельности
позволяет организовать обучение,
проблемных ситуаций и приближающееся поиску самого
организация активной
себя, своих особенностей
самостоятельной
визуального восприятия, имеет
деятельности
личностно-ориентированный
обучающихся по их
развивающий характер.
разрешению, когда
В результате происходит творческое
21
3. Технология
оценивания учебных
успехов
4. Проектный метод
обучения как создание
художественной
композиции на
свободную тему в
группе или
индивидуально
используемая цветовая
гамма не соответствует
художественной форме.
Развитие контрольнооценочной
самостоятельности
обучающихся.
Развитие свободной
творческой личности,
которое определяется
задачами развития и
задачами
исследовательской
деятельности
обучающихся.
овладение знаниями и приемами
создания художественной работы.
У обучающихся развиваются умения
самостоятельно оценивать результат
своих действий, контролировать
себя, находить и исправлять
собственные ошибки, формируется
мотивация на успех. Ребята
избавляются от страха перед
оцениванием путём создания
комфортной обстановки.
Эта технология позволяет развивать
познавательные, творческие навыки
обучающихся. При этом
формируются личностные качества
обучающихся: мотивация,
рефлексия и самооценка, умение
делать выбор.
Плюсы технологии — это энтузиазм
в работе, заинтересованность детей,
умение работать в группе,
самоконтроль, закрепление знаний,
дисциплинированность.
Информационно-методические условия
Использование интернет-технологий в образовательном процессе по реализации
программы позволяет расширить и разнообразить учебную деятельность, привлечь
обучающихся, применяя те инструменты, которые они активно используют в своей
повседневной жизни. Нельзя не упомянуть, что Интернет повышает интерес обучающихся
к учебным занятиям, стимулирует их рост познавательной активности, что позволяет им
получать и усваивать большее количество информации, способствует приобретению
различных навыков, а также является «забавным» методом обучения. Таким образом, у
педагога есть прекрасная возможность повысить активность работы обучающихся с
помощью компьютера. Включение информационных технологий в виде интерактивной
доски в процесс обучения обеспечивает эффективную и динамичную подачу учебного
материала, что способствует повышению мотивации и активизации познавательной
активности обучающихся. Благодаря мультимедийному способу передачи информации
формируется умение ориентироваться на плоскости и в пространстве, развивается
произвольность психических процессов, умение планировать, осуществлять оценку и
контроль учебной деятельности.
Электронные ресурсы:
Научиться рисовать за 30 дней — подборка уроков по всем известной книге «Как
научиться рисовать за 30 дней»:
22
https://web-paint.ru/uroki-risovaniya/nauchitsya-risovat-za-30-dnej/
Уроки рисования для начинающих и детей — множество уроков по рисованию как
карандашом, так и фломастерами: http://risuem.net/
Простой карандаш — видеуроки по рисованию в различных техниках:
http://prostoykarandash.ru/
Проект «Arts and Culture»: https://artsandculture.google.com/
Третьяковская галерея: https://artsandculture.google.com/…/the-state-tretyakov-gal…
Музей истории искусств, Вена: https://bit.ly/3d08Zfm
Цифровые архивы Уффици: https://www.uffizi.it/en/pages/digital-archives
Электронное собрание музея Лувр: https://www.louvre.fr/en/media-en-ligne
Государственный Русский музей: https://bit.ly/2IOQDjq
Материально-техническое обеспечение
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Наименование
Учебный кабинет с рабочими
обучающегося
Клеевой термо-пистолет
Ножницы
Кисти различных видов и размеров
Карандаши (цветные), набор
Фломастеры, набор
Стирательные резинки
Бумага (офисная)
Клей (ПВА, клеящий карандаш)
Палитра пластиковая
местами
для
каждого
Кол-во
(шт)
1
1
15
15
15
15
10
100
15
15
Кадровое обеспечение
Педагоги со средним профессиональным или высшим образованием, владеющие
знаниями и умениями в различных видах изобразительного искусства, обладающие
знаниями в области педагогики и психологии.
Список литературы
Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р.
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении
23
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным образовательным программам.
4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015
№ 09-3242 с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).
5. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.04.2017
№ ВК-1232/09 с методическими рекомендациями по организации независимой
оценки качества дополнительного образования детей.
6. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития
воспитания в РФ на период до 2025 года.
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г.
№ 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ».
8. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
9. СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
10. Положение о промежуточной и итоговой аттестации обучающихся МБУ ДО
«ЦПД».
11. Устав МБУ ДО «ЦПД».
Литература для педагогов
1. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие: учебное пособие / Р. Арнхейм
– Москва: Архитектура - С, 2024. - 392 с.
2. Беда, Г.В. Основы изобразительной грамоты: рисунок, живопись, композиция:
учебное пособие / Г.В. Беда – Москва: РИП-Холдинг, 2021. - 272 с.
3. Вельфлин, Г. Основные понятия истории искусств с комментариями: учебное
пособие / Г. Вельфлин — Москва: АСТ, 2022. - 320 с.
4. Выготский, Л.С. Психология искусства: философия в кармане / Л.С. Выготский
- Москва: Эксмо, 2024. – 416 с.
5. Гипсон, Дж. Экологический подход к зрительному восприятию: научная
литература / Дж.Гипсон – Москва: ЁЁ Медиа, 2024. – 461 с.
24
6. Кевин, МакКлауд. Выбираем цвет: учебное пособие / М. Кевин - Москва: АртРодник, 2007. - 194 с.
7. Ломов, С.П. Цветоведение: учебное пособие для вузов / С.П. Ломов - Москва:
Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2023. - 144 с.
8. Лютов, В. П. Цветоведение и основы колориметрии: учебник и практикум для
СПО. 3-е изд., перераб. и доп. / В. П. Лютов. — Москва: Юрайт, 2022. — 222 с.
9. Пауэлл, У. Ф. Цвет и как его использовать: учебное пособие / У.Ф. Пауэлл Москва: Астрель, АСТ, 2024. – 64 с.
10. Ческидова, И. Б. Развитие чувства цвета у детей младшего школьного возраста:
учебное пособие / И. Б. Ческидова - Елец, Елецкий гос. пед. ун-т. им. И. А.
Бунина – Москва: ИХО РАО, 2009. – 23 с.
Информационно-методические условия реализации программы
Литература для обучающихся и родителей
1. Баррингтон, Б. Пошаговые уроки рисования: рисование для начинающих / Б.
Баррингтон – Москва: Питер, 2022. – 128 с.
2. Гарни, Д. Как нарисовать то, что не существует: рисование / Д. Гарни – Москва:
Бомбора, 2022. – 224 с.
3. Гарни, Д. Цвет и свет: подарочные издания. Рисование / Д. Гарни – Москва: Эксмо,
2022. - 224 с.
4. Горелышев, Д. Простое рисование. Упражнения для развития и поддержания
самостоятельной рисовальной практики: учебное пособие / Д. Горелышев –
Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2021. – 192 с.
Электронные образовательные ресурсы
Научиться рисовать за 30 дней — подборка уроков по всем известной книге «Как
научиться рисовать за 30 дней»:
https://web-paint.ru/uroki-risovaniya/nauchitsya-risovat-za-30-dnej/
Уроки рисования для начинающих и детей — множество уроков по рисованию как
карандашом, так и фломастерами: http://risuem.net/
Простой карандаш — видеуроки по рисованию в различных техниках:
http://prostoykarandash.ru/
Проект «Arts and Culture»: https://artsandculture.google.com/
Третьяковская галерея: https://artsandculture.google.com/…/the-state-tretyakov-gal…
Музей истории искусств, Вена: https://bit.ly/3d08Zfm
25
Цифровые архивы Уффици: https://www.uffizi.it/en/pages/digital-archives
Электронное собрание музея Лувр: https://www.louvre.fr/en/media-en-ligne
Государственный Русский музей: https://bit.ly/2IOQDjq
26
Приложение № 1
Календарный учебный график по ДОП «Разноцветный мир»
№
1.
Сроки
проведения
3 неделя
сентября
2.
4 неделя
сентября
3.
5неделя
сентября
4.
2 неделя
октября
5.
3 неделя
октября
6.
