Будущий первоклассник (платная), 1 год

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр поддержки детства»

Программа принята
Методическим советом МБУ ДО «ЦПД»
Протокол от_______________№________

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУ ДО «ЦПД»
__________________К.И.Охват
приказ от __________ № _____

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа социально-гуманитарной направленности

«Будущий первоклассник»
(социальная адаптация к дальнейшему обучению в школе)
платная основа
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации – 1 год

Автор-составитель:
Жижко Полина Константиновна
педагог дополнительного образования

г. Екатеринбург, 2025 г.

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная
первоклассник»

относится

к

программам

общеразвивающая программа
социально-гуманитарной

«Будущий

направленности.

Программа представляет собой систему комплексной подготовки старшего дошкольника к
школе. Программа направлена на развитие познавательных способностей ребенка, а также на
развитие коммуникативных умений. Реализация программы способствует формированию
социальных навыков для успешной адаптации детей к обучению в школе.
Нормативно-правовые акты, на основе которых разработана программа:


Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в
Российской Федерации».



Концепция развития дополнительного образования до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р.



Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным образовательным программам.


Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 093242 с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).



Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.04.2017 №
ВК-1232/09 с методическими рекомендациями по организации независимой оценки
качества дополнительного образования детей.



Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития
воспитания в РФ на период до 2025 года.



Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. №
816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную

деятельность,

электронного

обучения,

дистанционных

образовательных технологий при реализации образовательных программ».


СП

2.4.3648-20

«Санитарно-эпидемиологические

требования

к

организациям

воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».


СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».



Положение о промежуточной и итоговой аттестации обучающихся МБУ ДО «ЦПД».



Устав МБУ ДО «ЦПД».

2

Актуальность программы. Подготовка детей к школе занимает особое место в
системе дополнительного образования. Адаптационный период у детей, поступающих в
первый класс, может растянуться не на один месяц, а многие из них с трудом адаптируются к
новым условиям до конца первого года обучения. Кроме того, у многих детей, идущих в
первый класс, отсутствует мотивация к обучению в школе.
Современная система образования требует, чтобы ребенок был готов не только к новым
формам общения, у него должна быть развита мотивационная сфера, сформированы
эмоционально-волевые

и

познавательные

сферы

психических

функций.

Будущий

первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий,
коммуникативными и речевыми компетенциями. Развитие потенциальных возможностей
ребенка в условиях детского сада реализуется не в полной мере. В связи с этим
дополнительное образование дает ресурс для подготовки детей к школе.
Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше
проходит период адаптации, приспособление к учебной деятельности. Не подготовленный к
школе ребенок не всегда может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, он не в
состоянии включиться в общий ритм работы класса. В настоящее время школа решает
сложную задачу образования и воспитания подрастающего поколения - личностное развитие
ребенка - готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к учению
и познанию на основе освоения им универсальных учебных действий (регулятивных,
познавательных, коммуникативных). Одним из таких направлений является предшкольная
подготовка. От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации,
вхождения в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие.
Новизна

данной

программы

определяется

двумя

аспектами:

психолого-

педагогическим сопровождением ребенка в процессе обучения и таким подбором содержания,
которое позволяет обучающимся получать качественное образование в условиях учреждений
дополнительного образования. Программа «Будущий первоклассник» предусматривает
помимо формирования практических навыков воспитание нравственных и моральных качеств
обучающихся через включение в занятия упражнений коммуникативного характера.
Индивидуальный, личностно-ориентированный подход к ребёнку позволяет создать
«ситуации

успеха» для

каждого обучающегося.

Это

повышает

эффективность и

результативность обучения. Подбор заданий осуществляется на основе метода наблюдения
педагогом за учебной деятельностью детей.
Индивидуальный подход способствует полноценному развитию детей дошкольного
возраста и создает основания для комфортной социальной адаптации ребенка к школе.
3

Педагогическая

целесообразность

реализации

программы

обусловлена

возрастными потребностями детей дошкольного возраста, и связана с необходимостью
выстраивания их оптимальной физической активности, активизацией защитных сил организма
детей в организованной игровой деятельности. Это обеспечит повышение эффективности
процесса общего развития и высвобождению скрытых творческих и оздоровительных
возможностей. Обучающиеся через коммуникацию и игровую деятельность лучше усваивают
учебный материал, приобщаются к творческой и познавательной деятельности, учатся
работать в группах и индивидуально.
Психологи рекомендуют начинать подготовку к школе с 6 лет, так как этот период
наиболее благоприятный, дети проявляют любознательность и желание учиться. У детей уже
начинает формироваться интерес к учебной деятельности, они способны запоминать большой
объём информации и хорошо её усвоить.
Цель программы: подготовить ребенка к школьной жизни, к учебной деятельности;
развить познавательные и коммуникативные способности дошкольника.
Задачи:
Обучающие:


Способствовать формированию логико-математических представлений.



Формировать умение строить умозаключения, развивать речь и филологические
способности.



Познакомить с понятиями: диагональ, сторона, трафарет, цвет, линия, форма.



Способствовать развитию хронотопа: «времена года», «календарь», «время
суток», «верх-низ», «лево-право».

Развивающие:


Способствовать развитию общей моторики и координации.



Развить в соответствии с возрастными нормами познавательные процессы
(восприятие, зрительно-моторная координация, мыслительные операции).



Способствовать развитию у детей наблюдательности, внимания, памяти.



Формировать в соответствии с возрастом базовые компетенции познавательной
деятельности

в

сфере

укрепления

волевой

регуляции,

повышения

работоспособности.
Воспитательные:


Формировать культуру поведения.



Создать условия для формирования нравственных и эстетических качеств.



Способствовать воспитанию гражданских качеств.
4



Сформировать партнерские отношения в группе, атмосферу взаимопонимания,
воспитать самодисциплину.

Адресат программы: обучающиеся 6-7 лет, получающие образование в учреждениях
разного типа и статуса. Набор детей в группы проводится без предварительного отбора.
Программа построена с учётом возрастных и психофизических особенностей.
Возрастные особенности обучающихся учитываются при комплектовании групп и
распределении учебной нагрузки.
В соответствии с возрастной периодизацией Д.Б. Эльконина для ребенка 6-7 лет
характерно:


социальная ситуация: уход от общей со взрослыми активности к самостоятельной;



ведущий тип деятельности: сюжетно-ролевая игра;



формирование особенностей внутренних переживаний у ребенка и их влияние на
поведенческую сферу, что может проявляться в угрызениях совести;



установление полноценных отношений ребенка с социумом, выполнение полезной,
одобряемой обществом деятельности как психологическое новообразование.
Дошкольный возраст (6-7 лет) характеризуется развитием образного мышления. Дети

способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования
объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д.
Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут
применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить:


схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного
моделирования;



комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков,
которыми могут обладать объекты;



представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений
(представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и
ночи, об увеличении и уменьшении объектов результате различных воздействий,
представления о развитии и т.п.



совершенствование

мыслительных

приемов:

сравнение,

анализ,

синтез,

абстрагирование, обобщение, что является основой словесно - логического мышления.


переход от непроизвольного к произвольному вниманию;
Все указанные особенности учтены при составлении и реализации программы

«Будущий первоклассник».

5

Программа «Будущий первоклассник» относится к одноуровневым программам и
представлена базовым уровнем.
Базовый уровень обеспечивает освоение обучающимися специальных знаний,
умений, навыков и создает общую картину изучаемого содержания программы; предполагает
повторение и закрепление полученных знаний, введение элементов творческой деятельности.
Реализация программы дает возможность обучающимся на участие в конкурсах разного
уровня.
Распределение количества часов: 72 часа, 2 часа х 36 недель.
Форма, вид и режим занятий.
Форма организации обучения – очная: групповая, парная со сменным составом,
индивидуальная, индивидуально-групповая.
В условиях сложной эпидемиологической ситуации, а также по запросу родителей
(законных представителей) или в целях интенсификации процесса обучения допускается
форма дистанционного обучения с применением электронных форм.
Виды занятий. Дидактическая игра: беседа с игровыми элементами, сказка, сюжетноролевая игра, игра-путешествие, игра-имитация; игровой тренинг, мастер-класс, викторина.
Виды

занятий

направлены

на

создание

условий

для

интеллектуального,

эмоционально-чувственного развития обучающихся, развития социальных навыков.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 часа с перерывом на 10 мин. Учебный час – 30
мин. Наполняемость учебной группы от 12 до 15 человек.
Структура занятия
1. Организация начала занятия включает:


Обеспечение наличия всех необходимых для работы материалов; проведение
инструктажей.



Актуализацию знаний.

2. Постановка целей и задач занятия.
3. Теоретическая часть:


Ознакомление с новым материалом.

4. Практическая часть:


Первичное закрепление навыков.

5. Проверка первичного усвоения знаний.
6. Организация рефлексивного обсуждения.
7. Рекомендации для самостоятельной работы.
6

Организационная часть занятий обеспечивает: наличие всех необходимых для работы
материалов, пособий и иллюстраций; проведение бесед и инструктажей по технике
безопасности, по соблюдению правил дорожного движения, проведение инструктажей по
особенностям поведения в условиях террористической угрозы.
Теоретическая работа проводится в форме бесед, анализа трудностей, возникающих у
обучающихся, показа иллюстраций.
Практические занятия включают: игровые занятия, выполнение упражнений на
закрепление пройденного материала, выполнение упражнений творческого характера.
Связь между учебно-тематическими и практическими вопросами прослеживается через
выполнение обучающимися заданий творческого характера. Основные дидактические
принципы организаций занятий: доступность и наглядность, последовательность и
системность обучения-воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Программа «Будущий первоклассник»:


Помогает освоить специфику социальных отношений со сверстниками и с
взрослыми.



Обеспечивает формирование ценностных установок.



Ориентирует на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его
ближайшего развития.



Организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные
виды деятельности, готовит переход от игровой к творческой, учебной
деятельности в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
Формы подведения итогов



Беседа



Педагогическое наблюдение



Упражнение



Опрос



Творческое задание
Планируемые результаты освоения программы

Предметные результаты:


Сформированы навыки устной речевой деятельности.



Освоены основные структурные логико-математические представления.



Освоены ключевые знания, умения и навыки для развития мелкой моторики.
7

Метапредметные.
Регулятивные результаты:


Освоен волевой навык работы по инструкции при выполнении заданий разного уровня
сложности.



Сформирован навык слушать взрослого.



Освоено умение организовывать рабочее место и планировать учебные действия.

Коммуникативные результаты:


Сформировано умение слушать собеседника и вести диалог.



Освоено умение сотрудничать в команде.

Познавательные:


Продемонстрирована познавательная активность через проявление любознательности
и умение задавать вопросы.



Сформировано умение наблюдать и быть внимательным.

Личностные результаты.


Присвоены нормы культуры поведения.



Усвоены правила уважительных и доброжелательных отношений в группе.



Сформированы представления о гражданской позиции через любовь к родному краю.
Воспитательная деятельность по реализации программы
Воспитательная работа строится на основе системы воспитания МБУ ДО «ЦПД»,

которая представлена в воспитательной программе Центра поддержки детства.
Цель воспитательной работы: формирование уважительного отношения к старшим,
педагогам, сверстникам; формирование умения работать в группе; формирование способности
к представлению своей нравственной позиции; воли, настойчивости, ответственности и
самостоятельности.
Целевые установки воспитательной работы реализуются через выполнение
воспитательных и развивающих задач программы, которые выражаются в личностных и
метапредметных результатах.
Основной формой воспитания и обучения является учебное занятие. В ходе учебных
занятий в соответствии с предметным и метапредметным содержанием программы
обучающиеся усваивают информацию, имеющую воспитательное значение; получают опыт
деятельности, в которой формируются, проявляются и утверждаются ценностные,
нравственные ориентации; осознают себя способными к нравственному выбору.
Продуктивное участие в занятиях, в беседах, в выполнении творческих задач
8

способствуют усвоению и применению правил поведения и коммуникации, формированию
позитивного отношения к событиям, в которых участвуют обучающиеся объединения
«Будущий первоклассник». В игровых занятиях проявляются и развиваются личностные
качества обучающихся: эмоциональность, активность, нацеленность на успех, готовность к
командной деятельности и взаимопомощи.
Методы воспитательной работы


Убеждение



Упражнение



Пример



Опора на нравственные идеалы



Поощрение
Календарный план воспитательной работы в рамках реализации программы
Занятия проводит – ПДО объединения «Будущий первоклассник»

№
1.

2.

3.

4.

5.

6.

Название
Сроки
мероприятия
«Безопасная
сентябрь
дорога от
дома до
«ЦПД»
Осенний
октябрь
калейдоскоп
«День друга»
(домашние
питомцы)
«День
защитника
Отечества»
совместно с
родителями
Конкурс
чтецов ко дню
Победы
совместно с
родителями
Выпускные
вечера и
награждения
детей по
итогам
учебного года

Форма проведения
Мастер-класс на площадке
«ЦПД»
Квест-игра на площадке
«ЦПД»

Практический
результат
Фото- и
видеоматериалы с
Фото- и
видеоматериалы с
выступлением детей
Фото- и
видеоматериалы с
выступлением детей
Фото- и
видеоматериалы с
выступлением детей

декабрь

Поэтический вечер на
площадке «ЦПД»

февраль

Поэтический вечер на
площадке «ЦПД»

апрель

Поэтический вечер на
площадке «ЦПД»

Фото- и
видеоматериалы с
выступлением детей

май

Круглый стол на площадке
«ЦПД»

Презентации

9

Учебный план
№
1.
2.

Тема
Вводное занятие. Инструктаж
по ТБ
Ориентировка во времени и
пространстве

Количест
во часов
2

В том числе
Теория
Практика
2
-

6

2

4

3.

Пальчиковая гимнастика и
графические упражнения

8

2

6

4.

Введение в мир фигур, цифр и
чисел

24

12

12

5.

Таинственный мир звуков и
букв

26

12

14

6.

Движение в природе. Образы
движения

4

2

2

7.

Заключительное занятие

2

-

2

72

32

40

Всего:

Форма
контроля
Беседа, опрос
Беседа,
педагогическое
наблюдение,
упражнение,
опрос,
творческое
задание
Беседа,
педагогическое
наблюдение,
упражнение,
опрос,
творческое
задание
Беседа,
педагогическое
наблюдение,
упражнение,
опрос,
творческое
задание
Беседа,
педагогическое
наблюдение,
упражнение,
опрос,
творческое
задание
Беседа,
педагогическое
наблюдение,
упражнение
Педагогическое
наблюдение,
опрос

Содержание учебного плана первого года обучения
Тема 1. Вводное занятие.
Теория. Знакомство. Определение целей и задач объединения.