4 неделя
октября
7.
5 неделя
октября
8.
1 неделя
ноября
9.
2 неделя
ноября
Форма занятия
Часы
Вводное занятие
4
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических
игр
Мастер-класс.
Практикум
4
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических
игр.
Занятиеимпровизация
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических
игр.
Мастер-класс
Игровой тренинг,
практикум
4
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических
игр.
Практикум
Практикум
4
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических
игр.
Практикум
4
Тема
Форма контроля
Организация
рабочего места.
Знакомство с
материалами и
инструментами
Знакомство с
народными
промыслами.
Цветоведение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Знакомство с
народными
промыслами.
Цветоведение
Знакомство с
народными
промыслами.
Цветоведение
Беседа,
упражнение,
творческое задание,
анализ результатов
Беседа,
упражнение, опрос,
анализ результатов
4
Знакомство с
народными
промыслами.
Цветоведение
Беседа,
упражнение,
творческое задание
4
Знакомство с
народными
промыслами.
Цветоведение
Знакомство с
народными
промыслами.
Цветоведение
Творческое
задание,
упражнение, опрос
Знакомство с
народными
промыслами.
Цветоведение
Знакомство с
народными
промыслами.
Цветоведение
Упражнение,
творческое задание,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
творческое задание,
анализ результатов
4
4
Беседа,
упражнение,
творческое задание,
опрос
Беседа,
упражнение, опрос,
анализ результатов
27
10.
3 неделя
ноября
11.
4 неделя
ноября
12.
5 неделя
ноября
13.
1неделя
декабря
14.
2 неделя
декабря
15.
3 неделя
декабря
16.
4 неделя
декабря
17.
3 неделя
января
18.
4 неделя
января
19.
5 неделя
января
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических
игр.
Самостоятельная
работа
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических
игр.
Мастер-класс
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических
игр.
Занятиеимпровизация
Игровой тренинг.
Дискуссия
4
Знакомство с
народными
промыслами.
Цветоведение
Беседа,
творческое задание,
упражнение
4
Декоративное
рисование
Беседа,
творческое задание,
упражнение
4
Декоративное
рисование
Беседа,
творческое задание,
педагогическое
наблюдение,
анализ результатов
4
Декоративное
рисование
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических
игр.
Практикум
Игровой тренинг.
Занятиеимпровизация
4
Декоративное
рисование
Творческое
задание,
педагогическое
наблюдение,
опрос
Беседа,
творческое задание,
упражнение
4
Декоративное
рисование
Упражнение,
творческое задание,
педагогическое
наблюдение
Практикум.
Самостоятельная
работа
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических
игр.
Практикум
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических
игр.
Мастер-класс
Комбинированное
занятие: беседа с
4
Декоративное
рисование
4
Лепка
Творческое
задание,
упражнение, опрос
Беседа,
творческое задание,
опрос,
педагогическое
наблюдение
4
Лепка
Беседа,
творческое задание,
анализ результатов
4
Лепка
Беседа,
творческое задание,
28
20.
1 неделя
февраля
21.
2 неделя
февраля
22.
3 неделя
февраля
23.
4 неделя
февраля
24.
1 неделя
марта
25.
2 неделя
марта
26.
3 неделя
марта
27.
4 неделя
марта
28.
5неделя
марта
29.
2 неделя
апреля
использованием
дидактических
игр.
Практикум
Игровой тренинг.
Занятиеимпровизация
опрос
4
Лепка
Упражнение,
творческое задание,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
упражнение,
творческое задание
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических
игр.
Самостоятельная
работа
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических
игр.
Мастер-класс
Игровой тренинг,
практикум
4
Лепка
4
Рисование методом
тычка
Беседа,
творческое задание,
педагогическое
наблюдение
4
Рисование методом
тычка
Практикум,
занятиеимпровизация
Практикум,
Самостоятельная
работа
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических
игр.
Мастер-класс
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических
игр.
Игровой тренинг
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических
игр.
Практикум
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических
игр.