Входной контроль /

анкетирование, беседа. Инструктаж по ТБ, правила посещения Центра, ППБ, БДД.
Тема 2. Ориентировка во времени и пространстве.
10

Теория. Знакомство с понятиями: год, месяц, день недели, время года, время суток.
Особенности времен года: весна, лето, осень, зима. Понятия «верх-низ», «лево-право».
Практика. Определение дней недели: какой день недели был вчера, позавчера, какой сегодня,
какой будет завтра и послезавтра. Использование в речи понятий: долго, дольше, скоро,
скорее, потом, быстро, медленно, давно. Устные сказочные сочинения с персонажами по теме.
Тема 3. Пальчиковая гимнастика и графические упражнения.
Теория. Виды пальчиковой гимнастики, направленные на развитие мелкой моторики руки.
Виды пальчиковых игр. Виды штриховки: простая, комбинированная. Рисование по
клеточкам, по образцу и под диктовку. Виды графических упражнений. Особенности работы
с трафаретами.
Практика. Набор упражнений, направленных на развитие мелкой моторики руки.
Пальчиковые игры, сопровождающиеся стишками и потешками. Сжимание – разжимание
пальцев, кулачков. Упражнения для ладоней. Упражнения для подушечек пальцев.
Растягивание пальцев. Напряжение-расслабление пальцев. Массаж кистей рук. Игры:
«Рыбки», «Птички», «Барашек», «Ослик», «Юла», «Кит», «Кенгуру», «Верблюд», «Слон»,
«Бабочка», «Самолет», «Машина». Выполнение различных видов штриховки: простая,
комбинированная. Рисование по клеточкам: по образцу и под диктовку. Графические игры:
дорисуй, обведи по контуру, построй фигуру, симметричную данной. Работа с трафаретами.
Графические диктанты: «Жеребенок», «Котенок», «Щенок, «Крокодил», «Волк», «Ключик»,
«Дом», «Черепаха», «Жираф».
Тема 4. Введение в мир фигур, цифр и чисел.
Теория. «Как люди научились считать». Как люди научились записывать цифры. Цифры у
разных народов. Римские и арабские цифры. Живая математика: линия, луч, отрезок, круг,
овал, квадрат, треугольник, прямоугольник, многоугольник. Свойства фигур. Числа от 0 до 10,
порядковый счет в пределах 10 (первый, второй...), прямой и обратный счет в пределах 10,
нахождение и сравнение чисел-соседей. Примеры на «сложение» и «вычитание». Знаки
«меньше», «больше». Математические действия: уменьшить и увеличить «на», «до».
Практика. Сказка про ноль. Рассказ «Все началось с пятерни». Пословицы и крылатые слова
про цифры. Задачи в стихах. «Думай, считай, отгадывай!» (задачи на сообразительность).
Игры: «Найди свое место», «По порядку номеров», «Назови число»,
«Узнай свое число» - (закрепление знаний натурального ряда чисел).
Игры: «Удивительный квадрат», «Разные фигуры из одних и тех же частей», «Разноцветные
фигуры», «Треугольное домино», «Точки и черточки». Работа в тетрадях на печатной основе
и разрезанными фигурами. Выполнение аппликации по собственному замыслу «Веселые
человечки» - (развитие фантазии и воображения, развитие мелкой моторики рук).
11

Выделение из ряда фигур «лишних», не подходящих по 1-2 признакам; группировка фигур по
1-2 признакам. Деление фигур на равные и неравные части. Сборка целых фигур из 4-8 частей.
Прямой и обратный счет от 0 до 10. Примеры на «+» и «-». Решение логических задач.
Тема 5. Таинственный мир звуков и букв.
Теория. «Речь». «Устная речь». «Письменная речь». Всегда ли человек мог говорить.
Значение речи в жизни человека. Как устроено предложение. История появления
письменности. Алфавит.
Развитие звуковой культуры речи: знакомство с миром звуков: гласные и согласные. Развитие
звуковой зоркости. Тайна слова: дифференциация понятий «звук» и «буква». Слоги как
дружное соседство звуков. Слова на определенный звук. Формирование представления о
звуках. Ударение и его роль при произношении слов. Учимся отвечать на вопросы.
Отгадывание загадок.
Практика. Игры: «Буква спряталась», «Кто в теремочке живет», «Построим домик»,
«Ответственная буква», «Кружева слов», «На одну букву», «Подбери рифму», «Ставь
ударение». Разгадывание тайн местоположения звуков в слове. Игра: «Какой звук слышит
сосед?» Развитие звуковой зоркости. Тайна слова: дифференциация понятий «звук» и «буква».
Дружное соседство букв и звуков. Найди в тексте, где спряталась волшебная буква. Сколько
слов на определенный звук. Определение количества слогов в слове. Решение кроссвордов.
Составление рассказа из трёх предложений. Закрепление знаний об ударении. Учимся
составлять вопросы. Составляем предложения. Чтение скороговорок. Чтение по цепочке.
Составляем рассказ по картинке. Чтение и пересказ.
Тема 6. Движение в природе. Образы движения.
Теория. Особенности движений в природе. Виды движений в природе. Образ как способ
выражения движения. Статические и динамические упражнения.
Практика. Переключение с медленного ритма на быстрый и наоборот; определение на слух
музыки природы: дождь, ветер и т.д. Выполнение композиций под различную музыку
самостоятельно и в группе.
Тема 7. Заключительное занятие.
Практика. Подведение итогов деятельности за год. Вручение поощрений. Актуализация
знаний по ТБ, ПДД, ППБ в период летних каникул.

II. Организационно-педагогические условия реализации программы.
Календарный учебный график (Приложение № 1).
12

Срок
обучения
1 год

Дата
Зимние
Дата
начала
каникулы окончания
обучения
обучения
15
30.12 31 мая
сентября
12.01

Кол-во
учебных
недель
36

Кол-во
учебных
дней
72

Кол-во
учебных
часов
72

Режим
занятий
1раз в
неделю
по 2 часа

Выходные дни: 4 ноября; 23 февраля; 8 марта; 1-3 мая; 9-10 мая, которые выпадают по
расписанию.
Время аттестационных мероприятий: 4 неделя декабря и 3 неделя мая.
Режим организации занятий определяется календарным учебным графиком и
соответствует нормам, утвержденным СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Формы аттестации и оценочные материалы
На основании «Положения о промежуточной и итоговой аттестации обучающихся
МБУ ДО «ЦПД» применяются следующие виды контроля:
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии. Приобретенные навыки
закрепляются через упражнения, являются основой для получения новых знаний и умений.
Работы детей поощряются словесно, смайликами, письменно.
Тематический контроль. Проходит по завершению изучения темы. Кроме педагога,
контролером своих знаний и навыков является сам обучающийся. Он может сравнить свои
навыки и умения со своими результатами неделю назад, отметив, что хорошо уже получается,
а над чем еще надо работать. Так у дошкольников формируются основы функциональной
грамотности в плане контроля собственных знаний и умений.
Промежуточная аттестация предусмотрена после завершения изучения тем. Методы:
педагогическое наблюдение. Решение специально подобранных упражнений позволяет
определить проблемные зоны обучающихся в изучении тем.
Итоговая аттестация фиксирует уровень сформированности предметных результатов,
метапредметных и личностных. Метод: педагогическое наблюдение.
Формой итогового контроля так же служит участие детей в конкурсах. Оценка и анализ
результата обучения помогает педагогу выявить динамику освоения образовательной
программы и дать рекомендации обучающимся и родителям. Учет достижений детей
осуществляется педагогом дополнительного образования, проводящим занятия в группе.
Диагностические методики для оценки достижения запланированных результатов
представлены в Приложении № 2.

13

Результаты диагностики и педагогического наблюдения заносятся в карту мониторинга
динамики развития ребенка в соответствии с разработанными критериями в рамках
компетентностного подхода (Приложение 3).
Оценочные материалы
№
п/п

Форма
контрольнооценочного
материала

1.

Беседа

2.

Опрос

3.

Педагогическое
наблюдение

4.

Упражнение

5.

Творческое
задание

Краткая характеристика формы

Уровень освоения

Оценочные средства, позволяющие
включить обучающихся в процесс
обсуждения вопроса,
проблемы и оценить их умение
выражать
свою
мысль,
умение
взаимодействовать в группе,
инициативность.
Вербально-коммуникативная
форма
взаимодействия между педагогом и
обучающимся посредством получения
от обучающегося ответов на заранее
сформулированные вопросы.
Целенаправленное и организованное
восприятие учебных ситуаций с
последующей систематизацией фактов
и осуществлением выводов.
Планомерно организованное повторное
выполнение практического действия с
целью усвоения учебного материала.
Упражнение является определяющей
формой,
в
рамках
которой
осуществляются
все
компоненты
процесса учения - уяснение содержания
действия, его закрепление, обобщение и
автоматизация.
Частично регламентированное задание,
имеющее нестандартное решение и
позволяющее диагностировать умения
интегрировать
знания
различных
областей, творческий подход, умение
взаимодействовать в коллективе. Может
выполняться в индивидуальном порядке
или группой обучающихся.

Низкий уровень
(обучающихся не
овладел в достаточной
степени знаниями и
умениями,
предусмотренных
программой);
Средний уровень
(обучающийся усвоил
знания и умения
программы и
справляется с
заданием с помощью
педагога);
Высокий уровень
(ребенок освоил
практически весь
объем знаний,
предусмотренных
программой за
конкретный период, и
выполняет задания
самостоятельно).

Методическое обеспечение реализации программы

14

В основе заданий, которые предлагается выполнять детям в рамках реализации
программы «Будущий первоклассник» лежат методы и приемы социоигровой технологии
Е.Е.Шулежко, методы и приемы театральной технологии А.П. Ершовой, В.М. Букатова.
Важное место при реализации программы имеет специально организованная игровая
деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий.
Дошкольное детство – время становления первооснов личности, индивидуальности.
Это наиболее благоприятный период для развития любознательности, общих и специальных
способностей ребенка. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется
эмоционально-практическим

путем,

каждый

дошкольник

становится

маленьким

исследователем, первооткрывателем окружающего мира, активно осваивая навыки учебной
деятельности.
Программа «Будущий первоклассник»:


носит развивающий характер;



помогает освоить специфику социальных отношений со сверстниками и с взрослыми;



обеспечивает формирование ценностных установок;



ориентирует на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его
ближайшего развития;



организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды
деятельности, готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности в
сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

Принципы реализации программы:


Принцип

культуросообразности:

формирование

у

детей

общечеловеческих,

общенациональных и региональных ценностей.


Принцип природосообразности: стимулирование у детей ответственности за
экологические последствия своих действий и поведения.



Принцип

креативности:

стимулирование

образно-логического

мышления,

стимулирование сообразительности.


Принцип коллективности: умение работать в группе. Приобретение опыта участия в
групповой работе.



Принцип индивидуально-личностной ориентации: помощь ребенку в трудной
ситуации и установлению добрых отношений с педагогом и детьми, устойчивому
эмоционально-положительному самочувствию.



Принцип гуманистической направленности: отношение к детям как к ответственным
субъектам собственного развития. Ориентация учебно-воспитательного процесса на
15

личностные возможности ребенка, его интересы, потребности. Создание ситуации
успеха, поощрение успехов, пусть даже небольших.


Опора на личный опыт детей: стимулирование практической направленности занятий
с обязательным обсуждением того, где и как можно применять новые знания и умения.
Программа «Будущий первоклассник» включает в себя учебно-игровую деятельность,

направленную на:


формирование первичных математических и лингвистических представлений.
Программа

«Будущий

первоклассник» включает

графические

упражнения

и

пальчиковые игры. Пальчиковая гимнастика:


помогает развивать речь;



развивает эмоциональную выразительность;



развивает внимание, память, воображение;



способствует развитию пространственного мышления;



снимает тревожность.
Пальчиковые игры - эмоциональны и увлекательны. Дети с удовольствием

принимают участие в таких играх.
Пальчиковые игры развивают не только ловкость и точность рук, но и ум ребенка,
стимулируют развитие творческих способностей, фантазии, смекалки и речи. Они хорошие
помощники для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развить координацию.
Кроме пальчиковых игр в программе используются графические упражнения и
графические диктанты, способствующие развитию мелкой моторики и координации
движений рук. Графические задания формируют у ребенка зрительное восприятие и
внимание, помогают развить орфографическую зоркость, справиться с неусидчивостью и
рассеянностью. Регулярные занятия с графическими диктантами развивают у ребенка
произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук,
координацию движений, усидчивость. Выполнения графических упражнений в дошкольном
возрасте очень важно для успешного овладения письмом.
В основе заданий, которые предлагается выполнить детям в рамках реализации
дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей

программы

«Будущий

первоклассник» лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно,
что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена
так, что большую часть материала обучающиеся не просто активно запоминают, а фактически
сами же и открывают, разгадывают, расшифровывают. При этом развиваются мыслительные

16

приемы: сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование. Также развиваются все виды
памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.
Формы и методы работы
Методы обучения опираются на образное мышление детей. Девиз программы –
учиться с радостью.
Основным методом обучения выступает игровой метод, использование которого
сочетается с приёмами личностно-ориентированного подхода: обучение в сотрудничестве,
дискуссия и ролевая игра.
Игровой тренинг - применяется с целью налаживания контакта внутри группы и
формирования коммуникативной компетенции дошкольников. Сюжетная линия внутри
каждого занятия формирует мотивацию детей к деятельности, развивает их познавательную
сферу. Игровой тренинг является одновременно и формой проведения занятий, и методом.
Формы:
Пальчиковые игры, игровые упражнения на координацию; игровые упражнения на
речевое развитие; игровые упражнения на зрительную память; игровые упражнения на
быстроту реакции; игровые упражнения на внимание.
Графическая

деятельность

-

графические

диктанты,

графические

задания;

графические упражнения и работа в тетради.
Дидактические — игры с правилами, специально создаваемые для обучения детей.
Например, игры с предметами, настольно-печатные, словесные.
Сюжетно-ролевые — на основе жизненных или художественных впечатлений
свободно и самостоятельно воспроизводятся социальные отношения и материальные объекты
или разыгрываются фантастические ситуации.
Двигательно-оздоровительная

деятельность

-

физкультминутки;

подвижные

упражнения на координацию движений; упражнения на двигательную функцию рук и ног.
Беседа - постановка творческих задач; создание ситуации успеха; обсуждение времени
года, месяца.
Одна из важнейших задач педагога в подготовке детей к школе - формирование
мотивов

учения

и

положительного

отношения

к школе.