4
Рисование методом
тычка
4
Рисование методом
тычка
Упражнение,
опрос,
творческое задание
Упражнение,
творческое задание,
анализ результатов
Упражнение, опрос
творческое задание
4
Аппликация
Беседа,
творческое задание,
педагогическое
наблюдение
4
Аппликация
Беседа,
упражнение, опрос,
творческое задание
4
Аппликация
Беседа,
упражнение,
творческое задание,
анализ результатов
4
Аппликация
Беседа,
упражнение,
творческое задание,
анализ результатов
29
30.
3 неделя
апреля
31.
4 неделя
апреля
32.
5неделя
апреля
33.
2 неделя мая
34.
3 неделя мая
35.
4 неделя мая
36.
5 неделя мая
Занятиеимпровизация
Практикум.
Самостоятельная
работа
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических
игр.
Мастер-класс
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических
игр.
Игровой тренинг
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических
игр.
Практикум
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических
игр.
Занятиеимпровизация
Практикум,
Самостоятельная
работа
Заключительное
итоговое занятие
4
Аппликация
Упражнение, опрос
творческое задание
4
Пескография
Беседа,
творческое задание,
педагогическое
наблюдение
4
Пескография
Беседа,
упражнение, опрос,
творческое задание
4
Пескография
Беседа,
упражнение,
творческое задание,
анализ результатов
4
Пескография
Беседа,
упражнение,
творческое задание,
анализ результатов
4
Пескография
Упражнение, опрос
творческое задание
4
Организация
итоговой выставки
Мониторинг
результатов
деятельности за год
Всего 144
30
Приложение № 2
Диагностические материалы для проведения промежуточной и итоговой
аттестации обучающихся по программе «Разноцветный мир»
Промежуточная аттестация, кейс-задания по теме «Декоративное рисование»
1. Составьте изображения отдельных предметов из геометрических фигур.
Используя изображенные на доске геометрические фигуры, обучающиеся в
альбомах рисуют предметы. Как вариант этого упражнения - индивидуальные задания
каждому обучающемуся.
2. Составьте композиции из готовых силуэтов «Чья композиция лучше?».
Из готовых силуэтов составьте натюрморт. Игра может проводиться в виде
соревнования двух (трех) команд. Работа ведется на магнитной доске. Игра развивает
композиционное мышление, умение находить оптимальные решения. Темы, при изучении
которых может быть использована данная игра: Изображения на плоскости. Выполнение
натюрморта «Мир моей бабушки». Выполнение декоративной композиции «Коробейник».
Композиция. Составление композиции натюрморта из вылепленных предметов.
3. Игра-головоломка.
Составьте из геометрических фигур изображения животных. Задание носит
творческий характер.
4. Дополните изображение.
Обучающиеся получают два одинаковых изображения. Варианты задания:
дополнить изображения самому или поменяться с соседом по парте одним экземпляром
изображения и дополнить его. Упражнение помогает развитию творческого воображения.
5. Назовите предметы, похожие на геометрические тела.
Упражнение на логическое мышление.
Рисование с натуры предметов простой формы (шар, куб).
Выполнение натюрморта с натуры (посуда).
6. Составьте из готовых геометрических фигур традиционный русский
орнамент.
Упражнение на закрепление знаний об особенностях русского орнамента.
Эстетическое восприятие действительности.
7. Выполните композицию, состоящую из деталей разного цвета, но
одинаковой формы. Дайте название работе.
Развивает умение компоновать. Способствует развитию чувства формообразования
в плоском изображении. В дальнейшем это упражнение может быть использовано для
31
выполнения заданий в технике разрезной мозаики. Выполнение мозаичного панно на тему
«Вечная слава героям».
Итоговая аттестация, кейс-задания по теме «Цветоведение»
1. Составьте пары (контрастные цвета, сближенные цвета).
Обучающиеся работают с готовыми геометрическими фигурами различных цветов.
По просьбе педагога обучающиеся поднимают составленные пары. Это упражнение
помогает усвоению основных понятий. Цвет. Композиция.
2. Назовите основные, дополнительные, производные цвета.
Ответами служат поднятые геометрические фигуры нужного цвета. Работу можно
проводить фронтально, командами.