Для

решения

этой задачи используются различные формы и методы работы: беседы о школе, чтение
рассказов

и

разучивание

стихов школьной

тематики,

рассматривание

картинок,

отражающих школьную жизнь, беседы по ним, рисование школы и игра в школу. Рассказы и
стихи о школе подбираются так, чтобы показать детям различные стороны школьной жизни:
радость

детей,

идущих

в школу;

важность

и

значимость школьных

знаний;
17

содержание школьного обучения; школьная дружба и необходимость помогать школьным
товарищам; правила поведения на уроке и в школе.
Вхождение в новый коллектив иногда является одним из решающих факторов
успешного учения ребенка в первом классе. Поэтому большое значение в подготовке детей к
школе имеет воспитание в них «качеств общественности», умения жить и трудиться в
коллективе. И это также является приоритетным направлением при реализации программы
«Будущий первоклассник». По форме организации содержания и процесса педагогической
деятельности программа является комплексной, так как в ней осуществляется разносторонняя
поддержка детей: психологическая, оздоровительная, социально-адаптационная.
Материально-техническое обеспечение
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Наименование
Учебный кабинет с рабочими местами для каждого обучающегося
Бумага белая
Бумага цветная
Ножницы
Набор цветных карандашей
Музыкальный центр

Количество
1
100
50
10
5
1

Кадровое обеспечение
Педагоги со средним профессиональным или высшим образованием, владеющие
знаниями и опытом в работе с обучающимися дошкольного возраста, обладающие знаниями
в области педагогики и психологии.
Информационное обеспечение
Цифровые образовательные ресурсы:


Презентации по темам занятий;



Диски с музыкальные записи танцевальной музыки;



Диски с видеозаписями практических заданий.
Литература

1. Анищенкова, Е.С. Пальчиковая гимнастика: методическое пособие / Е.С. Анищенкова. –
Москва: АСТ, 2022. – 64 с.
2. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика: учебное пособие / Л.Р. Болотина. - Москва:
Юрайт, 2023. – 218 с.
3. Букатов, В.М.; Ершова. А.П. Режиссура урока: методическое пособие / Букатов В.М.,
Ершова А.П. Москва: Образовательные проекты, - 2021. – 408 с.
18

4. Выготский, Л.С. Психология ребенка: учебная литература / Л.С. Выготский. – Москва:
Перспектива, 2020. – 148 с.
5. Котелевская, В.В. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах: учебное пособие / В.В.
Котелевская. – Ростов на Дону: Феникс, 2021. – 256 с.
6. Лопухина, И. Логопедия. Звуки, буквы и слова. Упражнения в стихах: учебное пособие /
И. Лопухина. – СПБ: Дельта, 2021. – 144 с.
7. Сулим, Е.В. Игровой стретчинг для дошкольников: учебное пособие / Е.В. Сулим. Москва: Творческий Центр СФЕРА, 2020. – 112 с.
8. Сычёва,

Г.Е.

Формирование

элементарных

математических

представлений

у

дошкольников: учебное пособие / Г.Е. Сычёва. – Москва: Гном, 2023. – 56 с.
9. Утробина, К.К. Подвижные игры с детьми 5-7 лет. Сценарии: методическое пособие / К.К.
Утробина. - Москва: Гном, 2023. – 152 с.
10. Хвостовцев, А.Ю. Детки-непоседки. Пальчиковые игры для детей: практическое пособие
/ А.Ю. Хвостовцев. – Новосибирск: Издательство сибирского университета, 2020. - 65 с.
11. Шадриков, В.Д. Психология деятельности человека: учебное пособие / В.Д. Шадриков. –
Москва: Институт психологии РАН, 2021. – 464 с.
12. Шулешко, Е.Е. Детская жизнь на пути согласия и социоигровой стиль ведения занятий:
методическое пособие / Е.Е. Шулешко. – Москва: ТЦ Сфера, 2021. – 128 с.
Интернет-ресурсы для обучающихся и родителей
1. Безруких. М. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5-7 лет //
[Электронный ресурс]. URL: https://dob.1sept.ru/article.php?ID=200200607
2. Веселые обучалки // [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kindergenii.ru
3. Дошкольное образование // [Электронный ресурс]. URL: https://dob.1sept.ru/?from=portal
4. Ушакова, Е.Е. Основные положения методики творческих игр на уроках ритмики
[Электронный ресурс]. - URL: http://www.openclass.ru

Приложение № 1
Календарный учебный график
19

по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Будущий первоклассник»
№

Сроки
проведения
3 неделя
сентября

Форма занятия

Часы

Тема

Форма
контроля
Беседа, опрос

2

Вводное занятие.
Инструктаж по ТБ

2

Ориентировка во
времени и
пространстве

Беседа,
упражнение,
опрос

2

Ориентировка во
времени и
пространстве

2.

4 неделя
сентября

3.

1 неделя
октября

Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических
игр
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических
игр
Дидактическая
игра

4.

2 неделя
октября

Дидактическая
игра

2

Ориентировка во
времени и
пространстве

Беседа,
педагогическое
наблюдение,
упражнение
Упражнение,
творческое
задание

5.

3 неделя
октября

2

Пальчиковая
гимнастика и
графические
упражнения

Беседа,
педагогическое
наблюдение,
упражнение

6.

4 неделя
октября

Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических
игр
Игровой тренинг,
дидактическая
игра

2

Беседа, опрос,
упражнение

7.

5 неделя
октября

Дидактическая
игра

2

8.

1 неделя
ноября

Дидактическая
игра

2

9.

2 неделя
ноября

2

10.

3 неделя
ноября

Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических
игр
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических
игр

Пальчиковая
гимнастика и
графические
упражнения
Пальчиковая
гимнастика и
графические
упражнения
Пальчиковая
гимнастика и
графические
упражнения
Введение в мир
фигур, цифр и чисел

Введение в мир
фигур, цифр и чисел

Беседа, опрос,
упражнение

1.

2

Беседа,
упражнение,
опрос
Творческое
задание
Беседа,
педагогическое
наблюдение,
упражнение

20

11.
12.

4 неделя
ноября
1 неделя
декабря

13.

2 неделя
декабря

14.

3 неделя
декабря

15.

4 неделя
декабря

16.

2 неделя
января

17.

3 неделя
января
4 неделя
января

18.

19.

5 неделя
января

20.

1 неделя
февраля
2 неделя
февраля

21.

22.
23.
24.