Рисование с натуры овощей и фруктов.
Рисование с натуры натюрморта «Домашние фиалки».
3. Холодные и теплые цвета.
Обучающиеся делятся на две группы. Одной группе нужно выбрать цвета для
оформления царства Снежной королевы, а второй - для оперения Жар-птицы. Упражнение
на определение цвета и его выразительного аспекта.
Рисование с натуры овощей и фруктов.
ДПИ. Декоративная композиция «Платочек или рукавички».
4. Игра-соревнование «Кто больше?».
На полосках бумаги обучающиеся делают первый мазок краской любого цвета,
затем в этот цвет добавляют чуть-чуть белил и выполняют следующий мазок и т. д.
Побеждает тот, кто сделает больше накрасок различной светлоты. Игра на закрепление
понятий о разбеливании цвета.
Рисование с натуры. Натюрморт.
Данные игры и упражнения способствуют развитию осмысленного восприятия
цвета, различительных, аналитико-синтетических способностей и культуры восприятия
ребенка; имеют обучающий, тренировочный, контролирующий характер.
5. Продолжите цепочку слов.
Обучающиеся должны продолжить перечень, классификацию: архитектура, стиль,
романский, готика, арка.
6. Объясните значение слова.
Например: ритм — это…, дизайн — это…
Задания для повторения.
Выполнение натюрморта.
Беседа о графическом дизайне.
32
Роспись ларца для ювелирных украшений.
7. Сгруппируйте слова по жанрам (видам).
На доске написаны различные понятия, термины, названия, которые необходимо
объединить в смысловые группы.
Изображение на плоскости. Пейзаж
Восприятие искусства. Беседа «Искусство в жизни общества и человека».
8. Вычеркните лишнее слово.
Блиц-контроль (вопрос — ответ).
Для проведения блиц - контроля можно использовать «Волшебный куб». На столе
педагога куб, грани которого окрашены в разные цвета. На доске таблица, в которой
каждому цвету грани куба соответствуют названия видов изобразительного искусства:
архитектура, скульптура, живопись, графика, ДПИ, дизайн. Ведущий поворачивает куб
одной из граней к объединению детей, а обучающиеся должны поднять карточку с
изображением нужного объекта. Можно использовать разные варианты задания.
Восприятие искусства. Беседа «Искусство в жизни общества и человека».
Беседа о графическом дизайне.
9. Диагностическое упражнение «Вспомни слово».
Например: г_ашь (гуашь), гр_ф_ка (графика), к_р_м_ка (керамика).
10. Упражнение «Домашний театр».
Обучающимся предлагается вообразить, что он превратился в образ:
тигра, который пробирается в джунглях;
робота;
парящего над скалами орла;
инопланетянина;
кипящую кастрюлю;
в букву «A»;
в цифру 8.
Нужно изобразить персонаж в движении. Можно показывать по отдельности,
другие отгадывают, или всем одновременно.
33
Приложение № 3
Итоговая технологическая карта результатов обучения по программе
«Разноцветный мир»
Для оценки каждой из характеристик используется следующая шкала:
в – параметр проявляется часто
х – параметр проявляется скорее часто, чем редко
с – параметр проявляется скорее редко, чем часто
н – параметр проявляется редко
ФИ
1.
2.
ФИ
1.
2.
ФИ
Уровень
освоенности
понятий
изобразительной и
декоративноприкладной
деятельности
в
х
Умение
организовать
рабочее
пространство на
занятии
в
х
Уровень эмпатии
1.
2.
в
в
Предметные результаты
Уровень
Умение передать
владения
художественными
техниками и
средствами образ и
приемами при
эмоции в
создании
художественной
художественной
работе
работы
х
х
в
с
Метапредметные результаты
Уровень
Умение вступать в
визуальной
продуктивную
грамотности
коммуникацию
х
х
в
с
Личностные результаты
Установка на
Умение
безопасный и
сотрудничать со
здоровый образ
сверстниками
жизни
х
х
в
в
Уровень
словарного запаса
х
х
Умение определять
цель учебных
действий и
составлять план
достижения цели
х
х
Уровень развития
самостоятельности,
ответственности
х
в
34