3 неделя
февраля
4 неделя
февраля
1 неделя
марта

Дидактическая
игра
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических
игр
Мастер-класс,
дидактическая
игра

2

2

Введение в мир
фигур, цифр и чисел

Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических
игр
Игровой тренинг,
дидактическая
игра
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических
игр
Дидактическая
игра
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических
игр
Мастер-класс,
дидактическая
игра
Дидактическая
игра
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических
игр
Дидактическая
игра, викторина
Дидактическая
игра, викторина

2

Введение в мир
фигур, цифр и чисел

2

Введение в мир
фигур, цифр и чисел

Беседа, опрос,
упражнение
Беседа,
педагогическое
наблюдение,
творческое
задание
Беседа,
педагогическое
наблюдение,
творческое
задание
Беседа,
педагогическое
наблюдение,
творческое
задание
Упражнение,
опрос

2

Введение в мир
фигур, цифр и чисел

Упражнение,
опрос

2

Введение в мир
фигур, цифр и чисел
Введение в мир
фигур, цифр и чисел

Творческое
задание
Беседа,
упражнение

2

Введение в мир
фигур, цифр и чисел

2

Введение в мир
фигур, цифр и чисел
Таинственный мир
звуков и букв

Упражнение,
творческое
задание
Упражнение,
опрос
Беседа,
педагогическое
наблюдение,
творческое
задание
Беседа, опрос,
упражнение
Беседа, опрос,
упражнение

Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических
игр

2

2

2

2

2
2

Введение в мир
фигур, цифр и чисел
Введение в мир
фигур, цифр и чисел

Таинственный мир
звуков и букв
Таинственный мир
звуков и букв
Таинственный мир
звуков и букв

Беседа,
педагогическое
наблюдение,
творческое
задание
21

25.

2 неделя
марта

26.

3 неделя
марта

27.

4 неделя
марта

28.

1 неделя
апреля

29.

2 неделя
апреля
3 неделя
апреля

30.

31.

4 неделя
апреля

32.

1 неделя
мая
2 неделя
мая

33.

34.

3неделя
мая

35.

4 неделя
мая
5 неделя
мая

36.

Игровой тренинг,
дидактическая
игра
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических
игр
Мастер-класс,
дидактическая
игра

2

Таинственный мир
звуков и букв

2

Таинственный мир
звуков и букв

Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических
игр
Дидактическая
игра, викторина
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических
игр
Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических
игр
Дидактическая
игра
Дидактическая
игра, викторина

2

Комбинированное
занятие: беседа с
использованием
дидактических
игр
Игровой тренинг

2

Викторина

2

2

2
2

2

2
2

2

Беседа,
упражнение

Беседа,
педагогическое
наблюдение,
творческое
задание
Таинственный мир
Беседа,
звуков и букв
педагогическое
наблюдение,
упражнение
Таинственный мир
Беседа,
звуков и букв
педагогическое
наблюдение,
творческое
задание
Таинственный мир
Упражнение,
звуков и букв
опрос
Таинственный мир
Беседа,
звуков и букв
педагогическое
наблюдение,
творческое
задание
Таинственный мир
Беседа,
звуков и букв
педагогическое
наблюдение,
творческое
задание
Таинственный мир
Упражнение,
звуков и букв
опрос
Таинственный мир
Беседа,
звуков и букв
творческое
задание
Движение в природе. Беседа,
Образы движения
педагогическое
наблюдение,
упражнение
Движение в природе. Упражнение
Образы движения
Заключительное
Педагогическое
занятие
наблюдение,
опрос

Всего 72

Приложение № 2
22

Диагностические методики для оценки достижения
запланированных результатов
Диагностические

материалы

сформированы

на

основании

«Комплекта

диагностических материалов по оценке и учету индивидуальных особенностей развития детей
6-7 лет» под редакцией академика РАО М.М. Безруких.
Диагностические мероприятия проводят педагог дополнительного образования,
реализующий программу «Будущий первоклассник» и психолог МБУ ДО «ЦПД».
А. Методика проведения диагностики уровня личностного развития
Личностное развитие определяет успешность психологической адаптации ребенка в
школе. Личностное развитие – это результат взаимодействия ребенка и окружающих
взрослых. Эффективное взаимодействие с окружающими сверстниками и взрослыми– залог
успешной адаптации в новых условиях деятельности при новом социальном статусе – ученика.
Оценку личностного развития ребенка невозможно провести в ходе краткосрочной
беседы. Наблюдение родителей, их ответы на вопросы будут более объективными. Поэтому
оценка уровня сформированности личностного развития проводится на основании
анкетирования (заполняется родителями, законными представителями).
Перед заполнением анкеты педагогам следует объяснить родителям, (законным
представителям), что используется балльная система: 3 балла – за полное соответствие
указанному качеству или поведению, 2 балла – за неполное соответствие, 1 балл – за
отсутствие данного качества. Дополнительным сведением для заполнения анкеты может стать
поведение ребенка в быту.
Анкета № 1
Личностное развитие

Баллы
3
2
1 балл
балла балла

1. Способность «заниматься, учиться», а не только играть
2. Стремление к достижению результата способность
достаточно объективно его оценить
3. Способность дифференцировать «что такое хорошо и что
такое плохо», умение оценивать свои поступки
4. Проявление активного познавательного интереса (к новым
видам деятельности, к миру взрослых, к окружающему миру и
т.п.)
5. Стремление к личным достижениям («Я уже знаю, умею…»),
самоутверждению, признанию

23

Описание параметров оценки выполнения задания и определения уровня
личностного развития ребенка
Для того чтобы оценить ответы на вопросы блока 1 «Личностное развитие», нужно
использовать балльную оценку сформированности определенного качества или поведения.
Например, в блоке «Личностное развитие» в первой графе «Способность заниматься,
учиться, а не только играть, может выполнять задание самостоятельно, а не только в
присутствии взрослого» в 3 балла оценивается способность ребенка при помощи взрослых
разобраться в условиях задания (сложить пазл, построить из него фигуру по образцу,
срисовать геометрическую фигуру и т.п.) и самостоятельно выполнить его. В 2 балла
оценивается способность ребенка выполнить какое-либо задание при подсказке и помощи
взрослых. В 1 балл оценивается неспособность ребенка выполнить какое-либо задание даже с
помощью взрослого. Максимальный балл – 15, минимальный – 5 баллов.
В том случае, если ребенок получил от 11 до 15 баллов можно высоко оценить уровень
его личностного развития, при оценке в 6-10 баллов можно прогнозировать школьные
трудности и снижение учебной мотивации. При оценке до 6 баллов обучение в школе
возможно только при индивидуальном подходе к ребенку, специальной тактике обучения,
повышении мотивации, познавательного интереса.
Диагностика уровня эмоционального развития
Важность диагностики эмоциональной сферы дошкольников определяется особой и
дифференцированной

ролью

эмоций

в

формировании

познавательных

процессов,

организацией поведения и социальной адаптацией на этом этапе развития. Положительные
эмоции оказывают активирующее влияние на развитие интеллектуальной сферы
При обследовании эмоционального статуса ребенка используется два этапа анализа:
Первый этап оценки эмоционального статуса – ответы родителей на вопросы анкеты №
2, блок «Эмоциональное развитие».
Анкета № 2
Баллы
Эмоциональное развитие

3
2
балла балла

1 балл

1. Обычно уравновешен, доброжелателен
2. Радуется новым игрушкам, играм, обновкам
3. Адекватно ведет себя в различных ситуациях (при
просмотре мультипликационных фильмов, чтении книг
и т.п.)
4. Воспринимает шутку, готов пошутить сам
5. Способен сопереживать
24

В. Диагностика уровня сформированности метапредметных результатов
(внимание, мышление, самоорганизация, волевое развитие) и предметных результатов (речь,
мелкая моторика, графические умения, логико-математические представления, зрительнопространственное восприятие и зрительно-моторные координации)
Проведение обследования проводится на основе анкетирования родителей.
Анкетирование включает следующие блоки:


речевое развитие;



мышление (вербально-логическое и наглядно-образное мышление);



развитие тонко-координированных движений руки и графических умений;



развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных
координаций;



развитие внимания и памяти;



развитие самоорганизации (организации произвольной деятельности).
Анкета № 3
Баллы
Показатели

3
2
балла балла

1 балл

5. Когнитивное развитие
5.1. Речевое развитие
1. Умеет самостоятельно рассказать знакомую сказку
или составить рассказ по картинкам
2. Способен к простейшему звуковому анализу слов
(может выделить звук в начале, середине и конце
слова)
3. Обладает хорошим словарным запасом,
позволяющим выразить мысль, описать событие,
ответить на вопрос, задать вопрос и т.п.
4. Грамматически правильно строит предложения,
правильно использует предлоги, приставки, союзы
5. Способен правильно произносить все звуки родного
языка
5.2. Развитие моторики и графических умений
1. Уверенно владеет всеми бытовыми действиями (еда
вилкой, ложкой, расстегивание, застегивание пуговиц,
чистка зубов, одевание, раздевание, шнурование
ботинок и т.п.)
2. Способен манипулировать мелкими предметами
(складывать мозаику, собирать бусины, пуговицы в
коробку, складывать пазлы и т.п.)
25

3. Правильно и легко выполняет упражнения
пальчиковой гимнастики
4. Умеет правильно держать ручку и чертить прямые
ровные линии (вертикальные и горизонтальные)
5. Может нарисовать круг и овал
5.3. Зрительно-пространственное восприятие и зрительно-моторные координации
1. Способен выделять и классифицировать фигуры
(буквы, цифры, предметы) по форме, размеру, цвету и
другим признакам
2. Способен копировать фигуры, буквы, цифры,
соблюдая размерность и направление всех штрихов и
элементов
3. Способен находить часть от целой фигуры,
конструировать фигуры из деталей по образцу (схеме)
4. Способен различать пространственное расположение
фигур и деталей в пространстве и на плоскости (над,
под, на, за, перед, возле, сверху, снизу, справа, слева и
т.п.)
5. Способен срисовывать (копировать) простые
геометрические фигуры, сочетания фигур,
пересекающиеся линии, соблюдая размеры,
соотношение и направление штрихов
5.4. Развитие внимания и памяти
1. Способен работать не отвлекаясь 5-10 минут, даже
если деятельность не очень интересна или трудна.
2. Способен переключиться с одного вида деятельности
на другой
3. Способен найти различия на 2-х похожих картинках
4. Хорошо помнит сюжеты прочитанных сказок,
увиденных мультфильмов, экскурсий и спектаклей
5. Легко учит стихи
5.5. Мышление (общее развитие)
1. Способен к обобщению и классификации (находит
общее, различие предметов, явлений, процессов;
способен выделить лишний предмет)
2. Способен сделать простой, логический вывод
3. Понимает смысл и последовательность событий (на
картинках, в простом рассказе, в жизни).
4. Имеет элементарный запас сведений о себе, своей
семье, быте, умеет ими пользоваться
5.6. Самоорганизация (организация произвольной деятельности)
1. Ребенок воспринимает инструкцию (задание) и по
инструкции выполняет действие, не нужно несколько
раз повторять инструкцию
2. Ребенок не торопится, не суетиться, доводит работу
до конца
3. Ребенок способен работать самостоятельно
26

4. Способен оценить качество своей работы (найти
ошибки и исправить их)
5. При неудаче не сердится, принимает помощь
взрослых, с подсказкой выполняет задание, не
отказывается продолжать работу.
Ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йирасека
Задания графического теста направлены на определение развития тонкой моторики
руки и координации зрения и движений руки. Кроме того, тест позволяет определить в общих
чертах интеллектуальное развитие ребёнка (рисунок мужской фигуры по памяти). Задание
«срисовывание письменных букв» и «срисовывание группы точек» выявляют умение ребёнка
подражать образцу – умение, необходимое в школьном обучении. Эти задания также
позволяют определить, может ли ребёнок сосредоточенно, не отвлекаясь работать некоторое
время над не очень привлекательным для него заданием.
Тест Керна – Йиерасека может применяется как в группе, так и индивидуально.
Первое задание – рисование мужской фигуры по памяти. Второе – срисовывание
письменных букв. Третье – срисовывание группы точек. Результат каждого задания
оценивается по пятибалльной системе (1высший балл; 5низший балл), а затем вычисляется
суммарный итог по 3 –м заданиям.
Развитие детей, получившим в сумме по 3-м заданиям:
- от 3-х до 6-ти баллов, рассматриваются как выше среднего;
- от7-и до 11-ти баллов, как средний уровень;
- от12-ти до 15-ти баллов – ниже нормы.
Инструкция по применению теста
Ребёнку (группе детей) предлагают бланк теста. На первой стороне бланка содержатся
данные о ребёнке и оставлено свободное место для рисования мужской фигуры, на обороте в
верхней левой части помещён образец письменных букв, а в нижней части - образец группы
точек. Правая часть этой стороны листа оставлена свободной для воспроизведения образцов
ребёнком. В качестве бланка может служить лист машинописной бумаги, ориентированный
так, чтобы нижняя часть его оказалась длинней боковой. Карандаш перед испытуемым кладут
так, чтобы он был на одинаковом расстоянии от обеих рук (в случае, если ребёнок окажется
левшой, экспериментатор должен сделать соответствующую запись в протоколе). Бланк
кладётся перед ребёнком чистой стороной.
Инструкция к заданию №1:

27

«Здесь (показывают каждому ребёнку) нарисуй какого-нибудь мужчину. Так как
сможешь». Больше никаких пояснений, помощи или привлечения внимания к ошибкам и
недостаткам рисунка не допускается. Если дети всё же начнут расспрашивать, как рисовать,
экспериментатор всё равно должен ограничиться одной фразой: «Рисуй так, как сможешь».
Если ребёнок не приступает к рисованию, то следует подойти к нему и подбодрить, например,
сказать: «Рисуй, у тебя всё получится». Иногда ребята задают вопрос, нельзя ли вместо
мужчины нарисовать женщину, в этом случае надо ответить, что все рисуют мужчину и им
тоже надо рисовать мужчину. Если ребёнок уже начал рисовать женщину, то следует
разрешить дорисовать её, а затем попросить, чтобы он нарисовал рядом ещё и мужчину.
Следует иметь в виду, что бывают случаи, когда ребёнок категорически отказывается рисовать
мужчину. Опыт показывает, что такой отказ может быть связан с неблагополучием в семье
ребёнка, когда отца либо вообще нет в семье, либо он есть, но от него исходит какая-либо
угроза. По окончании рисования фигуры человека детям говорят, чтобы они перевернули лист
бумаги на другую сторону.
Инструкция к заданию №2:
«Посмотри, здесь что-то написано. Ты ещё не умеешь писать, но попробуй, может быть,
у тебя получится точно так же. Хорошенько посмотри, как это написано, и вот здесь, рядом,
на свободном месте напиши так же». Предлагается скопировать фразу:
«Я ем суп», написанную письменными буквами. Если какой-нибудь ребёнок неудачно
угадает длину фразы и одно слово не поместиться в строчке, следует обратить внимание на то,
что можно написать это слово выше или ниже. Следует иметь в виду, что встречаются дети,
которые уже умеют читать письменный текст, и тогда они, прочитав, предложенную им фразу,
пишут её печатными буквами. В этом случае необходимо иметь образец иностранных слов,
также написанных письменными буквами.
Инструкция к заданию №3:
«Посмотри, здесь нарисованы точки
***
***
***
*
Попробуй вот здесь, рядом, нарисовать точно так же».
При этом нужно показать, где ребёнок должен рисовать, поскольку следует считаться
с возможным ослаблением концентрации внимания у некоторых детей. Отмечают также,
вертится ли ребёнок слишком много, роняет ли карандаш и ищет его под столом, начал ли
28

рисовать, несмотря на указания, в другом месте или вообще обводит контур образца, желает
ли убедиться в том, что рисует красиво.
Оценка результатов теста
Задание №1 – рисование мужской фигуры
1 балл - выставляется при выполнении следующих условий: нарисованная фигура
должна иметь голову, туловище, конечности. Голова с туловищем соединена с шеей и не
должна быть больше туловища. На голове есть волосы (возможно, они закрыты шапкой или
кепкой) и уши, на лице – глаза, нос, рот, руки заканчиваются пятипалой кистью. Ноги внизу
отогнуты. Фигура имеет мужскую одежду и нарисована так называемым синтетическим
способом (контурным), заключающимся в том, что вся фигура (голова, шея, туловище, руки,
ноги) рисуются сразу как единое целое, а не составляется из отдельных законченных частей.
При таком способе рисования всю фигуру можно обвести одним контуром, не отрывая
карандаша от бумаги. На рисунке видно, что руки и ноги как бы «растут» из туловища, а не
прикреплены к нему. В отличие от синтетического более примитивный аналитический способ
рисования предполагает изображение отдельно каждой из составляющих частей фигуры. Так,
например, сначала рисуется туловище, а затем к нему прикрепляются руки и ноги.
2 балла. Выполнение всех требований на единицу, кроме синтетического способа
рисования. Три отсутствующие детали (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица) можно
не учитывать, если фигура нарисована синтетическим способом.
3 балла. Фигура должна иметь голову, туловище, конечности. Руки и ноги нарисованы
двумя линиями(объёмные). Допускается отсутствие шеи, волос, ушей, одежды, пальцев и
ступней.
4 балла. Примитивный рисунок головы с туловищем. Конечности (достаточно одной
пары) нарисованы одной линией каждая.
5

баллов. Отсутствует

чёткое

изображение

туловища («головоножка»

или

преобладание «головоножки») или обеих пар конечностей. Каракули.
Задание №2 – копирование слов, написанных письменными буквами
1 балл. Хорошо и полностью разборчиво скопирован написанный образец.
Буквы превышают размер букв образца не более чем в два раза. Первая буква по высоте
явно соответствует прописной букве. Буквы чётко связаны в три слова. Скопированная фраза
отклоняется от горизонтальной линии не более чем на 30 градусов.
2 балла. Всё ещё разборчиво скопирован образец. Размер букв и соблюдение
горизонтальной линии не учитываются.
29

3 балла. Явная разбивка надписи минимум на две части. Можно понять хотя бы четыре
буквы образца.
4 балла. С образцом совпадают хотя бы две буквы. Воспроизведённый образец всё ещё
создаёт строку надписи.
5 баллов. Каракули.
Задание №3 – срисовывание группы точек
1 балл. Почти совершенное копирование образца. Допускается незначительное
отклонение одной точки от строки или колонки. Уменьшение образца допустимо, а
увеличение не должно быть более чем вдвое. Рисунок должен быть параллелен образцу.
2 балла. Число и расположение точек должно соответствовать образцу. Можно не
учитывать отклонение не более трёх точек на половину ширины зазора между строкой и
колонкой.
3 балла. Рисунок в целом соответствуют образцу, не превышая его по ширине и высоте
более чем вдвое. Число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше
20 и меньше 7. Допускается любой поворот, даже на 180 градусов.
4 балла. Контур рисунка не соответствует образцу, но всё же состоит из точек. Размеры
образца и количество точек не учитываются. Иные формы (например, линии) не допускаются.
5 баллов. Каракули.
По классификации положительными считаются первые три группы. Дети, набравшие
количество баллов от плюс 24 до плюс 13, считаются готовыми к школьному обучению.
Общая оценка результатов тестирования
Готовыми к дальнейшему обучению считаются дети, получившие по первым трём
субтестам от 3 до 6 баллов.
7-9 баллов – дети представляют средний уровень развития готовности к школьному обучению.
9-11 баллов – дети требуют дополнительного исследования для получения более объективных
данных. 12-15 баллов – следует особо обратить внимание на эту группу детей (обычно это
отдельные ребята), т. к. это составляет развитие ниже норы. Такие дети нуждаются в
тщательном

индивидуальном

обследовании

интеллекта,

говорить,

методика

развитии

личностных,

мотивационных качеств.
Таким

образом,

можно

что

Керна

-

Йиерасека

даёт

предварительную ориентировку в уровне развития готовности дошкольника дальнейшему
школьному обучению.
Полученные результаты диагностических мероприятий по отслеживанию уровня
сформированности планируемых результатов освоения программы «Умные пальчики» в
30

обобщенном плане, с акцентом на цели и задачи программы заносятся в технологическую
таблицу результатов.
Приложение № 3
Технологическая карта результатов мониторинга освоения программы
«Будущий первоклассник»
Результаты/

Критерии

ФИО ребенка

параметры
Предметные

Уровень эмоциональной выразительности речи

результаты

Умение различать букву и цифру
Умение задавать вопросы
Умение составлять смысловое высказывание по теме
Умение применять пальчиковую гимнастику
Умение выполнять прямой и обратный счет от "1" до "10"
Умение различать «слог» и «слово»
Умение ориентироваться в пространстве
Умение составлять календарь на основе знаний о днях недели,
месяца
Умение составлять сказки на основе представлений о волшебном
мире цифр
Умение работать в тетради
Знание режима дня и основ ЗОЖ
Средний балл

«Умные

Степень эмоциональной выразительности при чтении,

эмоции»

выступлении
Умение представить себя другим
Сложность эмоций:
умение показать различные эмоциональные состояния
литературного персонажа
Умение эмоционально положительно реагировать на
выступление других ребят
Умение эмоционально проявлять дружескую поддержку
Уверенность в своих силах и возможностях
Средний балл

Личностные

Уровень эмпатии

результаты

Уважительное отношение в группе

31

Навыки самостоятельности
Навыки самодисциплины
Наличие гражданской позиции через любовь к родному краю
Наличие желания участвовать в конкурсах
Установка на здоровый образ жизни
Средний балл
Метапредмет

Регулятивные результаты:

ные

- навык работы по инструкции при выполнении заданий разного

результаты

уровня сложности;
-умение слушать взрослого;
- умение организовывать рабочее место;
-умение планировать учебные действия.
Коммуникативные результаты:
- умение слушать собеседника и вести диалог;
- навык коммуникации и сотрудничества внутри учебной
группы;
- навык сотрудничества со сверстниками в разных социальных
ситуациях
Познавательные результаты:
- познавательная активность через проявление
любознательности и умение задавать вопросы;
-выполнение логических операций сравнения, классификации,
обобщения;


-наличие умения наблюдать и быть внимательным.
Общий балл

Низкий уровень: обучающихся не овладел в достаточной степени знаниями и умениями,
предусмотренных программой.
Средний уровень: обучающийся усвоил знания и умения программы и справляется с
заданием с помощью педагога.
Высокий уровень: обучающийся освоил практически весь объем знаний, предусмотренных
программой за конкретный период, и выполняет задания самостоятельно.

32

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».